Подборка материалов для поступления на «Фундаментальную социологию» от студентов

Подборка материалов для поступления на «Фундаментальную социологию» от студентов

Несколько слов о том, что это за материал и как его использовать

Мы посчитали нелишним создать общую подборку с важными — обязательными для ознакомления и вспомогательными — материалами, которые могут пригодиться в процессе поступления. Формальная информация взята с сайта Шанинки и со страницы программы — мы советуем вам ознакомиться с ними отдельно, поскольку данный материал не замещает сайт, но только обобщает.

Мы старались наполнить подборку разнообразными примерами, и в этом отношении следует сделать оговорку. Упоминаемые примеры не стоит воспринимать как типические или исчерпывающие — чаще они приводятся для указания на факт существования источников некоторого рода. Это не означает, что вы должны ограничиться приведенными примерами в ваших исканиях или что такого рода источники непременно надо использовать при работе с некоторой проблемой. Предлагая примеры, мы хотели обозначить возможные направления ваших дальнейших поисков, не осуществляя их за вас.

Напоследок несколько слов о “кто “мы”-то”. Над материалом работали члены новообразованной кураторской группы — студенты магистратуры и переподготовки первого и второго годов обучения. В конце материала вы найдете контакт одного из составителей — к ней вы можете обратиться с вопросами и пожеланиями по данной подборке и с неформальными вопросами о процессе поступления и обучения.

Материалы для подготовки к вступительному экзамену

Обязательные материалы

Экзамен в магистратуру Шанинки предполагает три шага: 

  1. Написание эссе и его сдача за 5 рабочих дней до экзамена
  2. Прохождение экзамена по английскому языку
  3. Прохождение устного экзамена по специальности с ответом на два заранее выбранных вопроса
От вас ожидается, что в рамках подготовки экзаменационных ответов вы предпримете попытку поставить проблему. Не страшно, если у вас не получится это сделать в этом в рамках экзамена — это не закроет вам дверь в Шанинку. И даже в первых эссе, если уж на то пошло. О том, что понимается под проблемой, вы можете прочитать в Правилах аналитического чтения и в статье о шанинском тексте.  
Стоит оговориться, что понимание того, что считать проблемой, у разных исследователей, даже среди тех, кто связан с факультетом социальных наук Шанинки, будет разным.
Например, Вадим Радаев в книге «Как организовать и представить исследовательский проект» называет проблемой «некое несоответствие наших знаний об объекте другим знаниям о нем, обыденным представлениям, здравому смыслу», тогда как Виктор Вахштайн* отстаивал бы позицию, согласно которой проблема может быть поставлена только в плоскости научного знания, не между плоскостями научного знания и знания обыденного.
Вам, скорее всего, будет мало смысла сейчас погружаться в подобные вопросы. Можем вас заверить, что на данном этапе будет достаточно положиться на определение проблемы в двух приведенных выше материалах и на материалы о формате аналитических чтений.

Дополнительные материалы

В ходе обучения вам так или иначе придется усваивать новые для себя навыки письма или перекраивать навыки уже существующие. Некоторую пользу в этом может сослужить предварительное ознакомление с материалами о том, как обращаться с чужими и своими текстами, приведенными на сайте в разделе Library Skills, или со схожими материалами и курсами других университетов или интернет-ресурсов. У Шанинки есть своя специфика, во многом обусловленная форматом аналитических чтений, но сторонние рекомендации общего характера в отношении чтения, записей и письма могут быть полезны для облегчения адаптации.

Среди материалов с сайта Шанинки мы особенно рекомендуем текст о том, как писать тексты, расшифровку занятия по академическому письму от Константина Гаазе и материал о выборе темы исследования, в частности, пункт 10 для тех, кому предстоит осваиваться в новых для себя темах.

Для подготовки ответа по разделу "Методология социологического исследования" в качестве отправной точки может пригодиться курс Теория познания в социологии. Стоит напомнить, что источник такого рода следует использовать для начальной навигации в теме и иногда для начального подбора литературы, обязательной для погружения в тему. Серьезная навигация и поиск источников осуществляется с опорой на научные публикации. Как бы очевидно это не звучало, обращение к подобного рода подборкам суть один из множества способов погружения в новую тему.

Если вы занимаетесь современным автором или современной дискуссией, YouTube, другие видео-платформы и сайты конференций могут быть крайне полезными в качестве дополнения к чтению текстов. Там можно найти много разного. От лекций, посвященных публикациям новых книг (например, Встреча с Джорджо Агамбеном; Презентация русского перевода Бредовой работы Дэвида Грэбера), и популяризаторских лекций, которые следует использовать особенно осторожно из-за формата подачи информации (например, Лекция Михаила Соколова «Социология литературных вкусов») до записей с конференций (Paul Hoyningen-Huene, What is uncontroversial about Kuhn?; Mike Lynch, Radical Ethnomethodology) и интервью (среди которых есть особенно ценные интервью с ныне покойными мыслителями, например, Hannah Arendt, Full Interview with Günter Gaus; Niklas Luhmann, Beobachter im Krähennest — оба интервью снабжены субтитрами).

