Описание программы

Направление подготовки: 37.04.01 (030300.68) "Психология"
Наименование магистерской программы: Психологическое консультирование

Основная образовательная программа
Учебный план

Описание программ Факультета практической психологии

Единственная программа подготовки психологов-консультантов широкого профиля, признанная ведущим британским Университетом Манчестера

Зарубежный партнер программы Университет Манчестера.

Основная цель учебной программы Факультета практической психологии МВШСЭН - подготовка магистров международного уровня - Master of Arts in Counselling - в следующих областях:

Это единственная в России программа подготовки психологов-практиков, которая официально признана ведущим британским Университетом Манчестера.

Конечная цель Программы - подготовка профессионалов-практиков, способных эффективно действовать в широком диапазоне должностных обязанностей: от психолога-консультанта и менеджера до руководителя службы по работе с персоналом в коммерческих и государственных организациях, а также в рамках частной консультативной практики. Предлагаемая программа может быть полезна и тем, кто готовится к защите кандидатской диссертации по психологии и социальным наукам.

Практическая психология для бизнеса и личной жизни

В зависимости от ваших предпочтений, перед началом учебы вы можете выбрать одну из двух основных специализаций и применять полученные знания как в бизнесе, так и в личной жизни:

  •  Организационная психология и управление персоналом.
  •  Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.

Информация для поступающих

В процессе учебы слушатели получают основные представления о каждом из направлений и одновременно могут специализироваться по одному из них в рамках индивидуальных учебных планов. Область специализации определяет сферу дальнейшего профессионального и служебного роста.

Кто приходит обучаться на Факультет практической психологии?

  •  Выпускники ВУЗ-ов, имеющие базовое психологическое образование и желающие получить реальные практические навыки, которые позволят им найти высокооплачиваемую работу в крупной компании или открыть собственную практику.
  •  Специалисты с гуманитарным, но не психологическим образованием, которые хотят освоить перспективную, востребованную и высокооплачиваемую профессию психолога-консультанта.
  •  HR-специалисты крупных компаний, нуждающиеся в знаниях в области практической психологии для более эффективной работы с персоналом.
  •  Сотрудники крупных международных компаний, которые используют навыки психолога для проведения переговоров и заключения успешных сделок и, как следствие, для продвижения по карьерной лестнице.
  •  Частные психологи-консультанты, заинтересованные в доступе к современным, в том числе иностранным методикам в области психологического консультирования.
  •  Коучеры и бизнес-тренеры, которые хотят расширить и систематизировать знания и навыки в области психологического консультирования.

Освойте новую профессию с нуля!
Для обучения на Факультете практической психологии вам не нужно базовое психологическое образование

Программа ориентирована как на квалифицированных психологов, так и на лиц, не имеющих базового психологического образования (в дополнение к общей программе им предлагаются вводные курсы о направлениях и методах психологии).

Кроме того, после обучения на программе магистратуры по психологии имеется возможность продолжить обучение по программе британской докторантуры.

Несколько причин пройти обучение на Факультете практической психологии

  •  Факультет практической психологии отличается очень сильной практической составляющей обучения. Получая теоретические знания, слушатели имеют возможность немедленно применять и проверять их на практике, а также обсуждать возникающие вопросы с преподавателями в процессе обучения.
  •  Ядро факультета составляют преподаватели, прошедшие стажировку в британских университетах, а также эксперты-практики, имеющие значительный опыт работы.
  •  Программа обучения на Факультете практической психологии оптимизирована в ходе регулярных аттестаций. Коллектив преподавателей стабилен, а качество преподавания проверено временем.
  •  На факультете практикуется западный стиль образования, предполагающий постоянное самообучение и развитие слушателей. В процессе обучения они ориентируются на последние достижения в науке, новые публикации в международной периодике, обновленные базы зарубежных статей.
  •  За время обучения cлушатели имеют возможность регулярно посещать лекции зарубежных ученых и специалистов, что укрепляет их языковую подготовку и дополняет традиционные занятия по английскому языку.

Информация для поступающих

Учитесь и работайте одновременно

Расписание занятий на Факультете практической психологии составлено таким образом, чтобы слушатели имели возможность эффективно учиться без отрыва от работы.

Продолжительность обучения

Обучение длится один или два года в зависимости от выбранной программы.


На факультете предусмотрено 10 бюджетных мест и 5 мест для обучающихся на договорной основе

Информация для поступающих

Страница факультета в Facebook

Хотите знать больше?


Оставьте ваши контакты и получите информацию по программе "Практическая психология"

Приемная комиссия:
8(495)933-80-39 
ip@universitas.ru

Будьте с нами
Контакты администратора
97f074ad08df3abd34cde417082538ab.jpg
Воронкова Елена Ивановна

