Интервью со студентами факультета гуманитарных наук

Интервью со студентами факультета гуманитарных наук

В этом году в Шанинке открылся новый факультет гуманитарных наук. Студенты этого факультета строят свой образовательный трек самостоятельно, выбирая наиболее интересные и полезные для них предметы. На факультете пять программ. Первый год все студенты учатся вместе, а на втором курсе выбирают профиль подготовки, который станет для них основным. Мы поговорили с ребятами из первого набора факультета, которые рассказали о впечатлениях от учёбы и преподавателей, успехах на парах и повседневной жизни в Шанинке.
С Шанинкой я с 2019 года. Я учился в конвенциональной школе и постоянно чувствовал, что может быть иначе, может быть по-другому. В девятом классе познакомился с человеком, который стал водить меня в Шанинку на разные лекции: Юдин, Вахштайн*, другие интересные люди. Я составил себе список «рок-звёзд» от мира науки, с которыми я хотел бы поработать. И так уж получилось, что все эти рок-звёзды оказались внутри одной структуры — в Шанинке.

31 августа я впервые пришел в Школу как студент. Была встреча с Зуевым и преподаватели рассказывали о своих программах. Я сидел и чувствовал: «По-моему, я там, где должен быть». Это чувство подтвердилось в первую же неделю.

Первое время мы ходили на вводный интенсив, и я научился писать гораздо лучше, чем когда-либо. Обернулось это примерно такими делами (показывает полностью исписанную тетрадь в 48 листов). На этом предмете нужно много читать дополнительно, и я стал читать гораздо больше, хотя и до этого читал очень много. Но теперь я открываю книгу, вижу в ней отсылку к другому тексту и не успокоюсь, пока его тоже не прочитаю. 

На интенсиве можно было выбрать среди четырех преподавателей. Я выбрал Александра Борисовича Танхилевича. Просто нереальный человек. Это самая приятная случайность в моей жизни.

Ещё один курс, на который я хожу, — электив по истории современной музыки от авангарда до музыкального перформанса. Когда выбрал его, то шутил, что это просто для отдыха, посидеть, музыку послушать. Но на самом деле это очень полезная вещь — я сам занимаюсь музыкой, пишу электронику, и за эти два месяца мои произведения сильно улучшились, это очень приятно.

Как однажды спела группа Анакондаз: «Громче, ярче, крепче». У нас очень хороший старт, а дальше будет все интереснее и интереснее, больше хороших знакомых, больше знаний.
Меня не устраивали государственные ВУЗы, и я не знала, на какое направление мне идти после школы. Мне нравилось кино, но я не понимала, кем я хочу быть: режиссёром, продюсером и т.д. Мне нужно было время, чтобы понять. Буквально за два месяца до подачи документов мама говорит мне: «Смотри, что нашла». Я открываю шанинскую программу по кино, смотрю, читаю и понимаю: «Да».

В первый день учёбы я смотрела на библиотеку, на аудитории, поражалась, какие они другие. В тот день надела футболку с глобусом и цветочками, где на английском было написано «Показывай больше любви». Поход в Шанинку — хороший повод, чтобы надевать такую футболку.

Первый год на этом факультет важен тем, что ты подготавливаешься к своему направлению, учишься думать. Критически думать я научилась только в Шанинке, наверное. Прошло всего немного времени, но моё мышление явно изменилось. 

Самое главное отличие от школы — я чувствую потребность говорить, и это удивительно.
В школе в основном я молчала, и говорить не хотелось. А здесь тебя слушают, ты вовлекаешься в беседу и слушаешь сам.
Лиза Чугунова
Предметы по выбору, которые есть у нас на первом курсе, – это способ попробовать себя в разных областях. Я взяла фотографию, историю музыки и кино. Это очень крутой синтез, мне нравится. Обычно когда ты смотришь кино, не замечаешь множество вещей. Но после пар с Андреем Игоревичем Апостоловым (руководителем направления “Кино: кинокритика и кинопроизводство”), какие-то детали уже замечаешь сам. Мы начали с немого, чёрно-белого кино. До этого я тоже его смотрела, но было тяжело, я думала: «Противные мелодрамы. Зачем мне это смотреть? Не понимаю». А сейчас какие-то кадры просто попадают в твою голову, и ты уже не можешь без них. Я не могу вспомнить какой-то фильм, который смотрела неделю назад, а вот кадры из «Ивана Грозного» у меня до сих пор стоят перед глазами. 

Помню, как пришла на курс “Мышление и письмо”. Из преподавателей я выбрала Константина Ивановича Плотникова. Первые четыре минуты мы посвятили свободному письму. Меня поразило, что мы разбираем песню АИГЕЛ «Тело», я думала: “Что вообще происходит? Почему не конспекты? Почему мы заходим в интернет и что-то смотрим?”. Диссонанс. Первая встреча была очень интересной – нужно было рассказать про свой главный страх и про то, какие у вас цели от курса и Шанинки. Я тогда ответила, что хочу мыслить и писать так, чтобы это была я, найти свой стиль. 

