В современном мире сложно не ощутить, насколько стремительно и неожиданно все вокруг может меняться: экономический уклад, формы культуры и искусства, социальные стандарты и прочее. Между тем, это уже довольно давно не особенность жизни отдельного поколения, а тенденция проявляющееся более сотни лет. Динамичные изменения, поиск баланса между новациями и традицией – это то, что поколение за поколением сопровождало жизнь наших предшественников. По сути – именно это и составляла сам нерв жизни российского и советского (как и многих других) обществ.
Самым разным аспектам истории последних двух веков и будет посвящен цикл встреч «История и искусства эпохи модернизации». Его лекторы – исследователи российской и советской истории и культуры XIX-XX вв., а также – преподаватели исторических программ МВШСЭН (Магистерская программа «История российской модернизации», бакалаврский профиль «История и искусства в эпоху современности», курсы дополнительного образования «История городской среды в России XIX-XX вв.» и «Экономическая история России от Великих реформ до Перестройки»).
8 апреля. «Филологическая школа» ленинградской поэзии: от мифологии к истории
«Филологическую школу» ленинградской поэзии называют одним из первых объединений неподцензурных литераторов оттепельного СССР. Биографии таких разных поэтов как Михаил Еремин и Владимир Уфлянд, Лев Лосев и Сергей Кулле редко обходятся без пересказа их юношеских выходок в окрестностях филфака Ленинградского университета. Однако поскольку к «филологам» причисляют поэтов настолько непохожих друг на друга, в пору согласиться с метким определением одного из современников: никакая это не школа, а «компания собутыльников, притворяющаяся литературноий группоий». Или наоборот.
Взглянуть по-новому на историю «Филологической школы» и ее окружения позволяют дневники поэта Михаила Красильникова, только что изданные Европейским университетом в Санкт-Петербурге. Один из самых ярких героев этого круга — многими Красильников признается харизматическим лидером «Филологической школы».
Спикер: Дмитрий Козлов, Кандидат исторических наук, исследователь культуры 1950-60-х гг., НИУ ВШЭ СПб.
13 марта. «Лес» как «пространство различения» и «исчезновения».
Одним из важных философских проектов конца прошлого столетия стал цикл лекций и книга «Лес» В.В. Бибихина, в котором автор исходит из того, что современный человек стремится спрятаться в цивилизации как в лесу, затеряться среди домов и телепередач, возбуждающего кофе и транспортных узлов. Не только крупные города напоминают каменные джунгли, но и современная деревня. Но на самом деле лес – это не место забывчивости, постоянного испытания природой самой себя, постоянных усилий природы успеть за собой.
Подобный взгляд на «Лес» качественно отличен от тех идей, которые излагает другой известный мыслитель XX века — Эрнст Юнгер — в своей книге «Уход в Лес». Сосредотачиваясь на модусе политического в размышлениях о современном состоянии культуры, Юнгер выстраивает оппозицию «Лес – Корабль». Природное – рукотворное, незыблемое – движущееся, живое – мертвое. Об этих концепциях и о взаимодействии с миром искусства философии леса и пойдет речь на лекции.
Спикер: Константин Плотников, искусствовед, кандидат филологических наук, исследователь искусства и общества в России XX века
Общественное движение – по-своему загадочное явление. О нем часто говорят и пишут, далеко не всегда формулируя, о чем идет речь. Общественное движение порой путают с массовым, революционным движением, различными формами неполитической активности социума. Вместе с тем, имеется в виду важная составляющая политического процесса, а именно самоорганизация и идеологическая дифференциация элитных групп, тесно связанных, в том числе, с правящими кругами России рубежа веков. Это хотя бы отчасти объясняет характер и масштаб революционного кризиса 1905 - 1906 гг.
Спикер: Кирилл Соловьев, доктор исторически наук, профессор РАН, исследователь истории Российской империи XIX – начала XX вв, преподаватель магистратуры Шанинки «История российской модернизации»
На лекции мы рассмотрим выдающиеся произведения рубежа XX-XXI вв., попытаемся разобраться в исторических и поэтических контекстах визуального искусства, поговорим о той дистанции, которую художник сознательно устанавливает для публики, а также попытаемся понять, какой язык свидетельствования в искусстве сложился в этот период и почему.
Спикер: Юлия Лидерман, кандидат культурологии, доцент, исследователь культуры, современного театрального и изобразительного искусства
Либерализм в европейском политическом и интеллектуальном пространстве XIX века тесно связан с национализмом – его противником выступает традиционное, династическое правление, лояльность монарху, а не гражданскому сообществу (сообществу граждан). Россия долгое время не представляла в этом отношении какого-либо существенного исключения. Однако к концу 1880-х – началу 1890-х годов в русской общественной мысли сложилась ситуация, во многом привычная нам и поныне — для сторонников либеральных взглядов понятие «национализма», в отличие от 1870-х, представало однозначно негативно окрашенным – в этом можно было обвинять оппонента или, например, связывать принятие националистических воззрений с переходом на консервативные/реакционные позиции. Понятие «нации» при этом оказывалось по меньшей мере нейтральным, а зачастую и положительно окрашенным. О том, почему так случилось – и почему в 1880-е русский либерализм столь легко отказался от попыток оспорить монополию консерваторов/правых на национализм – пойдет речь на предстоящей лекции.
Спикер: Андрея Тесля, кандидат философских наук, доцент, специалист в истории русской общественной мысли XIX в.
Читать подробнее о программах
-
Магистратура по направлению "История"
-
Открыт набор до 13 февраля
-
Открыт набор до 13 февраля
-
ЕГЭ: история, русский язык, обществознание/ иностранный язык/ литература