Здесь все зависит от вашего исследовательского и личного интереса. Излишне полагаться на такие материалы не стоит, потому что, так или иначе, вам придется заниматься мертвыми авторами, однако и пренебрегать ими не стоит. Иногда знакомство с выступлением позволяет иначе расставить акценты в рассуждении человека и обратить внимание на нечто прежде скрытое.

Как кажется, полезным будет заблаговременно определить инструменты, которыми вы будете пользоваться в ходе подготовки к экзамену и в процессе обучения, от менеджера цитат до системы конспектирования и хранения информации. “Определить” здесь значит собрать информацию о существующих инструментах, изучить возможности, опробовать, отобрать нужные и довести владение ими до уверенного рутинного уровня.

Об опыте обучения на факультете социальных наук Шанинки

Отдельные высказывания выпускников последних лет вы могли видеть на странице программы. Помимо этого мы советуем вам ознакомиться с двумя эфирами, в рамках которых выпускников просили рассказать о своем опыте обучения в Шанинке:

  • Эфир с Дмитрием Безугловым, выпускником 2021 года, в телеграм-канале «Поступление в магистратуру Шанинки»
  • Эфир с Марией Волковой и Романом Матвиенко, выпускниками 2018 года

Последний разговор относится к циклу «Шанинские диалоги», где деканы, преподаватели и выпускники говорят о разных периодах истории университета. Все записи цикла вы можете найти здесь — среди них записи с выпускниками 2000-х и начала 2010-х годов, которые нельзя назвать актуальными, но иногда они достаточно точно передают шанинский пафос шанинский дух.

Что может пригодиться для формирования представления о содержании обучения

Познакомьтесь с форматом аналитических чтений

Аналитические чтения — стандартный режим работы с текстами, который практикуется в Шанинке, с целью привить студентам определенный взгляд на внутреннее устройство текста и научить их извлекать максимум из одного текста. 

При аналитических чтениях текста во внимание не берутся другие тексты и общий контекст, —  отчасти чтобы “уравнять шансы” читателей, отчасти чтобы научиться использовать ресурсы самого текста. 

На чтениях мы ищем проблему в рассуждение автора; после обозначения проблемы читатели пытаются починить текст ресурсами текста; обыкновенно это значит обозначить развилку и два или более варианта доработки. Доработка основывается на предположении, как или в каком направлении автор чинил бы текст, если бы занялся устранением противоречия. Далее нужно приводить всевозможные аргументы из текста в пользу этих вариантов. Какой вариант найдет большее или лучшее подтверждение, тот и принимается в качестве конечного объяснения. Как вы могли догадаться по многократному использованию слова ‘текст’, программа текстоцентрична.


Чтобы сформировать представление о формате аналитических чтений, вы можете посетить встречи Клуба аналитического чтения, пусть даже в первые разы вам придется больше слушать, чем говорить.
Сейчас чтения ведет Наталья Лебедева, выпускница 2017-го года. Анонсы публикуются в группе Клуба, на стене группы можно найти тексты, которые читались ранее. В той же группе опубликованы правила аналитических чтений, которые распространяются и на аналитические чтения, проводимые в рамках обязательных курсов. Примеры аналитических чтений: тут и тут.
Подготовьтесь к интенсивной работе с материалами

Вы можете посмотреть ридеры прошедших выездных школ для общего понимания того, с каким объемом материалов и с текстами какой сложности вам предстоит работать для начального погружения в некоторую случайную тему. В группе факультета по словам "школа" и "ридер" вы найдете записи о прошедших школах. Там же вы можете найти записи ранних школ, например: запись курса «Действие и событие» Александра Филиппова и записи с выездной школы 2014-го года.

Посмотрите записи выступлений и публикации преподавателей и выпускников факультета

Дополнительно вы можете ознакомиться с записями публичных выступлений и публикациями преподавателей; преподаватели представлены на странице программы. В качестве нескольких примеров:
Подборка постоянно обновляется. Переходите к аналогичной странице в Notion, чтобы получать новые полезные материалы от студентов факультета социальных наук. 

Контакты

Координатор по поступлению в Шанинку 
E-mail: 2023@universitas.ru
Telegram: t.me/mssesmasters_bot
Телефон: +7 (495) 150-80-94 (пн-пт 10:00-18:00)
Если у вас есть вопросы или пожелания по поводу подборки или вопросы, связанные с подготовкой к экзамену или учебой в Шанинке, не с процессом поступления или другими формальными процедурами, вы можете написать студентке программы Людмиле:
Telegram: t.me/Ldmll
E-mail: luanti@inbox.ru.
*Внесен Минюстом РФ в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. 
2799

Вас может также заинтересовать