С 17 сентября в библиотеке Шанинки проходит серия встреч «Ближе к тексту» в рамках семинаров Research&Write. Она посвящена проблеме авторства в исследовательских текстах, в первую очередь социальных и гуманитарных наук.
Быть автором — непросто. Мы знаем из истории науки, что текст — культурно специфичен и изменчив. Мы знаем из социологии знания, что текст — это результат хрупких и одновременно таких устойчивых, принуждающих конвенций. Конвенции создаются и утверждаются авторами, научным сообществом и (вос)производятся через сами же тексты, меняются от дисциплины к дисциплине, от сообщества к сообществу, от журнала к журнала. Но вместе с тем, требования универсальной рациональности, логики и объективности вписаны в нормы академического письма так, будто ничего другого в тексте быть не может.
Мы уверены, что быть автором — это не просто воспроизводить тексты в согласии с нормами. Быть автором научного текста — значит жить в сложном контексте с гетерогенными правилами и проблемами. В одиночку разобраться с ними непросто, поэтому мы открываем серию встреч. Это встречи для тех, кто учится писать тексты, пишет их давно, переживает за них или хочет начать.
На серии встреч «Ближе к тексту» мы будем обсуждать научное авторство как изменчивое явление, набор практик и языковых приемов, коллективное действие и стратегию самопрезентации, говорить о роли гендера, материальности и технологий. К каждой встрече мы предлагаем набор текстов, которые (вместе с их авторами) ставят близкие проблемы, и выносим их на обсуждение с заинтересованными коллегами.
Модераторы серии: Ирина Антощук и Полина Колозариди.- Ирина — аспирантка университета Амстердама и СПбГУ, исследователь миграции и науки, любитель качественного письма и анализа текстовых практик в социальных науках.
- Полина — интернет-исследователь, координатор клуба любителей интернета и общества, работница образования.
Ближе к тексту: я/мы автор*/ка
Мы хотим поговорить о том, как меняется взгляд на и само авторство в контексте феминистских подходов. Научное авторство, с его стандартами объективности и рациональности, строгой логичности и нейтральности, конструированием текста с позиции трансцендентального познающего субъекта, который проникает в тайны природы, глубоко связано с представлениями о маскулинности и дихотомией “мужское” и “женское”. Как преодолеть патриархальные искажения, вписанные в традиционное научное авторство и нужно ли это делать? От чего следует освободить научное письмо и каким образом это сделать? Как сделать его более инклюзивным, гетерархичным, диалогичным? Что такое феминистское, интерсекциональное, бисексуальное письмо? Кем тогда выступает автор*ка и какие практики письма возникают?
Список текстов:
Основная литература:- Belsey, C. (2000). Writing as a Feminist. Signs: Journal of Women in Culture and Society, 25(4), 1157-1160.
- Livholts, M. (Ed.). (2012). Emergent writing methodologies in feminist studies. Rutledge. (Introduction, pp. 1-24)
- Handforth, R., & Taylor, C. A. (2016). Doing academic writing differently: A feminist bricolage. Gender and Education, 28(5), 627-643.
- Phillips, M., Pullen, A., & Rhodes, C. (2014). Writing organization as gendered practice: Interrupting the libidinal economy. Organization Studies, 35(3), 313-333.
- Cixous, H., Cohen, K., & Cohen, P. (1976). The laugh of the Medusa. Signs: Journal of Women in Culture and Society, 1(4), 875-893.
- Lykke, N. (2010). Feminist studies: A guide to intersectional theory, methodology and writing. Rutledge. (Chapter 10, pp. 163-183)
- Lykke, N. (Ed.). (2014). Writing academic texts differently: Intersectional feminist methodologies and the playful art of writing. Routledge.(Editorial introduction, pp. 1-12)
PDF версии текстов