		Array
(
    [ID] => 4
    [~ID] => 4
    [TIMESTAMP_X] => 13.09.2012 14:55:43
    [~TIMESTAMP_X] => 13.09.2012 14:55:43
    [IBLOCK_TYPE_ID] => content
    [~IBLOCK_TYPE_ID] => content
    [LID] => s1
    [~LID] => s1
    [CODE] => news
    [~CODE] => news
    [NAME] => Новости
    [~NAME] => Новости
    [ACTIVE] => Y
    [~ACTIVE] => Y
    [SORT] => 500
    [~SORT] => 500
    [LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/
    [~LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/
    [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/#ID#/
    [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/#ID#/
    [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/
    [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/
    [PICTURE] => 
    [~PICTURE] => 
    [DESCRIPTION] => 
    [~DESCRIPTION] => 
    [DESCRIPTION_TYPE] => text
    [~DESCRIPTION_TYPE] => text
    [RSS_TTL] => 24
    [~RSS_TTL] => 24
    [RSS_ACTIVE] => Y
    [~RSS_ACTIVE] => Y
    [RSS_FILE_ACTIVE] => N
    [~RSS_FILE_ACTIVE] => N
    [RSS_FILE_LIMIT] => 
    [~RSS_FILE_LIMIT] => 
    [RSS_FILE_DAYS] => 
    [~RSS_FILE_DAYS] => 
    [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
    [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
    [XML_ID] => 4
    [~XML_ID] => 4
    [TMP_ID] => 
    [~TMP_ID] => 
    [INDEX_ELEMENT] => Y
    [~INDEX_ELEMENT] => Y
    [INDEX_SECTION] => Y
    [~INDEX_SECTION] => Y
    [WORKFLOW] => N
    [~WORKFLOW] => N
    [BIZPROC] => N
    [~BIZPROC] => N
    [SECTION_CHOOSER] => L
    [~SECTION_CHOOSER] => L
    [LIST_MODE] => 
    [~LIST_MODE] => 
    [RIGHTS_MODE] => S
    [~RIGHTS_MODE] => S
    [VERSION] => 1
    [~VERSION] => 1
    [LAST_CONV_ELEMENT] => 0
    [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
    [SOCNET_GROUP_ID] => 
    [~SOCNET_GROUP_ID] => 
    [EDIT_FILE_BEFORE] => 
    [~EDIT_FILE_BEFORE] => 
    [EDIT_FILE_AFTER] => 
    [~EDIT_FILE_AFTER] => 
    [SECTIONS_NAME] => Разделы
    [~SECTIONS_NAME] => Разделы
    [SECTION_NAME] => Раздел
    [~SECTION_NAME] => Раздел
    [ELEMENTS_NAME] => Элементы
    [~ELEMENTS_NAME] => Элементы
    [ELEMENT_NAME] => Элемент
    [~ELEMENT_NAME] => Элемент
    [SECTION_PROPERTY] => 
    [~SECTION_PROPERTY] => 
    [EXTERNAL_ID] => 4
    [~EXTERNAL_ID] => 4
    [LANG_DIR] => /
    [~LANG_DIR] => /
    [SERVER_NAME] => 
    [~SERVER_NAME] => 
    [USER_HAVE_ACCESS] => 1
    [SECTION] => 
    [ITEMS] => Array
        (
            [0] => Array
                (
                    [ID] => 3471
                    [~ID] => 3471
                    [IBLOCK_ID] => 4
                    [~IBLOCK_ID] => 4
                    [IBLOCK_SECTION_ID] => 
                    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
                    [NAME] => "Психологический октябрь в Манчестерском университете". Репортаж о поездке студентов Шанинки в Манчестер
                    [~NAME] => "Психологический октябрь в Манчестерском университете". Репортаж о поездке студентов Шанинки в Манчестер
                    [ACTIVE_FROM] => 14.11.2016
                    [~ACTIVE_FROM] => 14.11.2016
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3471/
                    [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3471/
                    [DETAIL_TEXT] => 

Автор: Дарья Молчанова

Наступила середина ноября и наконец удаётся сформулировать воспоминания о прекрасной октябрьской недельке в Манчестере и в Манчестерском университете.


манчестер.jpgСразу оговорюсь, что данный репортаж написан хоть и не по горячим следам, но продолжает вызывать у автора положительные эмоции, поэтому, я надеюсь, и вы получите частичку позитивного настроения, которое сопровождало поездку группы психологов из Шанинки в Манчестер.

Во-первых, надо сказать о том, что ехали мы как первые представители студентов-психологов из Московской высшей школы социальных и экономических наук, поэтому чувствовали себя крайне ответственно, хотя мотивации посмотреть/потрогать/поговорить было хоть отбавляй. Экзальтированные студенты, - если одной фразой. К счастью для нас и удовольствию наших преподавателей мы проявили себя с наилучшей стороны, поэтому мы надеемся, что подобные вылазки в Манчестер будут приключаться с психологами-шанинцами чаще.


В первый день нашего приезда мы больше осваивали культурно-развлекательную программу, придуманную нами же, т.к. это было воскресенье и никаких встреч, и занятий запланировано не было. Мы посмотрели на то, как проходят воскресенья в центре города – где перед ратушей, устроился фестиваль: с живой музыкой, длинными деревянными столами и скамейками, уличной едой и сотнями живых весёлых англичан.

Вообще данная поездка была беспрецедентным опытом для нас – опытом погружения, пусть и короткого, именно в студенческую среду. Мы учились на равных с участниками манчестерской докторантской программы (которая длится 3 года), выполняли задания, общались с преподавателями. Никаких исключений из-за того, что мы иностранцы, нам не делалось. Это позволило за короткий период подтянуть разговорный английский и познакомиться с большим количеством людей, находящихся с нами в одном контекстуальном поле.

манчестер 2.jpg

В первый учебный день занятия начались с небольшой речи доктора Тэри Хэнли (Dr. Terry Hanley), который является академическим советником факультета практической психологии Шанинки со стороны Манчестерского университета. Весной 2016 года он приезжал в Россию и провёл несколько лекций, поэтому большая часть нашей группы были знакомы с ним и мы были рады опять увидеться. На первой же лекции произошёл первый кросскультурный диалог – Dr. Hanley попросил студентов из Британии и студентов из России объединиться в малые группы и немного поговорить о том, кто чему учится в своем университете и чего ожидает от данной совместной недели. После этого первого «нырка в воды» британского студенчества мы стали чувствовать себя свободнее, а потом началась наша первая лекция с Dr. Tony Parnell.

С понедельника по пятницу у нас были занятия с 10 до 16 с небольшими кофе-брейками и перерывом на обед. В первые два дня мы общались со студентами второго года обучения, со среды по четверг занятия посещали студенты первого года обучения, с которыми мы также сначала немного познакомились, а потом вместе выполняли задания.

Британская докторантская программа по психологическому консультированию сильно отличается от обучения в магистратуре, т.к. это следующий шаг в профессиональном становлении психолога-консультанта. Такая программа являлась для нас уникальной, т.к. подобного формата обучения в России мы нигде не встречали – 450 часов работы с живыми клиентами под наблюдением супервизора – это более глубокий уровень обучения навыкам консультирования.

