Несколько слов о том, что это за материал и как его использовать
Мы посчитали нелишним создать общую подборку с важными — обязательными для ознакомления и вспомогательными — материалами, которые могут пригодиться в процессе поступления. Формальная информация взята с сайта Шанинки и со страницы программы — мы советуем вам ознакомиться с ними отдельно, поскольку данный материал не замещает сайт, но только обобщает.
-
Магистратура по направлению "Социология"
Мы старались наполнить подборку разнообразными примерами, и в этом отношении следует сделать оговорку. Упоминаемые примеры не стоит воспринимать как типические или исчерпывающие — чаще они приводятся для указания на факт существования источников некоторого рода. Это не означает, что вы должны ограничиться приведенными примерами в ваших исканиях или что такого рода источники непременно надо использовать при работе с некоторой проблемой. Предлагая примеры, мы хотели обозначить возможные направления ваших дальнейших поисков, не осуществляя их за вас.
Напоследок несколько слов о “кто “мы”-то”. Над материалом работали члены новообразованной кураторской группы — студенты магистратуры и переподготовки первого и второго годов обучения. В конце материала вы найдете контакт одного из составителей — к ней вы можете обратиться с вопросами и пожеланиями по данной подборке и с неформальными вопросами о процессе поступления и обучения.
Материалы для подготовки к вступительному экзамену
Обязательные материалы
Экзамен в магистратуру Шанинки предполагает три шага:
- Написание эссе и его сдача за 5 рабочих дней до экзамена
- Прохождение экзамена по английскому языку
- Прохождение устного экзамена по специальности с ответом на два заранее выбранных вопроса
Например, Вадим Радаев в книге «Как организовать и представить исследовательский проект» называет проблемой «некое несоответствие наших знаний об объекте другим знаниям о нем, обыденным представлениям, здравому смыслу», тогда как Виктор Вахштайн* отстаивал бы позицию, согласно которой проблема может быть поставлена только в плоскости научного знания, не между плоскостями научного знания и знания обыденного.
Вам, скорее всего, будет мало смысла сейчас погружаться в подобные вопросы. Можем вас заверить, что на данном этапе будет достаточно положиться на определение проблемы в двух приведенных выше материалах и на материалы о формате аналитических чтений.
Дополнительные материалы
В ходе обучения вам так или иначе придется усваивать новые для себя навыки письма или перекраивать навыки уже существующие. Некоторую пользу в этом может сослужить предварительное ознакомление с материалами о том, как обращаться с чужими и своими текстами, приведенными на сайте в разделе Library Skills, или со схожими материалами и курсами других университетов или интернет-ресурсов. У Шанинки есть своя специфика, во многом обусловленная форматом аналитических чтений, но сторонние рекомендации общего характера в отношении чтения, записей и письма могут быть полезны для облегчения адаптации.
Среди материалов с сайта Шанинки мы особенно рекомендуем текст о том, как писать тексты, расшифровку занятия по академическому письму от Константина Гаазе и материал о выборе темы исследования, в частности, пункт 10 для тех, кому предстоит осваиваться в новых для себя темах.
Для подготовки ответа по разделу "Методология социологического исследования" в качестве отправной точки может пригодиться курс Теория познания в социологии. Стоит напомнить, что источник такого рода следует использовать для начальной навигации в теме и иногда для начального подбора литературы, обязательной для погружения в тему. Серьезная навигация и поиск источников осуществляется с опорой на научные публикации. Как бы очевидно это не звучало, обращение к подобного рода подборкам суть один из множества способов погружения в новую тему.
Если вы занимаетесь современным автором или современной дискуссией, YouTube, другие видео-платформы и сайты конференций могут быть крайне полезными в качестве дополнения к чтению текстов. Там можно найти много разного. От лекций, посвященных публикациям новых книг (например, Встреча с Джорджо Агамбеном; Презентация русского перевода Бредовой работы Дэвида Грэбера), и популяризаторских лекций, которые следует использовать особенно осторожно из-за формата подачи информации (например, Лекция Михаила Соколова «Социология литературных вкусов») до записей с конференций (Paul Hoyningen-Huene, What is uncontroversial about Kuhn?; Mike Lynch, Radical Ethnomethodology) и интервью (среди которых есть особенно ценные интервью с ныне покойными мыслителями, например, Hannah Arendt, Full Interview with Günter Gaus; Niklas Luhmann, Beobachter im Krähennest — оба интервью снабжены субтитрами).
