В этом году факультет права Шанинки запускает новую магистерскую программу «Юрист инфраструктурной корпорации». Мы поговорили с ее академическим руководителем Дмитрием Штыковым о юридическом образовании и уникальности программы.
Специализация: сопровождение судебно-арбитражной практики по договорным, имущественным, корпоративным, строительным и иным спорам, сопровождение процедур банкротств, сопровождение комплексных инвестиционных и корпоративных проектов.
Полагаю, что программы, которые сейчас запускаются на факультете права в Шанинке, будут очень востребованными. Говоря про магистерскую программу, руководителем которой я являюсь, — на рынке больше нет программ, которые бы готовили к работе в крупных инфраструктурных корпорациях.
Это сложный вопрос, но на него легко ответить. Во-первых, я всегда был, как говорят, артистом разговорного жанра. Я очень любил говорить и спорить. Еще я очень любил американское кино про юристов и адвокатов. Все это у меня сформировало такой настрой и намерение учиться на юридическом факультете уже с 7-го класса. И все сложилось!
Чем отличается работа юриста в крупной корпорации?
Мне кажется, что основная специфика заключается в многозадачности и в умении работать в команде на достижение какого-либо общего результата. С одной стороны, мы все знаем, что в крупных компаниях есть юридический департамент, есть большое количество юристов и каждый юрист занимается своим пулом задач. Но, как правило, по карьерной лестнице продвигаются именно те юристы, которые не просто выполняют свои задачи, задают не только вопрос “как сделать?”, а еще вопрос “для чего и зачем?”. То есть они понимают, что их работа не существует отдельно, она нужна для достижения общей цели компании. Особенно это касается юридических департаментов в больших компаниях, потому что эти юридические департаменты – это не зарабатывающее звено. Они нужны для содействия компании в достижении своих целей. И если ты правильно умеешь выстраивать свою работу, эффективно ее интегрировать в общую работу компании, и помогаешь компании добиться каких-то глобальных целей, то значит ты на своем месте.
Мне кажется, для хорошего, правильного старта очень важно оказаться в хорошо организованном юридическом сообществе. Такое сообщество, как правило, есть или в крупном консалтинге, или в крупных департаментах больших компаний. Туда сложно попасть, там сложно работать, бывает даже хочется всё бросить и уйти туда где поспокойнее. Но именно такой старт создаст для вас такой фундамент, которым вы будете пользоваться на протяжении всей вашей последующей юридической жизни, на этой основе строить свою юридическую карьеру. Это научит вас правильно работать, правильно относиться к задачам. И это первое.
А второе – это специализированное образование. Когда вы понимаете, для чего вы учитесь, и какие свои навыки вы прокачиваете. И то, и другое вы сможете получить на нашей магистерской программе: и сообщество, и работодателя, и специализированное образование.
Я бы выделил несколько моментов. Во-первых, это такой проектный, практико-ориентированный подход. Под этим я понимаю то, как у нас построена образовательная деятельность. Безусловно, у нас есть привычные и хорошо себя зарекомендовавшие лекции, семинары, самостоятельное обучение. Но даже на этом этапе мы делаем максимальный упор на практические знания. Мы каждую норму, каждую дисциплину разбираем на каких-то практических кейсах, смотрим, как это работает на практике, как суды применяют ту или иную норму, вместе со студентами разбираем и обсуждаем это.
А второе – слово «проектный» подразумевает то, что, начиная с первого года обучения, наши студенты разбиваются на группы и изучают жизненный цикл реального проекта, который они сами выбирают. Давайте для примера возьмем строительство торгового центра или скоростной автодороги. Наша группа студентов выбрала этот проект, и мы начинаем наполнять этот проект знаниями и навыками из тех дисциплин, которые изучаем.