За эту неделю мы успели послушать и поговорить на такие темы как (а) основы когнитивно-бихевиоральной терапии, (б) что такое «systematic review» в практике британских психологов-консультантов, (в) правила оценивания и формулирования психологических интервенций, (г) основы критического мышления, а также (д) основы клиент-центрированного подхода.


манчестер2.pngТакже у нас была возможность посетить местную «Открытую среду» - публичную лекцию приглашенного преподавателя (Professor Neil Humphrey) – который рассказывал о связи вариантов обучения и психического здоровья детей.

Система обучения в Британии очень сильно отличается от отечественного образования, однако мы были приятно удивлены, что несмотря на разные сложности обучение в Московской высшей школе действительно приближено к оригиналу, наблюдаемым в Манчестере. У нас была возможность поговорить о разных особенностях получения диплома магистра в Британии, о том, как проходит образовательный процесс, чем отличается система оценивания и проверки письменных работ – никаких ключевых отличий мы не выявили, разве что образование в Британии невероятно дорогое. Тем приятнее было думать о тех возможностях, которые есть у российских студентов.

Если говорить только об ученическом опыте, который мы смогли получить в Манчестере, то ключевым словом здесь стало бы «основательность». Несмотря на то, что очень многие аспекты консультирования в Великобритании кажутся нам ограничивающими специалиста и не позволяющими показать клиенту разнообразие техник и подходов, само образование действительно кажется фундаментальным. В первый год обучение в программе студенты учатся не только основам методологии и вообще процесса консультирования. Целый год посвящается клиент-центрированной терапии как в теории, так и на практике. На втором году студенты занимаются только когнитивно-бихевиоральным подходом – данные две модели поощряются государственными программами и министерством здравоохранения, поэтому все бюджетные организации работают с клиентами только на основе данных подходов. На третьем году остаётся минимальное количество занятий и студент определяется, какое из направлений ему ближе, чтобы писать выпускную аттестационную работу.


манчестер 3.jpg

Студенты из Манчестера рассказывали нам не только об обучении, но и о своей работе во время учёбы. Безусловно, совмещение двух процессов даётся им крайне тяжело, кто-то занимается исключительно волонтёрством или работает на полставки в консультативных центрах, в студенческой общине и т.д. Развитая поддержка студентов – это то, что нас потрясло и удивило, а также во многом обрадовало.

Когда мы вернулись из поездки, произошла итоговая встреча с Евгением Борисовичем Моргуновым и Борисом Юрьевичем Шапиро – им был интересен наш опыт и впечатления, а также идеи, возникшие за время поездки. Действительно, у каждого из нас возник свой образ поездки и появилось желание рассказывать и предлагать то новое, что мы увидели и чего не хватает не только нашему университету, почти любому университету в нашей стране. Что-то было высказано, что-то ещё будет…

Оставим эту интригу интригой, но хочется верить, что эта поездка действительно станет какой-то новой строчкой в истории успеха факультета практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Автор - Дарья Молчанова


[~DETAIL_TEXT] =>

Автор: Дарья Молчанова

Наступила середина ноября и наконец удаётся сформулировать воспоминания о прекрасной октябрьской недельке в Манчестере и в Манчестерском университете.


манчестер.jpgСразу оговорюсь, что данный репортаж написан хоть и не по горячим следам, но продолжает вызывать у автора положительные эмоции, поэтому, я надеюсь, и вы получите частичку позитивного настроения, которое сопровождало поездку группы психологов из Шанинки в Манчестер.

Во-первых, надо сказать о том, что ехали мы как первые представители студентов-психологов из Московской высшей школы социальных и экономических наук, поэтому чувствовали себя крайне ответственно, хотя мотивации посмотреть/потрогать/поговорить было хоть отбавляй. Экзальтированные студенты, - если одной фразой. К счастью для нас и удовольствию наших преподавателей мы проявили себя с наилучшей стороны, поэтому мы надеемся, что подобные вылазки в Манчестер будут приключаться с психологами-шанинцами чаще.


В первый день нашего приезда мы больше осваивали культурно-развлекательную программу, придуманную нами же, т.к. это было воскресенье и никаких встреч, и занятий запланировано не было. Мы посмотрели на то, как проходят воскресенья в центре города – где перед ратушей, устроился фестиваль: с живой музыкой, длинными деревянными столами и скамейками, уличной едой и сотнями живых весёлых англичан.

Вообще данная поездка была беспрецедентным опытом для нас – опытом погружения, пусть и короткого, именно в студенческую среду. Мы учились на равных с участниками манчестерской докторантской программы (которая длится 3 года), выполняли задания, общались с преподавателями. Никаких исключений из-за того, что мы иностранцы, нам не делалось. Это позволило за короткий период подтянуть разговорный английский и познакомиться с большим количеством людей, находящихся с нами в одном контекстуальном поле.

манчестер 2.jpg

В первый учебный день занятия начались с небольшой речи доктора Тэри Хэнли (Dr. Terry Hanley), который является академическим советником факультета практической психологии Шанинки со стороны Манчестерского университета. Весной 2016 года он приезжал в Россию и провёл несколько лекций, поэтому большая часть нашей группы были знакомы с ним и мы были рады опять увидеться. На первой же лекции произошёл первый кросскультурный диалог – Dr. Hanley попросил студентов из Британии и студентов из России объединиться в малые группы и немного поговорить о том, кто чему учится в своем университете и чего ожидает от данной совместной недели. После этого первого «нырка в воды» британского студенчества мы стали чувствовать себя свободнее, а потом началась наша первая лекция с Dr. Tony Parnell.

С понедельника по пятницу у нас были занятия с 10 до 16 с небольшими кофе-брейками и перерывом на обед. В первые два дня мы общались со студентами второго года обучения, со среды по четверг занятия посещали студенты первого года обучения, с которыми мы также сначала немного познакомились, а потом вместе выполняли задания.

