"Немузей" задуман как исследовательский проект и будет реализован в духе культуры соучастия и предполагает вовлечение выпускников Шанинки, коллег и всех, кто знал и любил Теодора. Проект "немузея" Теодора Шанина будет многосоставным. Одна из его частей будет реализована в Газетном переулке, предположительно на территории библиотеки.
Обсуждая планы работы с наследием Теодора, очень важно избежать классической мемориализации, превращающей человека и его дело в бронзовый памятник, застывший, зачастую скучный и малоинтересный тем, кто не знал героя лично и не является его поклонником. Да и сам Теодор очень не любил этот глянец. Именно поэтому, стремясь уйти от устойчивых ассоциаций мемориальной "музейности" с витринами, книжными шкафами, тихими залами и табличками "Руками не трогать", мы решили использовать рабочее название "неМузей Теодора", чтобы обозначить живой, многогранный, противоречивый и общественный характер этого проекта, который, как мы надеемся, будет развиваться, прирастать новыми инициативами, ветвями и побегами, и когда-нибудь мы сможем увидеть во всем великолепии прекрасное "древо наследия Теодора".

Итак, проект "немузея" Теодора Шанина будет многосоставным. Одна из его частей будет реализована в Газетном переулке, предположительно на территории библиотеки.
Презентация первого фрагмента будущей экспозиции и концепции проекта — 29 октября 2020.
Планируется привлечение разных грантовых средств на отдельные части проекта: экспозицию в библиотеке, медиаэкспозиции онлайн, публичная деятельность. Также планируется привлекать средства выпускников в виде пожертвований и аукционов.
Куратор проекта неМузея - Надя Пантюлина
Презентация первого фрагмента будущей экспозиции и концепции проекта — 29 октября 2020.
Планируется привлечение разных грантовых средств на отдельные части проекта: экспозицию в библиотеке, медиаэкспозиции онлайн, публичная деятельность. Также планируется привлекать средства выпускников в виде пожертвований и аукционов.
Куратор проекта неМузея - Надя Пантюлина
Идея экспозиции неМузея
Создать фрагменты-острова внутри библиотеки из ансамблей предметов-фотографий-мыслей-ситуаций Теодора, которые:1. отражают важные детали восприятия мира,
2. его осмысления,
3. открывают образ жизни деятельных внимательных к тонким вещам людей, вкладывающих силы и участвующих в гуманистическом изменении мира.
Задачи
Избежать мемориализации, превращающей человека в бронзовый памятник, поэтому рабочее название "немузей".
Создать фрагменты-острова внутри библиотеки из ансамблей предметов-фотографий-мыслей-ситуаций Теодора, которые:
- отражают важные детали восприятия мира, его осмысления,
- открывают образ жизни деятельных внимательных к тонким вещам людей, вкладывающих силы и участвующих в гуманистическом изменении мира.
Привлечь средства на реализацию через грантовые заявки и выпускников
Включить сообщество выпускников, преподавателей, исследователей в работу над проектом
Настроение проекта
Присутствие Теодора, ощущение. Когда смыслы воспринимаешь еще и чувственно.
Вдохновлять Теодором и стимулировать на гражданское участие.
Показать результаты созданного и людей-соратников.
Не давать ответов, — задавать направления движения мысли.
Дать почувствовать человека во всей красоте его сложности: сомневающегося, ищущего, умеющего ставить задачи, выбирать, признаваться в неправоте, менять выбор и обосновывать, думать вслух, переживать, слышать.
Принять участие
Вы можете присоединиться к работе над неМузеем Теодора в следующих направлениях:- Работа в архивами и проведение исследований
- Сбор публикаций Теодора и о Теодоре
- Сбор фото и видеоматериалов, их последующая обработка
- Проведение интервью с коллегами, соратниками, друзьями Теодора и их расшифровка
- Фото и видеофиксация отдельных интервью
Если вам интересно принять участие, пусть даже пока вы не понимаете до конца - в какой роли, пожалуйста, напишите нам на почту: teodor@universitas.ru
Первый запрос от куратора проекта Нади Пантюлиной — ответьте, пожалуйста, на один или несколько вопросов о Теодоре и Школе, чтобы сформировать ключевые смыслы музея, мы будем рады длинным текстам, фрагментам и коротким заметкам:
1/ Расскажите нам, — как шутил, спорил, плакал, не соглашался Теодор, как задавал вопросы и как отвечал на них.
2/ Подскажите слова - настроения и короткие образы о Теодоре, главные ощущения, которые надо сохранить и передать.
3/ Сформулируйте, что такое Школа, ее суть, в чем отличие от других учреждений.
4/ Поделитесь любым своим воспоминанием (можно с фото и видео, в том числе ассоциативными), которое у вас связано с Теодором.
5/ Может быть, такие воспоминания вы уже записывали и публиковали, — поделитесь, пожалуйста, ссылками на них.
Ответы можно прислать на почту teodor@universitas.ru
1/ Расскажите нам, — как шутил, спорил, плакал, не соглашался Теодор, как задавал вопросы и как отвечал на них.
2/ Подскажите слова - настроения и короткие образы о Теодоре, главные ощущения, которые надо сохранить и передать.
3/ Сформулируйте, что такое Школа, ее суть, в чем отличие от других учреждений.
4/ Поделитесь любым своим воспоминанием (можно с фото и видео, в том числе ассоциативными), которое у вас связано с Теодором.
5/ Может быть, такие воспоминания вы уже записывали и публиковали, — поделитесь, пожалуйста, ссылками на них.
Ответы можно прислать на почту teodor@universitas.ru