Как подготовить проект для поступления на факультет управления социокультурными проектами?

Как подготовить проект для поступления на факультет управления социокультурными проектами?

Факультет управления социокультурными проектами сочетает в себе современную и динамично развивающуюся научную школу и инновационную лабораторию, в которой отрабатываются новейшие подходы в области социокультурного проектирования, менеджмента культуры и культурного наследия. 

В 2024 году факультет ведет набор на три образовательные программы:
Чтобы поступить на программы и получить грант на обучение, абитуриентам необходимо подготовить проектную заявку и пройти онлайн-собеседование по ее тематике с преподавателями. Мы поговорили с научным руководителем факультета Ольгой Карповой о том, как подготовить проектную заявку для поступления, какой может быть структура описания проекта и как проходит вступительное собеседование по проекту. 

Какие проекты вы ждете на конкурс?

Мы ждем проекты, которые работают с культурой, культурным ресурсом и используют его для решения социокультурных проблем той или иной целевой аудитории.

Проект должен быть уже реализован или можно описывать проект, который только планируется к реализации? 

Чаще всего абитуриенты подают заявки с проектами, которые только планируются к реализации или находятся на начальной стадии воплощения, однако мы принимаем в качестве вступительной работы и описание уже реализованного проекта, при обязательном условии непосредственной причастности заявителя к проделанной работе. Если вы не были автором и руководителем проекта, то как минимум, должны были быть членом проектной команды и эту роль в проекте нужно тоже кратко описать в заявке.

Можно ли подать проект от лица организации, в которой я работаю?

Да, вы можете подать заявку с проектом, который вы реализуете, работая в той или иной институции или организации.

Можно ли подать коммерческий проект?

Можно.

Какова структура проектной заявки?

Рекомендованная ниже структура является примерной. В ней отмечены те пункты, которые так или иначе должны быть отражены в грантовой заявке, хотя сама по себе последовательность этих пунктов может быть разной.

Введение. Актуальность проекта

Грамотная формулировка проблемы – это 50% успеха проектной заявки и будущего проекта. Хорошо поставленная проблема подкрепляет актуальность и значимость проекта в социальном поле. Чтобы выявить проблему, задайте себе вопрос: зачем вы собираетесь делать проект?

Необходимо понять, ощущается ли проблемная ситуация в обществе.Именно проблема задает масштаб проекта, с которым вы будете работать.

Коммуникация с целевой группой, будущими бенефициарами вашего проекта является лучшим тестером вашей проектной идеи и актуальности проблемы.

Информация о проектной команде

Проект практически никогда не реализуется в одиночку, это всегда командная работа.

Этот раздел включает в себя указание тех, кто входит в команду проекта, какими компетенциями они обладают и какие функции выполняют благодаря этим компетенциям.

Партнеры проекта

Если у вас есть партнеры, это уже является индикатором того, что обозначенная проблема действительно значима и что есть отдельные люди или организации, которые разделяют с вами взгляд на актуальность проблемы и готовы участвовать в реализации проекта.

Партнеры – это те, кто участвует в реализации проекта, вкладываясь в него теми ресурсами, которых вам не хватает в проектной команде. Спонсоры и учредители вашей организации не являются партнерами.

Цель и задачи проекта

Цель – это содержательная направленность проектной деятельности, то, что мы хотим изменить в той ситуации, которую мы рассматриваем как проблемную. Цель непосредственным образом связана с формулировкой проблемы.

Вы описали проблемную ситуацию, выделили проблему и, формулируя цель, показываете, каким образом вы планируете изменить ситуацию, которая сейчас вам кажется неудовлетворительной.

Четко определенная цель помогает легче и быстрее находить нужных партнеров. Задачи проекта связывают вашу проектную идею с планом реализации.

Цель и идея – это контур деятельности, которую вы собираетесь реализовывать, задачи разбивают эту деятельность на отдельные направления, тематически и функционально отличающиеся друг от друга.

Целевая группа проекта

Целевая группа – это аудитория, на решение проблем которой направлен ваш проект, и те, кто получат основные выгоды и эффекты от его реализации.

Не формулируйте ЦА слишком широко, проект не может быть направлен на всех людей сразу. Чем более точно вы сформулируете вашу целевую группу, тем лучше.

Идея проекта

Идея описывает то, что вы собираетесь делать в рамках проекта, основное содержание деятельности: как вы собираетесь достичь цели, за счет какой активности.

Продукт или услуга

Продукт или услуга – непосредственный результат проектной деятельности.

Примеры продукта: выставка, фестиваль, инсталляция и так далее. 