Британская докторантская программа по психологическому консультированию сильно отличается от обучения в магистратуре, т.к. это следующий шаг в профессиональном становлении психолога-консультанта. Такая программа являлась для нас уникальной, т.к. подобного формата обучения в России мы нигде не встречали – 450 часов работы с живыми клиентами под наблюдением супервизора – это более глубокий уровень обучения навыкам консультирования.

За эту неделю мы успели послушать и поговорить на такие темы как (а) основы когнитивно-бихевиоральной терапии, (б) что такое «systematic review» в практике британских психологов-консультантов, (в) правила оценивания и формулирования психологических интервенций, (г) основы критического мышления, а также (д) основы клиент-центрированного подхода.


манчестер2.pngТакже у нас была возможность посетить местную «Открытую среду» - публичную лекцию приглашенного преподавателя (Professor Neil Humphrey) – который рассказывал о связи вариантов обучения и психического здоровья детей.

Система обучения в Британии очень сильно отличается от отечественного образования, однако мы были приятно удивлены, что несмотря на разные сложности обучение в Московской высшей школе действительно приближено к оригиналу, наблюдаемым в Манчестере. У нас была возможность поговорить о разных особенностях получения диплома магистра в Британии, о том, как проходит образовательный процесс, чем отличается система оценивания и проверки письменных работ – никаких ключевых отличий мы не выявили, разве что образование в Британии невероятно дорогое. Тем приятнее было думать о тех возможностях, которые есть у российских студентов.

Если говорить только об ученическом опыте, который мы смогли получить в Манчестере, то ключевым словом здесь стало бы «основательность». Несмотря на то, что очень многие аспекты консультирования в Великобритании кажутся нам ограничивающими специалиста и не позволяющими показать клиенту разнообразие техник и подходов, само образование действительно кажется фундаментальным. В первый год обучение в программе студенты учатся не только основам методологии и вообще процесса консультирования. Целый год посвящается клиент-центрированной терапии как в теории, так и на практике. На втором году студенты занимаются только когнитивно-бихевиоральным подходом – данные две модели поощряются государственными программами и министерством здравоохранения, поэтому все бюджетные организации работают с клиентами только на основе данных подходов. На третьем году остаётся минимальное количество занятий и студент определяется, какое из направлений ему ближе, чтобы писать выпускную аттестационную работу.


манчестер 3.jpg

Студенты из Манчестера рассказывали нам не только об обучении, но и о своей работе во время учёбы. Безусловно, совмещение двух процессов даётся им крайне тяжело, кто-то занимается исключительно волонтёрством или работает на полставки в консультативных центрах, в студенческой общине и т.д. Развитая поддержка студентов – это то, что нас потрясло и удивило, а также во многом обрадовало.

Когда мы вернулись из поездки, произошла итоговая встреча с Евгением Борисовичем Моргуновым и Борисом Юрьевичем Шапиро – им был интересен наш опыт и впечатления, а также идеи, возникшие за время поездки. Действительно, у каждого из нас возник свой образ поездки и появилось желание рассказывать и предлагать то новое, что мы увидели и чего не хватает не только нашему университету, почти любому университету в нашей стране. Что-то было высказано, что-то ещё будет…

Оставим эту интригу интригой, но хочется верить, что эта поездка действительно станет какой-то новой строчкой в истории успеха факультета практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Автор - Дарья Молчанова


[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 3471 [~EXTERNAL_ID] => 3471 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 14.11.2016 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 9458 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 9458 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Практическая психология [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) [1] => Array ( [ID] => 3459 [~ID] => 3459 [IBLOCK_ID] => 4 [~IBLOCK_ID] => 4 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => Выпускник психологического вуза перед важным выбором: итоги открытой лекции на факультете практической психологии Шанинки [~NAME] => Выпускник психологического вуза перед важным выбором: итоги открытой лекции на факультете практической психологии Шанинки [ACTIVE_FROM] => 10.10.2016 [~ACTIVE_FROM] => 10.10.2016 [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3459/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3459/ [DETAIL_TEXT] =>

7 октября на факультете практической психологии Шанинки состоялась открытая лекция на тему «Профессии психологического профиля». Ее провела ст.н.с факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и доцент факультета психологии МВШСЭН, к.псх.н. Вера Пчелинова.

IMG_4013.JPG

В центре внимания данной лекции находились несколько сотен профессиональных занятий, в которых могут раскрыться склонности и способности нынешних студентов. Вера Пчелинова провела и продолжает проводить большую работу по поиску и учету новых деятельностей, в которых находят себя выпускники психологических факультетов российских вузов. Многие присутствующие на лекции даже не подозревали, в какие экзотические формы деятельности вовлечены из коллеги. Например, некоторые психологи, идя за спросом, существующим на рынке услуг, начинают предъявлять себя как специалистов по оккультизму. При этом в своих сеансах они продолжают пользоваться стандартными психологическими методами, которые будучи представленными в новой рекламной «обертке», показывают большую эффективность.

Грубо говоря, можно выделить три крупные категории профессиональных занятий в сфере психологии: наука, преподавание и практическая психология. Распределение специалистов в трех этих категориях достаточно неравномерно и подчас противоречиво. Так, преподавателей психологии и психологов-практиков заметно больше, чем ученых. Было бы логично, если бы определение профессионализма в трех этих категориях проводилось по специфическим для каждой из них критериям. Например, для оценки уровня психолога-ученого важны научные публикации и индексы цитирования, для психологов-преподавателей – их ораторское и педагогическое мастерство, для психологов-практиков – результативность их помощи клиентам, число клиентов, даже доход от данной деятельности. Однако, в силу сложившихся традиций в большинстве случаев ко всем трем категориям психологов предъявляются требования, выработанные для научной деятельности. Поэтому подчас могут возникать серьезные недоразумения. Например, клиент, нуждающийся в психологической помощи, выбирает психолога на основе его научных достижений и попадает впросак. Или чиновники начинают требовать от популярного и эффективного психолога-практика научных публикаций и тем самым мешают ему заниматься помощью страждущим.

