Директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ
Расскажите, почему вам интересна сфера образования? Как вы пришли к исследованиям в этой области, и почему эта деятельность важна для вас?
Вера Мальцева: Я экономист, поэтому мне интересно не образование само по себе, а его роль в развитии общества, социальных институтов, а также в жизненных траекториях людей.
Мой путь в исследования образования не совсем типичный. По базовому образованию я экономист-международник, десять лет занималась исследованиями международной торговли. На первый взгляд, далековато от образования. Однако обсуждая факторы экономического роста и институты, я не могла не обращаться к вопросам образования, важнейшей роли человеческого капитала в экономическом развитии. Постепенно эти вопросы и профильная литература стали занимать меня все больше. Плюс, сразу после окончания университета я начала преподавать, и эта практика давала мне дополнительную пищу для размышлений – почему одни мои студенты более успешны, как в образовании, так и после на рынке труда, а другие – менее? Так я и оказалась в исследованиях образования, в которых пытаюсь интегрировать оптику экономиста в преимущественно социологические сюжеты.
Максим Буланов: Сфера образования – сложный и многослойный объект для изучения и практикования. В образовательных практиках отражаются многие общественные и цивилизационные процессы. Мой путь в образовании начинался с вожатства и преподавания словесности в средней школе, при этом мне всегда была близка тема психолингвистики. Развиваясь в этой сфере, я нашел точку своего интереса – community-engaged research и налаживание инфраструктур, способствующих развитию образовательной среды в городе. Результаты этой работы важны для меня, так как работающая инфраструктура способствует качественному развитию сферы образования, а значит, и качества жизни.
Полина Колозариди: Миссия образования — в любом контексте — в поддержании мостов между интеллектуальными/бытовыми/производственными мирами и сохранении автономности миров. Да, и иногда мосты надо сжигать, это тоже важно.
Расскажи, пожалуйста, как нашла сферу своих исследовательских интересов?
Полина Колозариди: Сфера моих исследовательских интересов была со мной всегда — как ни посмотрю на «техническое» решение проблемы или «гаджет» — и начинаю думать, как оно устроено, почему так, и как люди к этому пришли. С детства про это думала, а потом мне везло встречать людей, которые не считали мои вопросы и удивление чем-то комичным, а наоборот, поддерживали. Теперь я сама стараюсь быть таким человеком.
Образовательная урбанистика – подход, в рамках которого разрабатываем педагогические инструменты и методики организации образовательных практик в городской среде
Максим Буланов: Образовательная урбанистика как идея попала в поле моего зрения в 2016-2017, когда я познакомился с концепцией Knowledge City израильских исследователей и педагогов и начал собственный образовательный проект МЕСТО: вместе с коллегой-архитектором Ольгой Рокаль. Тогда же я начал взаимодействовать с коллегами из МГПУ, где мы и сформулировали термин "образовательная урбанистика" в лаборатории социокультурных образовательных практик. Образовательная Урбанистика – подход, в рамках которого разрабатываем педагогические инструменты и методики организации образовательных практик в городской среде, а также: изучаем образовательные практики горожан и городские пространства как таковые с целью понять, что такое образовательный потенциал городской среды, как его проектировать и проявлять.
Вера Мальцева: Для меня самая увлекательная часть в исследовании – это начальный этап, когда с азартом ставишь вопросы, строишь и обсуждаешь гипотезы, придумываешь дизайн, и отчасти последний – когда все данные собраны, обработаны и описаны, остается лишь интерпретация. Самый сложный для меня этап, в котором легко “увязнуть” – это отчасти рутинная работа по обработке данных, требующая внимательности, итеративности. Моя нетерпеливость часто мешает усадить себя за эту работу. У меня нет проблем с первым этапом и всегда много идей, которые хотелось бы разработать, но над сближением “придумать” и “реализовать” еще нужно работать.
Полина Колозариди: В написании исследования мне сложнее всего говорить не-поэтическим языком, чтобы высказывание содержало в себе однозначность. Я часто теряю понимание того, зачем нужно высказывание, если оно не устроено красиво, кому адресовано.
Что помогает набраться сил и преодолевать трудности на исследовательском поприще?
Вера Мальцева: Воспринимаю исследовательскую работу как очень творческое занятие, поэтому если начинаю пробуксовывать, откладывать очередной текст, то лучшее средство – обратиться к текстам коллег, за работой которых слежу, сходить на конференцию, семинар, выступить с докладом, получить обратную связь. То есть получить инъекцию вдохновения, вновь почувствовать азарт к своей теме. Если же накапливается системная усталость, то помогает смена типа деятельности. Фокусируюсь на других делах, даю себе возможность соскучиться по работе над исследованием, интеллектуальному напряжению.
Почему для исследователя важно принимать участие в конференциях?
Максим Буланов: Для исследователя важно принимать участие в конференциях, чтобы получать адекватную обратную связь от сообщества, заводить новые знакомства и партнерства, расширять границы своего (не)знания.
Полина Колозариди: Мой доклад будет про то, почему все так легко бросаются словом «цифровой» без лишних раздумий. Я об этом беспокоюсь. Так и появилась его идея.
Вера Мальцева: Мой доклад посвящен траекториям высокообразованной молодежи в образовании и профессии – роли социально-экономического статуса и запаса человеческого капитала в их формировании. Я пытаюсь показать вариацию траекторий, казалось бы, очень похожих людей – 25-летних с высшим образованием. Одни прошли цикл бакалавриат-магистратура без опыта работы, происходят из привилегированных семей, учились в селективных университетах, другие смогли осилить только бакалавриат, им пришлось работать с 1-го курса, чтобы поддерживать себя финансово. Я показываю, какую роль сыграл социальный статус и начальные способности на то, в какой траектории оказались эти молодые люди. Насколько их маршрут “предрешен” стартовыми условиями.
Максим Буланов: В рамках своего доклада я расскажу про модель партнерства между университетом и сообществом на пользу студентам SOFAR, разработанную в университете, где я сейчас работаю. Также я приведу примеры из личной практики, как это работает в приложении к проектированию курсов и магистерских программ. Также можно обсудить, как модель SOFAR может помочь понять социальные, организационные и физические аспекты этих партнерств и как они влияют на обучение студентов и взаимодействие с сообществом.
Полина Колозариди: Почитать я советую, во-первых, книгу Янины Пруденко про цифровые сюжеты в СССР. Во-вторых, книгу Эрика Ауэрбаха «Мимесис». Вообще, я советую коллегам в начале пути — читать и доверять. Это сложно совместить, но вы попробуйте.
Максим Буланов: Для погружения в тему можно почитать публикацию коллег про эту модель: "Partnerships in Service Learning and Civic Engagement" (2009).
Вера Мальцева: Пожалуй, главное – найти вдохновляющую тему, вопрос, на который хотелось бы найти ответ, который не отпускает и волнует по-настоящему. Профессиональный путь исследователя непрост – он длиннее, чем в корпоративном секторе. Для того, чтобы выдержать его важно сохранять азарт исследователя, а еще полезно найти интеллектуальный ориентир – коллегу в вашей области/конкретный научный труд, на которых хотелось бы ориентироваться и фиксировать свой прогресс. Как в детстве многие родители отмечают рост ребенка на дверном косяке. На первых порах в этих работах вы можете понимать лишь 20%, но с каждым днем – все больше. А потом откроются следующие двери – в еще более сложные темы и области.
Максим Буланов: Я желаю быть смелыми, идти за своим интересом и не переставать удивляться новому.
Текст: Максим Никитин