Ответы, конечно, получились разные и не всегда универсальные: то, что работает в одном поле, не всегда принято или применимо в другом. Мы понимаем, что не все советы и идеи, представленные здесь, будут одинаково полезны для всех, но надеемся, что эти карточки хотя бы немного облегчат путь начинающих исследователей любого направления.
Часть I
Поиск материалов
Издательств и журналов сегодня великое множество и поэтому гораздо удобнее пользоваться электронными базами, чтобы найти труды на выбранную тему исследования. Но и разнообразие электронных ресурсов часто ставит в тупик начинающих исследователей.
Ниже мы попробовали описать основные пути поиска. Приглашаем вас пройти их вместе с нами!
1
Пустырь, но с указателями
Если вы примерно знаете тему будущего исследования, начните с поиска по ключевым словам.
Пример: Web of Science
-
Введите в строке поиска ключевые слова*.
-
Отсортируйте результаты по количеству цитирований.
-
Просматривая аннотации, выбирайте статьи, которые больше всего, на ваш взгляд, помогут в развитии исследования. Прочитайте их уже полностью и внимательно.
-
Пользуйтесь сортировкой по параметрам “годы публикаций”, “области исследования” (они расположены на панели слева). Не забудьте убедиться, что вы не исключаете случайно нужные материалы ― пробуйте устанавливать разные параметры.
*Не забывайте пользоваться символами усечения (*, ?, $) ― так вы получите больше результатов. Операторы поиска (NEAR, SAME, NOT, AND, OR) помогут сделать результаты точнее. Если вы не знаете, как пользоваться операторами, посмотрите статью WoS.
Так вы увидите материалы, которые уже активно обсуждаются исследователями. Однако игнорировать материалы, на которые пока никто не ссылался, не стоит ― возможно именно они окажутся самыми полезными.
Тексты многих статей будут доступны прямо из WOS (под названием нужно будет нажать на “Полный текст от издателя”).
Поначалу лучше не отвергать материалы из-за того, что они давно вышли или их категоризировали в другое дисциплинарное поле.
2
Брать разгон с точки!
Бывает, что вам сразу известна ключевая работа, на которую вы будете опираться в своем исследовании, и нужно найти авторов, которые цитировали ее. Воспользуйтесь поиском по пристатейной библиографии. Например, посмотрим, как найти авторов, которые ссылались на работу Дэвида Харви “Право на город”.
Пример: Web of Science
1. На начальной странице поиска перейдите во вкладку “Поиск по пристатейной библиографии”.
2. На следующей странице щелкните на “Выбрать все” и нажмите справа на “Завершить поиск”.
3. Статьи можно отсортировать по количеству цитирований, просмотреть аннотации и выбрать лучшие уже из них.
3
Пустырь без указателей
Начать поиск можно с просмотра журналов, в которых обсуждаются актуальные исследовательские вопросы ― выбрать интересные статьи и оттолкнуться от них.
Пример: Jstor
1. На стартовой странице нажмите “Advanced search”.
2. Если уже известны ключевые слова, введите их в графу поиска “Keywords”.
3. Затем, независимо от того ввели ли ключевые слова, найдите графу “Journal or book title” и введите туда название интересующего вас издания.
4. Смотреть и скачивать статьи можно нажатием кнопки “Download PDF” справа от названия статьи.4
Помощь машин!
Кроме поиска по ключевым словам, журналам, Jstor дает возможность загрузить текст, чтобы проанализировать его и дать рекомендации к чтению.
Пример: Jstor
-
На стартовой странице поиска нажмите “Text analyzer”
-
Загрузите документ
-
Просмотрите предложенные статьи ― как при обычном поиске по ключевым словам или темам, ― чтобы выбрать наиболее подходящие вам для работы.
5
В открытом море
Материалы можно найти не только в электронных базах, но и на таких сайтах как Academia.edu, ResearchGate, Google Scholar.
Academia.edu и Researchgate ― это социальные сети для академических исследователей. Там исследователи выкладывают свои работы и общаются, находят возможности для кооперации друг с другом.
Google scholar ― поисковая система по академическим текстам. В ней (также как и в WoS) можно найти статьи, которые опираются на определенную работу. Так можно понять, кто и когда ссылался на классический труд, как «живёт» сейчас концепт. Есть возможность посмотреть все публикации определённого автора, и разные версии опубликованных текстов. К тому же сервис позволяет скопировать уже оформленную ссылку в свою работу (дает на выбор несколько стилей). Все соответствующие кнопки можно найти под названием статьи. Чтобы познакомиться с базовыми правилами поиска в Google Scholar посмотрите, например, материал наших коллег.Часть II
Организация материалов
Есть множество программ, которые позволяют собирать и структурировать источники. Они используются академическими исследователями по всему миру, каждый выбирает для себя наиболее удобную.
