Команда библиотеки взяла интервью об “академической кухне” у 19 выпускников, преподавателей и студентов Шанинки. Перед вами ― один из наборов карточек, которые библиотека составила, обрабатывая получившийся корпус историй. На вопросы о том, как работать с чужим и своим текстом, зачем и как вести конспект, отвечали исследователи из разных областей ― социологи, политические философы, историки и проектировщики. Ответы, конечно, получились разные и не всегда универсальные: то, что работает в одном поле, не всегда принято или применимо в другом. Тем не менее, мы надеемся, что эти карточки хотя бы немного облегчат путь начинающих исследователей любого направления.
Некоторые считают, что конспекты ― умирающий жанр, но невозможно усваивать информацию с лекций и семинаров и тем более читать литературу без заметок для себя. Конспекты ― это не просто формальность, а академическая необходимость.
1
Что можно назвать конспектами текстов?
В широком смысле, это любой материальный след, который вы оставляете после или во время прочтения: нарисованная схема, заметки на полях, план, рисунки, mindmap, выписанный тезисно текст или ключевые концепты.
Рукописные выжимки или комментарии в электронном виде ― неважно. Конспектом может быть все, что восстановит логику текста или отдельные важные фрагменты, поможет в обработке знаний или послужит материалом для написания собственной работы. Конспекты существуют для того, чтобы к ним возвращаться. Если вы не перечитываете свои конспекты, это сигнал задуматься о том, зачем и как вы усваиваете знания. Хотя иногда нужно записать, чтобы мысли стали частью вашей жизни и можно было начать думать о мире по-новому.
2
Я и так все запомню, зачем конспекты?
Если вы только начали читать текст, то может возникнуть ощущение, что вы и так все запомните. Но при больших объемах это проблематично.
Память в принципе несовершенный механизм, а тут на это ограничение накладывается постоянное усложнение вашего знания. Вы начинаете обращать внимание на те слова и концепты, которые пропускали в самом начале. Если не фиксировать в конспекте этот путь усложнения понимания текста, вы не сможете окинуть взглядом итог многомесячного чтения. Конспекты помогают вспомнить все сразу после прочтения, а иногда и через несколько лет помогут быстро восстановить в памяти, о чем был прочитанный текст ― и может ли он вам помочь сейчас.
3
Что обязательно должно быть в конспекте?
Пока записываете свои и чужие мысли, помечайте, где вы это прочитали и на какой странице, ― это облегчит вам задачу в прицельном перечитывании нужных фрагментов в будущем.
Всегда в конспекте отмечайте не просто книгу или статью, откуда вы взяли ту или иную мысль, а прямо главу, раздел, страницу или даже абзац. Это сэкономит вам потом время на поиски для оформления цитаты.
Обязательно выписывайте мысли и озарения: вы не запомните их, если не запишете. Это может быть фраза в тексте, с которой вы не согласны, ваш комментарий, почему вы обратили на нее внимание, а может быть пример или кейс. Записывайте ремарки, даже если они пока просто эмоциональные.
4
Как можно вести электронные конспекты?
В электронные конспекты можно сразу копировать отрывки текстов из doc или pdf формата. Последний удобен для всех платформ, потому что везде отображается одинаково и не съезжает при конвертировании. Кроме того, в электронном формате можно оставлять комментарии к текстам. Это можно делать и в pdf-readers разного формата, и в электронных читалках. Можно и в самом документе. Но могут оказаться полезны такие исследовательские софты как Zotero или Mendeley, о которых мы написали в другом наборе карточек. Если обращать внимание именно на их функционал для ведения конспектов, то Zotero/Mendeley etc полезны тем, что позволяют конспектировать внутри файлов. Вы загружаете pdf в программу и потом выгружаете опять же в программу все комментарии, которые оставите внутри файла.
Хотите вспомнить, что вы читали о тоталитарных режимах? Заходите в Zotero/Mendeley, вводите “Тоталитаризм” и программа выдает текст, которые вы читали какое-то время назад с этим понятием и вашими комментариями.