Сначала было тяжело делиться своими мыслями в аудитории. Первую пару первого дня я говорила, но это было через силу — просто чтобы сохранить скидку, нужно активничать. (смеётсяЭто меня подбадривает. Но потом уже перестала играть роль скидка, и я стала понимать, когда мне действительно хочется что-то сказать, а когда нет.

Помню, как Плотников радовался: «Всё, мне кажется, вы готовы для этого видео!». Оно безумно сложное, и мы не готовы, но он так радуется! Потом пытаемся об этом видео говорить, ни у кого не получается, но он счастлив.

Преподаватели здесь не осуждают. Они дают возможность высказаться. И поэтому ребята здесь говорят не просто ради того, чтобы что-то сказать. Насильно тебя никто не будет заставлять разговаривать, просто подтолкнут к тому, чтобы ты высказался, а в ответ могут согласиться, могут поспорить. Это свободная дискуссия.
Я поучилась в одном университете, но решила начать развиваться в сфере музыкальной индустрии, работать с рок-группами. Думала, что найду себе работу, не обязательно в этой сфере, но на первое время пойдет. Уйду в свободное плавание: work hard, play hard. В итоге меня склонили к тому, что высшее образование лучше все же получить.
Я сказала: «Окей, но только то образование, которое будет иметь смысл. И я хочу учиться в ВУЗе, куда буду приходить не только общаться, но и действительно учиться».
Кэтрин Казакова
Однажды я листала ленту Вконтакте и увидела рекламу про новые программы в Шанинке. Это не таргет, это судьба. Мне понравилось — информативно, ярко. Новый факультет гуманитарных наук. В то, что начинается с нуля, обычно интересно вливаться, можно с самых истоков наблюдать за развитием. У меня было ощущение, что это совершенно новый формат образования. Нестандартное сочетание направлений, включенных в факультет, и каждое направление – комбинированное: получаешь что-то, что касается культуры, социологии, истории, текстографии, кинопроизводства, музыки. Это соответствует бурно текущей современной жизни. Такой факультет как раз для поколения, которому интересно, что происходит в современных массмедиа, культурной, научно-социальной средах.

Я решила съездить на экскурсию в Шанинку. Приехала, меня встретил парень из приёмной комиссии, сразу вручили подарочек. Меня поразили оформление и дизайн пространства. Кажется, что ты попал в креативный офис, а не в привычные университетские аудитории.
Если представлять Шанинку как человека, то это молодой исследователь или исследовательница, человек новой формации, который уважает традиции, но прокладывает свой собственный курс и выделяется.
Кэтрин Казакова
Аудитории в Шанинке называются именами философов, социологов. Часто проскальзывают шутки у студентов и преподавателей. «Так, я у Бурдьё, пьём кофе. Ты у Канта что-то заболталась, ждём тебя 20 минут!»

Очень радостно, что нас всех здесь воспринимают на равных, и от преподавателей не чувствуется никакого снобизма. Ты приходишь на пары и тебе интересно с каждым преподавателем. Помню, первого сентября у нас был интенсив по мышлению и письму. Я знала, что иду к Константину Ивановичу Плотникову, но до этого момента не видела его. Опаздываю, неудобно, первый день. Ищу аудиторию. Приехала в рокерском прикиде: футболка с принтом, чёрные джинсы скинни, ультрасы с шипами, браслеты, кулоны, серьги. По-металлюжному. Захожу и вижу мужчину 30 с чем-то лет, в не самых классических рубашке и ботинках, с цепочкой и серьгой в ухе. О, вот это мне нравится! От него исходит какая-то живая, положительная энергия, а вокруг атмосфера заряженности и спокойствия. 

Мне кажутся очень важными пары с Владиславом Владимировичем Тарнопольским, они помогают посмотреть с разных сторон, как работает внутренняя кухня музыкальной индустрии. Мне действительно не хватает классической музыкальной грамотности, я даже музыкалку не заканчивала. Но Шанинка теперь мне ее заменяет. 

На моём направлении есть ребята электронщики, кларнетистки, пианистки, хористки, ребята, которые умеют петь и играть. Среда разнообразная, но всем этим людям хочется здесь учиться. Каждый из них – оригинальная личность.
Когда я шла в 11 класс и думала, в какой ВУЗ пойти, в Шанинке еще не было этого факультета. После сдачи ЕГЭ я с надеждой зашла на сайт Школы. Увидела новый факультет и, сходив на день открытых дверей, решила, что буду подавать документы только сюда. Я выбрала направление “Музыка и музыкальный театр” — подумала, что я совсем ничего не знаю о музыке, не понимаю, как о ней разговаривать, но очень ее люблю. Почему бы не попробовать.
Этот шанинский факультет даёт возможность перейти на другое направление, а значит, ты можешь позволить себе любопытство.
Женя Гаврилова
Поскольку мы первый набор, мне кажется, к нам очень прислушиваются. Постоянно просят наших отзывов. Заканчивается интенсив, мы встречаемся с преподавателями и деканом и обсуждаем, что понравилось, а что нет. Это очень человечный подход, очень приятно. 

