Центр полевых исследований

Центр полевых исследований

Концепция Центра

Горизонтальная коммуникационная площадка

Как показывает опыт, значимой трудностью как для студентов бакалавриата, так и магистров выступает отсутствие горизонтальной коммуникационной площадки, где они могли бы обсудить свою полевую работу, причем это касается и этапа разработки дизайна исследования, и этапа сбора эмпирических данных, и постполевого анализа имеющихся материалов. Говоря об учебно-методической деятельности, нельзя забывать, что дело никогда не ограничивается созданием учебных планов – гораздо более важно иметь место, куда можно прийти и в спокойной обстановке, за пределами контроля и дедлайнов, обсудить накопившиеся вопросы. В этом смысле работа ЦПИ будет направлена на формирование и поддержку имплицитно существующего антропологического трека внутри социологических программ Шанинки.

Полевая экспертиза

В течение долгого времени Шанинка ассоциировалась у внешних наблюдателей в первую очередь с традицией аналитического чтения и теоретической работой с текстами классиков социологии. Не отказываясь от этой части традиции Школы, нельзя, тем не менее, забывать о том полевом опыте, который был накоплен ее сотрудниками. ЦПИ станет центром полевой экспертизы Шанинки. Эта работа предполагает подготовку статей и переводов, проведение конференций и публичных дискуссий, а также разработку учебных программ и интенсивов по отдельным направлениям методики и методологии полевых исследований.

    Часто можно столкнуться с мнением, что методологические изыскания – крайне консервативная и скучная область академического знания, направленная на поддержание сложившейся нормативности в том или ином дисциплинарном пространстве. В ЦПИ займемся работой по развенчанию этого мифа. Знание, с одной стороны, о генеалогии методов, а с другой – формирование представления о современных, авангардных и нонконформистских подходах к разработке дизайнов полевых исследований имеет очень большой эмансипирующий потенциал. 

    Экспедиционная деятельность

    Подготовка студентов в рамках курсов по методологии полевых исследований не может быть ограничена аудиторной работой. Это принципиальная позиция, которая основана на представлении о том, что полевые навыки по большей своей части являются ремесленными. В этой связи необходимо систематическое внедрение в учебные планы полевой практики. Под такой практикой могут пониматься как кратковременные полевые интенсивы, так и долгосрочные проекты стационарного характера, а лучше – их гармоничное сочетание. Экспедиционная работа не просто подразумевает актуализацию уже имеющейся экспертизы Школы в области полевых исследований, но и должна быть направлена на формирование учебной модели по формуле “текст+поле”. 

    Работа в экспедициях лучше, чем многие другие, искусственные по своей сути практики, формирует сообщество – во многом за счет возможности сообща развивать антропологическое воображение и специфическую полевую чувствительность. 
    С другой стороны, присутствие стационарной и/или кочующей экспедиции за пределами московского кампуса работает на узнаваемость Школы в регионах и формирование неочевидных коллабораций – с местными исследовательскими центрами, НКО, представителями креативных индустрий и т.п. стейкхолдерами. Из неочевидных коллабораций, в свою очередь, рождаются самые перспективные проекты развития.

    Публичная деятельность

    На базе ЦПИ планируется организовать регулярный публичный семинар, посвященный обсуждению широкого спектра проблем, связанных с полевой работой. Замысел этого семинара заключается в том, чтобы, с одной стороны, привлечь внимание заинтересованной, но не профессиональной публики, а с другой – пригласить к разговору о проблемах поля академических сотрудников из разных дисциплинарных полей. К управлению семинаром и разработке его тематического плана планируется привлекать не только сотрудников ЦПИ, но и студентов Шанинки. К перспективным направлениям публичной работы ЦПИ следует отнести проведение полевых школ – коллективных региональных выездов, направленных как на развитие необходимых полевых компетенций слушателей, так и компетенций смежных: в области искусства, нарративных ремесел, регионалистики и т.п.

    Серьезным смещением (помимо описанного выше восприятия методологии как догматики) публичного позиционирования полевой науки является, с одной стороны, ориентация на текст как на исключительную форму представления результатов исследований, а с другой – ориентация на этические вопросы в процессе рефлексии над проделанной полевой работой. При этом, ни ориентация на текст, ни разбор этических дилемм, с которыми сталкиваются исследователи, не являются запретным или бессмысленным предметом обсуждения; важно помнить, однако, что они не являются и единственно возможным способом проблематизации полевого опыта или самой правильной формой представления полученных исследовательских данных. В задачи публичного семинара ЦПИ и полевых школ Шанинки будет входить, таким образом, как расширение набора предметов полевой рефлексии, так и работа по формированию навыков создания нетекстоцентричных артефактов, фиксирующих результаты полевой работы.

Руководитель Центра

Владимир Картавцев
Владимир Картавцев
Кандидат философских наук, преподаватель факультета социальных наук Шанинки, со-основатель и управляющий партнер исследовательского агентства Synopsis Group