Примеры услуг: новый культурно-образовательный продукт в музеях, в культурных центрах или в библиотеке, услуга, которую можно оказывать в течение определенного времени, то, что не имеет овеществленного воплощения.

Описание деятельности, этапы реализации проекта

Проект как определенная, ограниченная по времени деятельность имеет свою последовательность, которую необходимо описать в заявке.  

Этот раздел представляет собой дорожную карту (организационный или календарный план проекта) и помогает спланировать не только то, что мы делаем, но и то, кто из участников команды и с помощью каких ресурсов это делает.

Ресурсы, задействованные в проекте

В проекте мы управляем не только материальными, но и нематериальными ресурсами, например, символическими или культурными, которые активно вовлекаются в проектную деятельность и конвертируются с ресурсами других типов.

При подаче заявки важно понимать, откуда вы планируете получить ресурсы на реализацию проекта и почему.

Бюджет

Необязательно расписывать бюджет в мельчайших деталях, но важно понимать масштаб проекта, чтобы бюджет был соразмерен той деятельности, которую вы собираетесь вести.

Также важно понимать, насколько бюджет реалистичен, можно ли за эту сумму реализовать тот объем деятельности, который вы планируете.

Сбалансированность и сомасшатбность – главные критерии, по которым оценивается проект бюджета.

Ожидаемые результаты

Здесь важно разводить два понятия – непосредственный результат и косвенные эффекты, потому что у социокультурных проектов более важно второе.

Например, результат проекта – проведенная выставка и соответствующие количественные критерии оценки эффективности ее работы, но социокультурный резонанс, который получается от реализации проекта, может быть более значительным. И этот резонанс, влияние проекта на социальные и культурные процессы (в том числе процессы территориального развития) тоже нужно уметь описывать, именно в нем состоит главное предназначение проекта.

Не забывайте, что ожидаемые эффекты должны быть связаны с той проблемной ситуацией, которую вы поставили в самом начале своего проекта.

Критерии эффективности не могут быть универсальными, у каждого проекта они свои, они должны быть релевантны целям, задачам и той деятельности, которую вы реализовывали. Также они должны отражать уникальность вашего проекта. Не ограничивайтесь стандартными критериями, вроде количества посетителей и публикаций в СМИ, продумайте как вы сами оценили бы эффект от своего проекта, по каким показателям?

Нужно ли согласие от партнеров на этапе подачи заявки?

Не обязательно, так как это не заявка на финансирование проекта.  Согласием партнеры подтверждают свою готовность работать с вами. Если идея свежая и проект только готовится к реализации, то вполне допускается, что это могут быть предполагаемые партнеры, от которых вы еще не получили согласие. Здесь важно увидеть, насколько адекватно вы оцениваете соответствие выбранного круга партнеров той проблемной ситуации, которую вы обозначаете в своем проекте.

Может ли быть несколько целевых групп?

Да, это могут быть 2-3 целевые группы, но все же не нужно переусердствовать. Если набор целевых групп слишком большой, проект рискует стать несбалансированным.

Стоит ли опасаться узкой целевой группы?

Нет, не стоит. Проект – это очень точечное действие, оно может быть направлено на маленькую группу, но при этом производить довольно большой эффект.

Как проходит вступительное собеседование по проектной заявке?

Собеседование – это диалог, который ведется в свободной форме. В каждом конкретном случае вопросы к абитуриенту могут быть разными ввиду уникальности каждого проекта.

Несмотря на это, можно выделить некоторые опорные вопросы, которые являются универсальными. Прежде всего, на собеседовании вас будут спрашивать: 

  • О проблемных зонах в вашей проектной заявке, которые выявляют определенный уровень вашего проектного видения;

  • О взаимосвязи проблемы, ее актуальности, целевой группы и идеи вашего проекта;

  • О том, почему именно эта деятельность, а не другая, будет наиболее эффективной в решении проблемы

Все вопросы нацелены на определение сбалансированности и сомасштабности вашего проекта.

Как обучение на программе поможет мне развивать проект?

Вы можете выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию, ориентируясь на свой проект и его доработку. Внутри каждого курса предполагаются письменные отчетные работы, которые могут быть связаны с проработкой разных аспектов не просто вашего проекта, но и всех тех контекстов, которые вовлекаются в деятельность, связанную с ним. В ходе обучения вы можете прийти к новым решениям в рамках уже существующей задумки или же прийти к совсем новой идее и новому проекту, что сформирует другую логику движения внутри образовательной программы.

Расшифровка и редактура: Алина Смирнова
2608

Вас может также заинтересовать