IMG_4007.JPG

За последние десятилетия вузами РФ подготовлены десятки тысяч психологов. Однако, процесс их профессиональной ориентации находится на очень низком уровне, проводится методами проб и ошибок. Выпускники психологических факультетов практически остаются один на один в своем профессиональном выборе и последующем развитии. Именно поэтому та профориентационная и просветительская деятельность, которой была посвящена лекция В.В. Пчелиновой, крайне важна как для психологического сообщества, так и для рынка труда в целом.

[~DETAIL_TEXT] =>

7 октября на факультете практической психологии Шанинки состоялась открытая лекция на тему «Профессии психологического профиля». Ее провела ст.н.с факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и доцент факультета психологии МВШСЭН, к.псх.н. Вера Пчелинова.

IMG_4013.JPG

В центре внимания данной лекции находились несколько сотен профессиональных занятий, в которых могут раскрыться склонности и способности нынешних студентов. Вера Пчелинова провела и продолжает проводить большую работу по поиску и учету новых деятельностей, в которых находят себя выпускники психологических факультетов российских вузов. Многие присутствующие на лекции даже не подозревали, в какие экзотические формы деятельности вовлечены из коллеги. Например, некоторые психологи, идя за спросом, существующим на рынке услуг, начинают предъявлять себя как специалистов по оккультизму. При этом в своих сеансах они продолжают пользоваться стандартными психологическими методами, которые будучи представленными в новой рекламной «обертке», показывают большую эффективность.

Грубо говоря, можно выделить три крупные категории профессиональных занятий в сфере психологии: наука, преподавание и практическая психология. Распределение специалистов в трех этих категориях достаточно неравномерно и подчас противоречиво. Так, преподавателей психологии и психологов-практиков заметно больше, чем ученых. Было бы логично, если бы определение профессионализма в трех этих категориях проводилось по специфическим для каждой из них критериям. Например, для оценки уровня психолога-ученого важны научные публикации и индексы цитирования, для психологов-преподавателей – их ораторское и педагогическое мастерство, для психологов-практиков – результативность их помощи клиентам, число клиентов, даже доход от данной деятельности. Однако, в силу сложившихся традиций в большинстве случаев ко всем трем категориям психологов предъявляются требования, выработанные для научной деятельности. Поэтому подчас могут возникать серьезные недоразумения. Например, клиент, нуждающийся в психологической помощи, выбирает психолога на основе его научных достижений и попадает впросак. Или чиновники начинают требовать от популярного и эффективного психолога-практика научных публикаций и тем самым мешают ему заниматься помощью страждущим.

IMG_4007.JPG

За последние десятилетия вузами РФ подготовлены десятки тысяч психологов. Однако, процесс их профессиональной ориентации находится на очень низком уровне, проводится методами проб и ошибок. Выпускники психологических факультетов практически остаются один на один в своем профессиональном выборе и последующем развитии. Именно поэтому та профориентационная и просветительская деятельность, которой была посвящена лекция В.В. Пчелиновой, крайне важна как для психологического сообщества, так и для рынка труда в целом.

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 3459 [~EXTERNAL_ID] => 3459 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 10.10.2016 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 9409 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 9409 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Практическая психология [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) [2] => Array ( [ID] => 3451 [~ID] => 3451 [IBLOCK_ID] => 4 [~IBLOCK_ID] => 4 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => "Коварное сходство". Статья декана факультета психологии Шанинки Евгения Моргунова о разнообразии персонала [~NAME] => "Коварное сходство". Статья декана факультета психологии Шанинки Евгения Моргунова о разнообразии персонала [ACTIVE_FROM] => 29.09.2016 [~ACTIVE_FROM] => 29.09.2016 [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3451/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3451/ [DETAIL_TEXT] =>

Коварное сходство

Игорь Гурков, Евгений Моргунов

Игорь Гурков — профессор, заведующий лабораторией корпоративных стратегий, организационных структур и управленческих нововведений НИУ ВШЭ, автор книги «Стратегия и структура корпорации». Евгений Моргунов — декан факультета практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ, автор книг по организационному поведению и промышленной психологии.

Для управленцев важно понимать, какое разнообразие персонала вредно, а какое, наоборот, весьма желательно. Гетерогенность может быть разной — по образованию, культуре, этическим установкам, способностям и психическим типам. Как компании «работают» с каждым из этих признаков, особенно при наборе персонала?


Идея коротко

Проблема

Непохожесть людей в коллективе — по возрасту, опыту, образованию, культуре — делает работу интересной, повышая адаптивность фирмы и ее способность
к инновациям. Однако среди российских компаний заметна тенденция к «выравниванию» анкетных и прочих характеристик, особенно среди офисных сотрудников. Гомогенность персонала снижает уровень и оригинальность реакции фирмы на внешние изменения.

Почему это происходит

При подборе персонала компании идут по пути наименьшего сопротивления — нанимают людей с похожим опытом, образованием и даже близких по своему психотипу. Управлять одинаковыми людьми проще, а брать на работу готовых специалистов — попросту дешевле.

Решение

Чтобы на входе не отсекать «неудобных» кандидатов, надо меньше доверять тестам на определение психотипа, ведь в сильных командах люди всегда различаются по психическим типам. А чтобы всегда был приток свежей крови, надо брать на работу совсем молодых специалистов без всякого опыта. Поэтому необходимо, чтобы у опытных менеджеров были развиты навыки менторства. Единственное, в чем коллектив должен быть однородным, — это базовые этические установки.


С самого начала нужно пояснить, что мы не будем касаться вопроса дискриминации рабочей силы по расовой, национальной принадлежности, полу, возрасту или внешности. Объявления вроде «Требуются уборщицы славянской внешности» противоречат закону, поэтому разбирать их надо не в управленческом журнале, а в правоохранительных органах. 

Далее...


[~DETAIL_TEXT] =>

Коварное сходство

Игорь Гурков, Евгений Моргунов

Игорь Гурков — профессор, заведующий лабораторией корпоративных стратегий, организационных структур и управленческих нововведений НИУ ВШЭ, автор книги «Стратегия и структура корпорации». Евгений Моргунов — декан факультета практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ, автор книг по организационному поведению и промышленной психологии.