Если пользоваться этой программой постоянно, наработается корпус текстов, которые всегда будут с вами (пока рядом ноутбук). Конспекты в этом случае могут быть не самыми детальными. Чем больше слов в заметках ― тем больше они помогут вам в будущем. Например, если вам нужно сделать обзор литературы для эссе или статьи, вы просто можете скопировать эти заметки в Word, добавить связки-ссылки и получить текст, с которым можно уже работать, а не писать с нуля.
Как лучше пользоваться Zotero/Mendeley и др.?
1. Загрузить в программу книгу
2. Оставлять комментарии минимум к каждой главе (можно чаще). Обязательно ― около тех фрагментов текста, где у вас возникла важная мысль или идея.
3. Даже если вы плохо поняли главу ― все равно выписать, что вам показалось в ней важным.
4. Не забывайте в заметках использовать ключевые слова из книги.
Храните все заметки, конспекты, наработки в одном месте. Это может быть один софт, одна папка, при работе над эссе или диссертацией ― даже один файл. Важно не раскидывать информацию по разным медиумам ― так вы можете потерять часть идей или ссылок. В папке можно создать свою систему работы с информацией ― выделять цветом, размером, курсивом, сразу оставлять рядом сноски.
5
Как вести конспекты от руки?
В таком конспекте можно легко ориентироваться ― листать страницы, прочерчивать связи, отмечать пересечения, можно даже вырезать и сопоставлять фрагменты разных заметок между собой. Некоторые люди лучше запоминают, когда пишут текст вручную. Выработайте свою систему обозначений: символами и цветами. При подчеркивании текста на распечатанных листах или в своих рукописных конспектах, используйте несколько маркеров разных цветом. Каждый цвет может что-то значить: цитата, с которой вы не согласны; цитата, которая противоречит другой мысли в тексте; цитата, которой можно подтвердить ваше положение.
Используйте восклицательные знаки, размер текста, положение его на странице ― все это подскажет вам в будущем, как и для чего вы выписали эту мысль, где ее можно использовать.
6
В чем смысл конспекта? Сделать себе краткую выжимку? Выписать набор цитат?
Делать конспект формально ― не имеет смысла. Конспект ― инструмент перевода информации в понятный для себя вид, обнаружение собственного способа систематизировать получаемое знание. Например, есть подход к конспекту как отображению понятийной сетки. При этом методе, нужно отмечать в тексте две вещи: понятия и различения.
Если какое-то слово встречается в тексте много раз ― это не просто слово, а понятие (или концепт). Автор либо эксплицитно раскрывает его в этом тексте, либо раскрывал в других работах. В любом случае, это слово для автора неслучайно и значит больше. Например, в работах Эмиля Дюркгейма слово “солидарность” означает не совсем то, что понимается под этим в обыденном мире, потому что это социологическое понятие ключевое для Дюркгейма.
Понятийную сетку можно оформлять как тезаурус: выписывать концепты и находить их определения в тексте. Смотрите, как концепты работают друг с другом, как они взаимосвязаны и чертите схемы из этих связей и противоречий.
Например, у Аристотеля есть определение человека (политическое животное), группы людей (домохозяйство), группы домохозяйств (деревня/поселение), объединенных поселений (полис). Здесь эта схема будет важна, потому что для Аристотеля существование в рамках Полиса ― финальная форма человека. Он эволюционирует через семью к политическому сообществу, потому что только в нем он раскрывается как человек. Все это можно нарисовать стрелками, и потом разобрать, как может быть устроен Полис, например, при различных видах режимов и т.д. по классификациям.
Это все нужно воспроизвести, чтобы понятийную сетку можно было вытащить из текста и применить к чему-то другому. Например, оценить по аристотелевской классификации современное государство.
Помимо понятий в теоретических текстах стоит обращать внимание на различения. Различения ― это отношения между двумя понятиями, которые выражаются через структуру А ― это не В. Условно, Тирания ― это все, что не демократия. Или “Свобода ― это все, что не рабство”. Или, наоборот, “Рабство ― это все, что не свобода”.
Важно понимать, какие между понятиями отношения. Например, антагонизм или одно понятие ― это структурно более высокий или низкий уровень другого понятия.