Летом я была в Шанинке несколько раз. Полупустая библиотека, много света, книг. Люди в читальном зале вызывали желание подойти и поговорить — они все были очень задумчивые, но открытые на вид. Сейчас я скорее больше общаюсь с первым курсом, но группы у нас постоянно перемешиваются, и ты узнаешь новых людей. Ко всем можешь подойти, начать разговор и это не будет неловко, это в порядке вещей. Старшие курсы, которые вели для нас экскурсию в первый день, тоже были очень дружелюбны.

У нас просто потрясающие преподаватели. В первый же день нас поразил объем материала, который нам дают. А про Овидия тебе рассказывают фразами: «Да вы что, ребят, это так кайфово!» Потом объясняют Платона через фильм «Матрица». У нас, конечно, немного сломался мозг. В конце тетрадки мы должны были выписывать книги, фильмы и статьи, которые нам рекомендовали на паре, и каждый день одна страничка полностью заполнялась. 

Когда закончился вводный курс, у нас был капустник. Мы сделали мини-фильм, для которого мы попросили нашего преподавателя, Костричкина, надеть лавровый венок и белый костюм, чтобы он сыграл греческого философа. Он согласился! Мы были очень удивлены.

Подводные камни факультета гуманитарных наук – нужно очень много учится самостоятельно. Иначе не всё усваивается. Мне это очень нравится, это интересно, ведь ты сам составляешь себе представления о разных вещах.
Я не совсем понимал, в какой университет идти учиться после школы. Хотелось чего-то современного и перспективного. По духу мне ближе традиции европейских частных школ: небольшие группы, тьюторское сопровождение, возможность индивидуального маршрута. Я размышлял, выбирал, изучал разные вузы. И тут мне попалось на глаза видео с Екатериной Шульман*, где она говорила о Шанинке. Я пришел в Газетный на экскурсию, увидел это крутое пространство и понял, что мне точно нужно сюда.

Со своими будущими однокурсниками мы встретились первый раз в конце августа, а в сентябре были уже хорошими приятелями. Мне казалось, что первый день учёбы в вузе должен быть очень официальным, а в Шанинке мы просто познакомились, стали говорить об учебе, о преподавателях — все было очень свободно и дружелюбно. 

Первые две недели — подготовительный курс по академическому письму и чтению. Можно было выбрать преподавателя, и я записался к Максиму Романовичу Якубовскому — он антрополог, очень эрудированный человек. Он мне очень понравился. И я не ошибся: преподает он очень классно. Из недавнего: “Так, вас почти четное количество” (смеется).

Я в восторге и от семинара первого года. Изучение текстов различных философов раздвинула мои границы восприятия. Сейчас, например, у нас идет цикл о жизни и смерти, потом будет о культуре.

У нас также много элективов — предметов по выбору. Хочется записаться на все, но, конечно, нужно выбирать. В первом семестре я выбрал курс по конфликтологии — там много полезного про психологию, про то, как люди общаются друг с другом. Еще я выбрал один экономический курс и курс Вербецкого, на котором мы разбираем актуальные кейсы, обсуждаем новостную повестку.
Здесь мы ничего не делаем ради галочки. Хочешь — делаешь, не хочешь — не делаешь.
Фёдор Писаренко
Но мы серьезно подходим к подготовке к парам. Если ты прочитал тексты дома, нашел интересные моменты и раскрыл их на семинаре — отлично. Если ты этого не сделал, то на паре будешь чувствовать себя потерянным человеком, тебе будет неинтересно.

Шанинка — камерный вуз. Когда идешь мимо МГУ, чувствуешь себя маленьким человеком: вокруг толпы студентов, теряешься. Общаешься с небольшой группой однокурсников, а с большинством ребят просто не пересекаешься. А здесь курс небольшой, ты много с кем можешь познакомиться. 
Мне хотелось пойти в университет с интересными людьми и живой средой, так и получилось.

Знаешь множество людей в лицо, перекидываешься с каждым парой слов перед занятием. Мне повезло, я попал в разновозрастную группу. Мне 17, но тех, кому 17 — всего процентов 20. Есть студенты, которые пришли после колледжа или уже имеют опыт работы, им по 20-22. Они уже прочли огромное количество книг, с ними очень интересно обсуждать любые ситуации.

Вас могут заинтересовать программы:

*выполняют функции иностранного агента
2864