Для управленцев важно понимать, какое разнообразие персонала вредно, а какое, наоборот, весьма желательно. Гетерогенность может быть разной — по образованию, культуре, этическим установкам, способностям и психическим типам. Как компании «работают» с каждым из этих признаков, особенно при наборе персонала?


Идея коротко

Проблема

Непохожесть людей в коллективе — по возрасту, опыту, образованию, культуре — делает работу интересной, повышая адаптивность фирмы и ее способность
к инновациям. Однако среди российских компаний заметна тенденция к «выравниванию» анкетных и прочих характеристик, особенно среди офисных сотрудников. Гомогенность персонала снижает уровень и оригинальность реакции фирмы на внешние изменения.

Почему это происходит

При подборе персонала компании идут по пути наименьшего сопротивления — нанимают людей с похожим опытом, образованием и даже близких по своему психотипу. Управлять одинаковыми людьми проще, а брать на работу готовых специалистов — попросту дешевле.

Решение

Чтобы на входе не отсекать «неудобных» кандидатов, надо меньше доверять тестам на определение психотипа, ведь в сильных командах люди всегда различаются по психическим типам. А чтобы всегда был приток свежей крови, надо брать на работу совсем молодых специалистов без всякого опыта. Поэтому необходимо, чтобы у опытных менеджеров были развиты навыки менторства. Единственное, в чем коллектив должен быть однородным, — это базовые этические установки.


С самого начала нужно пояснить, что мы не будем касаться вопроса дискриминации рабочей силы по расовой, национальной принадлежности, полу, возрасту или внешности. Объявления вроде «Требуются уборщицы славянской внешности» противоречат закону, поэтому разбирать их надо не в управленческом журнале, а в правоохранительных органах. 

Далее...


[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 3451 [~EXTERNAL_ID] => 3451 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 29.09.2016 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 9386 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 9386 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Практическая психология [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) [3] => Array ( [ID] => 3445 [~ID] => 3445 [IBLOCK_ID] => 4 [~IBLOCK_ID] => 4 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => Поздравляем Бориса Юрьевича Шапиро с юбилеем! [~NAME] => Поздравляем Бориса Юрьевича Шапиро с юбилеем! [ACTIVE_FROM] => 10.09.2016 [~ACTIVE_FROM] => 10.09.2016 [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3445/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3445/ [DETAIL_TEXT] =>

10 сентября 2016 года психологическая общественность отмечает 70-летие проректора Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки), профессора факультета практической психологии Бориса Юрьевича Шапиро.

Шапиро

Борис Юрьевич является одним из отцов-основателей Шанинки. Еще в далеком 1994-м году он стал одним из тех, кто первым прошел по конкурсу на должность преподавателя этого, в то время только формировавшегося, высшего учебного заведения. Миссией Шанинки была определена интеграция лучших традиций и методов российского и британского высшего образования. Для того, чтобы в полной мере ощутить на себе особенности дидактических методик, принятых в британских университетах, в Англию была направлена на стажировку группа прошедших по конкурсу преподавателей. Борис Юрьевич полгода повышал квалификацию в Лондонской школе экономики и политической науки (LSE). Перед этим он двадцать лет проработал преподавателем в Московском педагогическом государственном университете, где освоил нюансы российской психолого-педагогической традиции. Он вполне мог сравнить сильные и слабые стороны обеих образовательных систем и выбрать лучшие стороны из каждой из них. Его выбор оказался удачным, поскольку педагогическое мастерство Бориса Юрьевича широко известно как в Шанинке, так и далеко за ее стенами.

Говорят, что психология является одной из помогающих профессий. Это, конечно, упрощение, поскольку в ней достаточно фундаментально-теоретических и исследовательских областей, представители которых не исполняют никаких помогающих функций. Однако те из психологов, которые действительно помогают людям словом и делом, необычайно важны и ценны для всего общества, живущего в настоящее время совсем не простой жизнью. Борис Юрьевич, без сомнения, значительную часть своей профессиональной жизни в буквальном смысле слова отдал служению другим людям, решению чужих проблем, которые он часто принимает как свои собственные. Он является одним из ведущих российских консультантов и немедицинских психотерапевтов. К нему постоянным, не зависящим от сезонов и дней недели потоком идут люди, которым сложно самостоятельно разобраться в своих жизненных сложностях. Сам масштаб этого потока клиентов можно считать одним из свидетельств действенности методов, используемых Б.Ю. Шапиро в психологическом консультировании. Без сомнения, масштаб личности самого Бориса Юрьевича таков, что именно она должна рассматриваться как ведущий метод его успешной психотерапевтической деятельности.

Достижения Бориса Юрьевича признаны научным и профессиональным психологическими сообществами. Он действительный член Академии социальных и педагогических наук, один из авторов широко известного в кругах интеллигенции журнала “Psychologies”. У учебника Б.Ю. Шапиро «Психология социальной работы» скоро также юбилей. Он будет переиздан уже в десятый раз.

Позвольте от лица друзей и коллег пожелать нашему дорогому Борису Юрьевичу Шапиро дальнейших успехов в его многогранной деятельности! Борис Юрьевич, здоровья Вам, новых творческих идей, интересных клиентов и перспективных студентов!

Е.Б.Моргунов, 
коллеги и выпускники


[~DETAIL_TEXT] =>

10 сентября 2016 года психологическая общественность отмечает 70-летие проректора Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки), профессора факультета практической психологии Бориса Юрьевича Шапиро.