7
Понятийная сетка ― звучит сложно. Как подступиться, если я только начинаю работу со сложными текстами?
Если нет привычки к чтению условно сложных текстов, есть хороший приём. Работайте с конспектом в две стадии: сначала просто пишите полотном всё, что вас зацепило в книге, все мысли, которые пришли в голову по ходу чтения, все определения важных вещей, которые даёт автор. Второй этап: перечитайте то, что написали, попробуйте систематизировать, разбить мысли по группам, по темам, найти всё, что относится к определению важных понятий (например, все определения габитуса, которые вам попались у Бурдье). Составьте отдельный список тем, которые поднимает в тексте автор ― это поможет быстро ответить на вопрос "о чем эта книга или статья".
Еще хороший метод - пересказать текст другу.
8
На что ещё обращать внимание, читая текст?
Помимо понятийной сетки, различений и вопроса “О чем книга?”, важно обращать внимание на то, как организован и устроен текст. Смотрите на любой текст как на набор приемов: какую структуру выстраивает автор, как он доказывает свои тезисы и т.д. Эти приемы можно подсматривать, отмечать и некоторые из них потом использовать в своей работе, если они покажутся вам уместными.
9
Я часто делаю конспекты. У меня везде разбросаны разные заметки, бумажки, файлы. Но кажется, в этом не хватает системности.
Для конспектов важна систематизация, чтобы понимать, как прочитанные вами тексты могут работать друг с другом. Вы можете придумать свой способ систематизации знаний, которые приобретаете в университете, но мы предлагаем один интересный и очень библиотечный метод ― “Картотека”.
“Картотека”
Полезная техника по принципу библиотечных картотек. У вас копится большое количество конспектов из прочитанных книг, статей. Делайте в физическом или электронном виде “карточки”, на которой отмечайте (можно в формате тега), по какой теме этот текст, хороший и полезный он или нет.
Карточки все нужно держать в одном месте. Принцип картотеки в том, что это замкнутая совокупность обобщенной информации, куда вносится все. Вы прочитали статью, оценили ― запишите в картотеку название статьи, свою характеристику.
Если вам понравился автор, то в картотеку можно внести карточку автора. И информацию о нем: ФИО автора, где работал, у кого учился, какие у него есть идеи и в каких текстах он их развивал. Потом можно прочесть тексты учителя этого автора (или единомышленника, или соперника по идеям) и сделать карточку уже про него. Так вы соберете идеи авторов и сделаете раздел историй этих идей.
От простого чтения текстов, после которых ненадолго сохранится приятное, но короткое впечатление, вы придете к четкой категоризации авторов в своей личной системе.
Картотека ― это метафора. Совершенно неважно, в какой форме ее хранить, это ваш выбор.
Даже если у вас отличная память, картотеку можно использовать как полезный и эффективный инструмент.
10
На что ещё обращать внимание, читая текст?
Есть разные программы, которые помогают писать тексты большого формата. О Zotero и Mendeley мы писали в других карточках, но есть и другие:
-
OneNote – ежедневник, в который можно записывать заметки и набрасывать черновики. Там можно удобно структурировать по страницам, папкам и проч. Можно выписывать ваши задачи и дробить по разделам на разных страницах, чтобы не отвлекаться. Потом переносить в Word и расписывать, расширять и дополнять.
-
MindManager (Платный софт, есть бесплатная 30-дневная пробная версия) – программа для рисования mindmaps – в ней можно очень удобно делать 1) концепт-граф с понятиями, с которыми вы работаете и 2) разбивать задачи на подзадачи и подпункты, давать им приоритеты. Лучше вместе с большими концептуальными задачами добавлять небольшие шаги: «добавить сноски» или «отформатировать библиографию». Важно визуализировать весь объем работы и приятно потом каждую задачу помечать для себя как решенную.
-
Endnote (платный софт, похож на Mendeley) – программа по управлению библиографией, она автоматически оформляет и формирует библиографию, а также хранит все источники в одном месте.