Здесь все зависит от вашего исследовательского и личного интереса. Излишне полагаться на такие материалы не стоит, потому что, так или иначе, вам придется заниматься мертвыми авторами, однако и пренебрегать ими не стоит. Иногда знакомство с выступлением позволяет иначе расставить акценты в рассуждении человека и обратить внимание на нечто прежде скрытое.
Как кажется, полезным будет заблаговременно определить инструменты, которыми вы будете пользоваться в ходе подготовки к экзамену и в процессе обучения, от менеджера цитат до системы конспектирования и хранения информации. “Определить” здесь значит собрать информацию о существующих инструментах, изучить возможности, опробовать, отобрать нужные и довести владение ими до уверенного рутинного уровня.
Об опыте обучения на факультете социальных наук Шанинки
Отдельные высказывания выпускников последних лет вы могли видеть на странице программы. Помимо этого мы советуем вам ознакомиться с двумя эфирами, в рамках которых выпускников просили рассказать о своем опыте обучения в Шанинке:Что может пригодиться для формирования представления о содержании обучения
Познакомьтесь с форматом аналитических чтенийАналитические чтения — стандартный режим работы с текстами, который практикуется в Шанинке, с целью привить студентам определенный взгляд на внутреннее устройство текста и научить их извлекать максимум из одного текста.
При аналитических чтениях текста во внимание не берутся другие тексты и общий контекст, — отчасти чтобы “уравнять шансы” читателей, отчасти чтобы научиться использовать ресурсы самого текста.
На чтениях мы ищем проблему в рассуждение автора; после обозначения проблемы читатели пытаются починить текст ресурсами текста; обыкновенно это значит обозначить развилку и два или более варианта доработки. Доработка основывается на предположении, как или в каком направлении автор чинил бы текст, если бы занялся устранением противоречия. Далее нужно приводить всевозможные аргументы из текста в пользу этих вариантов. Какой вариант найдет большее или лучшее подтверждение, тот и принимается в качестве конечного объяснения. Как вы могли догадаться по многократному использованию слова ‘текст’, программа текстоцентрична.
Сейчас чтения ведет Наталья Лебедева, выпускница 2017-го года. Анонсы публикуются в группе Клуба, на стене группы можно найти тексты, которые читались ранее. В той же группе опубликованы правила аналитических чтений, которые распространяются и на аналитические чтения, проводимые в рамках обязательных курсов. Примеры аналитических чтений: тут и тут.
Вы можете посмотреть ридеры прошедших выездных школ для общего понимания того, с каким объемом материалов и с текстами какой сложности вам предстоит работать для начального погружения в некоторую случайную тему. В группе факультета по словам "школа" и "ридер" вы найдете записи о прошедших школах. Там же вы можете найти записи ранних школ, например: запись курса «Действие и событие» Александра Филиппова и записи с выездной школы 2014-го года.
Посмотрите записи выступлений и публикации преподавателей и выпускников факультета
Дополнительно вы можете ознакомиться с записями публичных выступлений и публикациями преподавателей; преподаватели представлены на странице программы. В качестве нескольких примеров:- Лекция Александра Филиппова «Социология: (не)завершенный проект»
- Публикации и материалы лекций Дмитрия Рогозина.
- Доклад Марии Волковой «Питер Уинч, Азанде и дебаты о рациональности: Витгенштейнианское понимание понимания». В лекции Марии отчетливо видна проблема и развилка.
- Илья Пресняков. Что делают социальные ученые в ситуации «политеизма ценностей»? Или еще немного о веберовском «призвании».
- Павел Степанцов. Теоретические стратегии исследования социального действия: каузальное объяснение vs понимание смысла.
- Виктор Вахштайн*. Революция и реакция: об истоках объектно-ориентированной социологии.
- Мария Ерофеева. Акторно-сетевая теория: объектно-ориентированная социология без объектов?
Контакты
Координатор по поступлению в ШанинкуE-mail: 2024@universitas.ru
Telegram: t.me/mssesmasters_bot
Телефон: +7 (495) 150-80-94 (пн-пт 10:00-18:00)