Шапиро

Борис Юрьевич является одним из отцов-основателей Шанинки. Еще в далеком 1994-м году он стал одним из тех, кто первым прошел по конкурсу на должность преподавателя этого, в то время только формировавшегося, высшего учебного заведения. Миссией Шанинки была определена интеграция лучших традиций и методов российского и британского высшего образования. Для того, чтобы в полной мере ощутить на себе особенности дидактических методик, принятых в британских университетах, в Англию была направлена на стажировку группа прошедших по конкурсу преподавателей. Борис Юрьевич полгода повышал квалификацию в Лондонской школе экономики и политической науки (LSE). Перед этим он двадцать лет проработал преподавателем в Московском педагогическом государственном университете, где освоил нюансы российской психолого-педагогической традиции. Он вполне мог сравнить сильные и слабые стороны обеих образовательных систем и выбрать лучшие стороны из каждой из них. Его выбор оказался удачным, поскольку педагогическое мастерство Бориса Юрьевича широко известно как в Шанинке, так и далеко за ее стенами.

Говорят, что психология является одной из помогающих профессий. Это, конечно, упрощение, поскольку в ней достаточно фундаментально-теоретических и исследовательских областей, представители которых не исполняют никаких помогающих функций. Однако те из психологов, которые действительно помогают людям словом и делом, необычайно важны и ценны для всего общества, живущего в настоящее время совсем не простой жизнью. Борис Юрьевич, без сомнения, значительную часть своей профессиональной жизни в буквальном смысле слова отдал служению другим людям, решению чужих проблем, которые он часто принимает как свои собственные. Он является одним из ведущих российских консультантов и немедицинских психотерапевтов. К нему постоянным, не зависящим от сезонов и дней недели потоком идут люди, которым сложно самостоятельно разобраться в своих жизненных сложностях. Сам масштаб этого потока клиентов можно считать одним из свидетельств действенности методов, используемых Б.Ю. Шапиро в психологическом консультировании. Без сомнения, масштаб личности самого Бориса Юрьевича таков, что именно она должна рассматриваться как ведущий метод его успешной психотерапевтической деятельности.

Достижения Бориса Юрьевича признаны научным и профессиональным психологическими сообществами. Он действительный член Академии социальных и педагогических наук, один из авторов широко известного в кругах интеллигенции журнала “Psychologies”. У учебника Б.Ю. Шапиро «Психология социальной работы» скоро также юбилей. Он будет переиздан уже в десятый раз.

Позвольте от лица друзей и коллег пожелать нашему дорогому Борису Юрьевичу Шапиро дальнейших успехов в его многогранной деятельности! Борис Юрьевич, здоровья Вам, новых творческих идей, интересных клиентов и перспективных студентов!

Е.Б.Моргунов, 
коллеги и выпускники


[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 3445 [~EXTERNAL_ID] => 3445 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 10.09.2016 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 9347 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 9347 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Практическая психология [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) [4] => Array ( [ID] => 3438 [~ID] => 3438 [IBLOCK_ID] => 4 [~IBLOCK_ID] => 4 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => Видео лучших публичных лекций Факультета практической психологии Шанинки [~NAME] => Видео лучших публичных лекций Факультета практической психологии Шанинки [ACTIVE_FROM] => 29.08.2016 [~ACTIVE_FROM] => 29.08.2016 [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3438/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/3438/ [DETAIL_TEXT] =>
Мы собрали видеозаписи 10 самых популярных публичных лекций факультета практической психологии МВШСЭН по психологии отношений, управлению персоналом, коучингу, карьерному консультированию и психологии креативности.

видеолекций по психологии.jpg


1. Борис Шапиро "От знакомства к браку" 
Изменение семейных ценностей, разрешение в ряде стран заключать гомосексуальные браки, феномен Кончиты Вурст - наглядные индикаторы того, что в настоящее время брак и семья претерпевают очень серьезные изменения. Тем не менее, большинство людей по-прежнему ориентированы на создание семьи, однако, как показывает практика, причины неудачных браков очень часто закладываются на этапе выбора спутника жизни. В этой связи в лекции будут рассмотрены следующие вопросы: 
- Нужна ли семья современному человеку? 
- Мы выбираем -- нас выбирают: что притягивает людей друг к другу. 
- Любовь и «ловушки влюбленности». 
- Психология предбрачного общения. 
- «Информационный обмен» против «информационного обмана» 
- Принятие решения о вступлении в брак: факторы успеха и риска.
  
 


2. Борис Шапиро "Любовь или...?" 
Нередко человеку бывает очень трудно разобраться в своих чувствах и чувствах другого человека. Именно по этой причине любовь является предметом изучения многих научных дисциплин, в том числе психологии. В лекции рассмотрены следующие вопросы: 
- основные психологические теории любви; 
- виды любви и ее отличие от симпатии, дружбы, увлечения, влюбленности; 
- любовь и секс; 
- кто в кого влюбляется и почему; 
- неразделенная любовь и любовная зависимость; 
- «ловушки влюбленности»; 
- любовные взаимоотношения: «вход» и «выход»; 

 

3. Борис Шапиро. Психология ревности и измены 
В лекции рассмотрены виды ревности как одного из самых древних человеческих эмоциональных состояний между любовью и ненавистью, ее причины, формы проявления, способы «лечения» и профилактики. Ревность нередко оказывается «в одном флаконе» с изменами, и в этой связи анализируются мифология и психология мужских и женских измен, почему и зачем они происходят, «кто виноват» и что с этим делать.
 
 


4. Мария Морозова, Елена Кузина. Коучинг как профессия. 
Несмотря на свою молодость, коучинг в России считается модной и престижной профессией. Ходят легенды о высоких гонорарах коучей и невероятных результатах их клиентов. Вместе с Марией Морозовой и Еленой Кузиной, преподавателями авторского курса «Коучинг для бизнеса. Уровень PRO», будем разбираться со стереотипами и узнаем о профессии из первых уст.

   


5. Вера Пчелинова "Формула профессии или как определить образ подходящей человеку работы" 
Часто выбор профессии осуществляется достаточно примитивно на основе одного или двух критериев. И это может обречь человека на многолетние страдания.  Подходящая работа - вопрос, требующий деликатного и индивидуального подхода в каждом случае профессионального выбора. Содержанием такого индивидуального подхода может выступать составление формулы профессии, идеальной для конкретного человека. Это занятие требует от психолога-консультанта умений и определенного упорства, поскольку консультанту необходимо постепенно разбираться с задатками, способностями и пожеланиями клиента. 