Программы отличаются в первую очередь ценой и функционалом. Например, есть платные ― EndNote, Citavi, а есть бесплатные ― Zotero, Mendeley.
Ниже ― о самых простых функциях программ. Чтобы узнать больше, посмотрите обучающие материалы на сайтах программ, статью наших коллег из Академии и инструкцию коллег из НИУ ВШЭ.6
Ничего не потерять!
В каждой программе можно создавать систему папок, которая поможет ориентироваться в материале после первоначального поиска.
Пример: Mendeley
Чтобы создать папку, нажмите на “Create a folder” или щелкните правой кнопкой мыши на “All documents” или на названии той папки, в которой хотелось бы разместить новую коллекцию материалов.
7
Онлайн и офлайн
С помощью расширения для браузера можно сохранять ссылки на сайты в выбранной папке (если пользуетесь EndNote, обратите внимание, что список статей с аннотациями можно выгружать в эту программу прямо из результатов поиска в пару кликов).
Скачать расширения можно в интернет-магазине Google Chrome, просто забив в поиск интересующую программу (Zotero, Mendeley или любую другую). После установки закрепите расширение на панели справа от адресной строки браузера для более удобного использования.
Пример: Mendeley
Когда расширение установлено, статьи можно сохранять в программу как pdf-файлы или ссылки:
1. Выберите нужный документ или сайт.
2. Во время работы на сайте или просмотра pdf-файла нажмите на значок расширения справа от адресной строки браузера.
3. Выберите, поставив галочку слева от материала, что именно хотите сохранить.
4. Выберите, в какую именно папку необходимо сохранить материал (по умолчанию это будет папка “My Library”), и нажмите “Add”.
5. После этого материал появится в версии программы на компьютере, на сайте и любом другом устройстве, где у вас установлена программа (если материал не появился автоматически, нажмите на панели сверху кнопку “Sync”).
8
Магия простого цитирования
С помощью расширения в Word (их также можно найти в открытом доступе ― как для Mendeley, так и для Zotero,) или без него, программы помогают сделать библиографию исследования гораздо быстрее. Ниже ― два способа создания сносок.
Список сносок
Пример: Zotero, Mendeley
Самый быстрый способ выгрузить список уже оформленной автоматически библиографии:
-
Выделите материалы, которые должны быть в списке библиографии.
-
Переместите список курсором мыши в вордовский документ.
-
Проверьте правильность выполненной библиографии (часто информация все же отражается не полностью, особенно если это pdf-файл, загруженный со стороннего сайта, а не из электронной базы статей).
Стиль сносок
Вид библиографии может быть задан в программе. В каждой из них есть множество вариантов оформления, в том числе по стандартам, принятым в России.
Пример: Mendeley
(Вниманние ― программа обязательно должна быть открыта).
1. Зайдите на вкладку “ссылки” в Word (если интегрировали Word и Mendeley; если вы интегрировали Word и Zotero, появится отдельная одноименная вкладка Zotero для пользования программой) или сразу откройте программу.
2. Выберите “More styles” ― откроется окно со списком стилей цитирования.
3. Перейдите на вкладку “Get More Styles” и найдите подходящий вам стиль (в Mendeley около 4000 возможных форматов, есть форматы российских журналов и ГОСТов, также можно разработать свой собственный стиль).
4. Нажмите “Install” рядом с выбранным стилем.5. После установки стиля зайдите еще раз в окошко списка стилей и выберите новый, установленный стиль на вкладке “Installed”, затем нажмите “Use this style”.
Теперь сноски будут вставляться в новом стиле.
9
Zotero, Mendeley и конспекты
Конспекты можно делать прямо внутри загруженного в программу файла ― добавлять комментарии к отдельным файлам (аналогично тому, как это делается в PDF reader) или делать комментарии к тексту в общем.
Полезные советы о том, как стоит писать конспект можно найти в других карточках. Главное, не забывайте, что оставлять комментарии важно, даже если смысл текста не до конца понятен. Использование ключевых терминов и концептов в конспекте поможет в будущем найти по поиску в программе то, что было разобрано в прошлом.Полезные материалы:
Материалы группы библиотеки РАНХиГС Вконтакте
Курсы по academic skills на Coursera: Academic skills for university successКонсультанты: Александр Калгин, Полина Колозариди
Помощь в работе с материалом: Наташа Винокурова, Лиза Канатова, Вероника Хомякова
Огромное спасибо участникам интервью: Даниил Воскобойников, Всеволод Герасимов, Анастасия Гришина, Александр Зарицкий, Константин Кокарев, Полина Колозарили, Артем Кравченко, Екатерина Кулиничева, Денис Ломов, Татьяна Маргулян, Екатерина Новикова, Татьяна Новоселова, Алина Петрова, Алексей Сафронов, Алексей Титков, Арнольд Хачатуров, Юрий Шишлов.