Одной из общепринятых метафор, обобщающих политический опыт мессианской темпоральности, является «сообщество спасения». В этом случае теоретическое обобщение слишком абстрактно и может быть наполнено эмпирическим содержанием благодаря антропологическим исследованиям сообществ, не проводящих различий между религией и жизнью. Вступая в теоретическое пространство политической теологии, антрополог может представить повседневность экономики спасения и культурные контексты переживания мессианского времени.
Сегодняшние русские Китая – это потомки смешанных браков русских крестьян старожилов с китайцами, монголами и эвенками. Выходя навстречу миру сообщество столкнулось с двумя практически неразрешимыми проблемами: присутствия православных христиан с радикально отличными эмоциональными режимами и доминирующего в регионе нехристианского населения. Сообщество решило эти проблемы, переводя их в эмоциональную плоскость – соседи были разделены по критерию соответствия нормативному образу сообщества «добрых людей». Культурное разнообразие фронтира упорядочивается при помощи эмоциональных коалиций. Это операция связана с базовым отделением добрых людей веры и их добрых не верующих друзей от остального мира, которым пока можно не заниматься. Почему «добрые и неверующие» лучше «недобрых и верующих»? Почему граница проходит по способности удерживать эмоциональный режим? Все эти группы пересекаются и находятся в динамике по отношению к финальной точке истории. Если рано или поздно все станут «добрыми», то целью маленького сообщества не является спасение мира, а интеграция с добрыми для спасения остальных. «Номинальные» православные должны преодолеть условную злость, а добрые иноверцы принять православие или хотя бы разбудить в себе проблеск веры. Экономика спасения показывает, как весь мир рано или поздно будет все больше приближаться к евангельскому идеалу, все более напоминая идеальный образ сообщества. В этой перспективе, при всей своей грубоватости и непосредственности описанная форма выходит за рамки эмоционального шантажа, превращаясь в форму растворения нехристианского мира в мессианской перспективе.
Докладчик: Иван Пешков, к.э.н., Университет им. Адама Мицкевича в Познани, МВШСЭН
Дискутанты:
- Константин Гаазе, социолог
- Галина Климова, МВШСЭН
- Александр Никулин, РАНХиГС, МВШСЭН
Формат: онлайн
Для участия необходима предварительная регистрация.