-
Citavi (платный, похоже на Mendeley) – удобная программа для нарезки цитат, она из PDF позволяет вытаскивать цитаты и хранить их в одном месте с удобной навигацией. Можете ознакомиться с тем как работать с ней в материале наших коллег из библиотеки РАНХиГС.
-
Google Keep ― в нем тоже можно хранить заметки. Благодаря цветовой кодировке, можно для себя выстроить систему, и потом фильтровать по цветам, желая найти ту или иную мысль, фразу, цитату или заметку. Можно сохранять хорошие куски текста для потенциальных эпиграфов, удачные формулировки, которые станут панчлайнами в вашем тексте или просто цепкие идеи, из которых можно развернуть статью.
11
Как сочетать чтение, конспектирование и написание собственного текста?
Первый метод ― классический. Вы читаете, делаете конспект и после того, как почувствуете, что прочли достаточно, садитесь за написание работы, комбинируя идеи других авторов и свои размышления.
Второй ― метод сокращения. Во время чтения пишите не просто конспект, а сразу фрагменты своего текста в рабочий файл. Это послужит основой работы в одном месте. В итоге у вас получится огромный документ, где можно редактировать фрагменты, менять их местами и много-много сокращать. При всех плюсах этого метода, он обрекает на мучительный, но важный этап “выкидывания” лишнего из работы. Хорошая новость ― благодаря такой редактуре текст может стать более сфокусированным.
12
Зачем и как рисовать mind map?
Mind map ― это карта ваших мыслей или ментальная карта. Если совсем просто, то это схема, которую вы рисуете на бумаге или в каком-то приложении, показывая ваши размышления о проблеме.
Mind map помогает визуально структурировать информацию: выразить ход ваших мыслей, найти связи и ассоциации.
Что нужно сделать, чтобы нарисовать ментальную карту?
-
найдите ключевое понятие (слово, автора, тему, сферу)
-
напишите его на листе бумаги (или на онлайн-доске ― например, Miro) по центру
-
в течение 3-5-минутного брейнсторминга выписывайте все ассоциации, которые приходят в голову, не фильтруя: подтемы, сюжеты, имена, связки
-
нарисуйте между ними линии связи, пересечения, смежные зоны. Отметьте то, что вас волнует, что на что влияет. Задайте к каждой связке несколько уровней вопросов.
Так вы получите разветвленное дерево ― внутреннюю карту самоопределения в теме. Вооружившись ей, можно приступить к разработке темы для диссертации или другого исследования.
Пример карты в Miro. Credits: Александр Зарицкий.
Пример рукописной карты. Credits: Полина Колозариди.
Создание mindmap должно проходить в свободной форме ― не стесняйтесь себя и своих идей, фантазируйте. Лучше писать короткие слова или фразы, чтобы сделать мысль прозрачнее. Можно делать рисунки, это подстегивает азарт размышлений.
Когда закончите, отложите mindmap, чтобы вернуться к нему чуть позже, например, на следующий день.
Ментальная карта поможет вам набросать примерный план работы. Согласуйте его с научным руководителем: он/она подскажет, что хорошо, что нужно убрать, чтобы уместиться в объем, что стоит добавить и какие формулировки более уместны.
Полезные материалы:
Подробнее о техниках создания mindmap (ссылки предоставлены Екатериной Новиковой, студенткой программы “Фундаментальная социология”):
Карточки от библиотеки Шанинки
Как узнать больше об авторе статьи?
Статьи для начинающих исследователей в группе библиотеки РАНХиГС Вконтакте
Автор: Наташа Винокурова
Консультанты: Полина Колозариди, Екатерина Кулиничева
Редактура: Лиза Канатова, Вероника Хомякова
Огромное спасибо участникам интервью: Даниил Воскобойников, Всеволод Герасимов, Анастасия Гришина, Александр Зарицкий, Александр Калгин, Константин Кокарев, Полина Колозариди, Артем Кравченко, Екатерина Кулиничева, Денис Ломов, Татьяна Маргулян, Екатерина Новикова, Татьяна Новоселова, Алина Петрова, Алексей Сафронов, Алексей Титков, Арнольд Хачатуров, Юрий Шишлов