Например, мы прослушали курс по недвижимости, и, соответственно, наполнили наш проект блоком по недвижимости: определили, как мы будем приобретать землю под этот проект. Прошли дисциплину «Строительное право» и определились с наполнением нашего проекта, составили договор строительного подряда, нашли подрядчиков. По мере изучения основных дисциплин наш проект будет расти. И в конечном итоге мы изучим полный жизненный цикл этого проекта.
Сколько, по вашему опыту, необходимо учиться юристу в современных реалиях?
Я по себе могу сказать, что проработав почти два десятка лет в юриспруденции, я четыре года назад поступил на магистерскую программу, хотя, казалось бы, зачем мне это нужно? Но ровно для того, чтобы не сидеть на месте, для того, чтобы получать новые знания и новые знакомства, расширить свой кругозор.
Я совершенно точно не хочу быть строгим и злым преподавателем, я хочу быть интересным преподавателем. Для меня очень важно вовлечь студентов в активный образовательный процесс, потому что мне кажется, что это, во-первых, главный враг скуки в образовании и главный друг усвоения какого-то материала и каких-то новых знаний. Поэтому для меня самое главное – это заинтересовать студентов.
По поводу стиля общения, мне кажется, Шанинка в этом плане – вообще уникальное место, где нет такого строгого формата и иерархии. Здесь все на таком партнерском уровне взаимодействия, где студенты с преподавателями общаются на равных, особенно, когда мы говорим о взрослых людях на магистерских программах, где совместно они разбирают какие-то вопросы, рассуждают, делают выводы, обсуждают. Такой стиль общения очень подкупает, поэтому, мне кажется, что студентам очень комфортно в Шанинке, и я надеюсь, что точно так же смогу интересно и комфортно преподавать для студентов.
Какие преподаватели будут работать вместе с вами?
Мы подбираем на каждую дисциплину не просто преподавателя, который знает предмет, а именно практикующего специалиста, то есть преподавателями здесь будут люди, которые этим предметом живут и в своей ежедневной деятельности его практикуют.
Взять меня: я – судебный юрист. Я 17 лет хожу в суды регулярно, каждую неделю по несколько раз. И в область моих профессиональных интересов входят строительные споры, споры, связанные с недвижимостью, сопровождение инвестиционных проектов. И я буду преподавать на курсе строительное право, то есть именно то, что я хорошо знаю и в чем хорошо разбираюсь. И, безусловно, одним из направлений нашего курса будет стратегия сопровождения строительных споров. И на каждую дисциплину мы стараемся подобрать вот такого преподавателя. Поэтому это будет, безусловно, очень интересно и полезно.
Я думаю, что к нам придут люди, которые понимают, что они хотят работать в каких-то крупных компаниях. Это могут быть государственные или частные компании, большой бизнес. Какими мы видим своих выпускников? Мне кажется, для любого выпускника самое главное – это востребованность. И мы очень много общались с представителями крупных компаний, и все как один говорят, что если будут специалисты, которые при выпуске из института, умеют работать на крупных проектах, то они точно им нужны. Поэтому я уверен, что наша программа поможет решить главную задачу – это быть востребованным.
А еще я думаю, что мы здесь все вместе научимся, во-первых, самостоятельности, а во-вторых, эффективной командной работе. Это помимо того, что мы, безусловно, будем углубленно проходить так называемые hard skills, то есть изучать и материальное право, и процессуальные вопросы, и стратегию ведения судебных споров, и все то большое количество дисциплин, которые подготовлены для студентов.
Уникальный образовательный блок, посвященный инфраструктурам корпораций, включает в себя изучение комплексных вопросов правового сопровождения поставки (включая контрактную систему закупок), сопровождения строительства коммерческой недвижимости и производственных комплексов, а также анализ земельных и экологических вопросов, разрешительных режимов, государственно-частного партнерства и промышленной безопасности.
Вас могут заинтересовать программы
-
Магистратура по направлению "Юриспруденция"
-
Магистратура по направлению "Юриспруденция"
-
ЕГЭ: русский язык, обществознание, иностранный язык/ история/ ИКТ