   


6. Вера Пчелинова "Карьерное консультирование и построение картины мира профессий"  
Понятия труда, профессии, специальности, должности, образования и «подходящей работы» в трудогенезе: юридическое, экономическое и психологическое толкование. Теории и практика профессионального и карьерного самоопределения, основанные на психодиагностическом и информационном подходах. Определение причин количественного и качественного рассогласования информации о профессиях у нас в стране и за рубежом. Комплексный характер профконсультирования в условиях свободы труда (семейные, референтные, идентификационные, интенционные, мотивационные, поло-возрастые, мировоззренческие факторы профессионального и карьерного самоопределения). Диагностическая карта ситуации личностного и профессионального самоопределения и ее заполнение слушателями, посетившими лекцию. 

 


7. Сергей Яголковский "Психология креативности и инноваций: где искать вдохновение?" 
На лекции Сергей Яголковский рассказывает об основных теориях и моделях креативности, а также о том, как можно её измерить и развить. Научные представления о творческих способностях человека развивались на протяжении веков. Поэтому подходов к объяснению её сущности и определению существует довольно много. Оригинальные творческие идеи в силу многих причин не всегда находят своё практическое применение, так и не став реальными инновациями. И наоборот, зачастую несущественные усовершенствования выдаются за кардинальные нововведения. Как это происходит? На лекции будет вкратце рассказано о закономерностях инновационных процессов, в рамках которых происходит внедрение новых идей и превращение их в реальные инновации. 
 
 


8. Александр Гун, Александр Сосновый. Добровольно и с песнями: Как при помощи денег управлять поведением работников 
Предпринимателей, промышленников и бизнесменов беспокоят три важнейшие проблемы, связанные с персоналом: низкая эффективность предприятий, текучка персонала и проблемы с клиентами, которые жалуются на качество товаров и услуг, на скверный сервис. У всех этих проблем одна причина - низкая заинтересованность персонала в эффективности и качестве собственного труда. В лекции будет рассматриваться важнейшая проблема современной экономики -- развитие эффективности трудового поведения. Основной вопрос эффективности -- что нужно сделать, чтобы работники трудились результативно, интенсивно, качественно и «с огоньком»? В лекции будут рассматриваться основные принципы и схемы создания современных и высокоэффективных систем мотивации персонала. На конкретных примерах будет показана эффективность предлагаемого механизма денежной мотивации, рассмотрены экспериментальные доказательства позитивного воздействия на производственное поведение работников.
  


9. Мария Новикова. Знакомство с генограммой: семейная история как ресурс  
О семейной истории можно говорить очень в разных контекстах. Подход, с которым познакомит слушателей Мария Новикова, — Теория семейных систем М. Боуэна. Благодаря набору специальных инструментов, становится возможным перейти от общего описания семьи («У нас в роду все женщины в девках не засиживаются» или «По дедушкиной линии все были с золотыми руками») к выделению конкретных закономерностей, паттернов взаимодействия между членами семьи, воспроизводимым из поколения в поколение. Основной инструмент, помогающий нам в этом, – генограмма, или наглядное представление истории семьи в нескольких поколениях. 

 


10. Андраник Сулейманян. «Народный характер и качественные методы его изучения». 
Народный характер — ключевое понятие этнопсихологии. В чем преимущество качественных методов его исследования? В чем отличие отечественной науки? И почему его объективное исследование невозможно без союза науки с классическим и народным искусствами, философией и религией? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в лекции этнопсихолога и путешественника Андраника Сулейманяна

  

Хотите знать больше о факультете практической психологии?


Оставьте ваши контакты и получите информацию по программе "Практическая психология"

[~DETAIL_TEXT] =>
Мы собрали видеозаписи 10 самых популярных публичных лекций факультета практической психологии МВШСЭН по психологии отношений, управлению персоналом, коучингу, карьерному консультированию и психологии креативности.

видеолекций по психологии.jpg


1. Борис Шапиро "От знакомства к браку" 
Изменение семейных ценностей, разрешение в ряде стран заключать гомосексуальные браки, феномен Кончиты Вурст - наглядные индикаторы того, что в настоящее время брак и семья претерпевают очень серьезные изменения. Тем не менее, большинство людей по-прежнему ориентированы на создание семьи, однако, как показывает практика, причины неудачных браков очень часто закладываются на этапе выбора спутника жизни. В этой связи в лекции будут рассмотрены следующие вопросы: 
- Нужна ли семья современному человеку? 
- Мы выбираем -- нас выбирают: что притягивает людей друг к другу. 
- Любовь и «ловушки влюбленности». 
- Психология предбрачного общения. 
- «Информационный обмен» против «информационного обмана» 
- Принятие решения о вступлении в брак: факторы успеха и риска.
  
 


2. Борис Шапиро "Любовь или...?" 
Нередко человеку бывает очень трудно разобраться в своих чувствах и чувствах другого человека. Именно по этой причине любовь является предметом изучения многих научных дисциплин, в том числе психологии. В лекции рассмотрены следующие вопросы: 
- основные психологические теории любви; 
- виды любви и ее отличие от симпатии, дружбы, увлечения, влюбленности; 
- любовь и секс; 
- кто в кого влюбляется и почему; 
- неразделенная любовь и любовная зависимость; 
- «ловушки влюбленности»; 
- любовные взаимоотношения: «вход» и «выход»; 

 

3. Борис Шапиро. Психология ревности и измены 
В лекции рассмотрены виды ревности как одного из самых древних человеческих эмоциональных состояний между любовью и ненавистью, ее причины, формы проявления, способы «лечения» и профилактики. Ревность нередко оказывается «в одном флаконе» с изменами, и в этой связи анализируются мифология и психология мужских и женских измен, почему и зачем они происходят, «кто виноват» и что с этим делать.
 
 


4. Мария Морозова, Елена Кузина. Коучинг как профессия. 
Несмотря на свою молодость, коучинг в России считается модной и престижной профессией. Ходят легенды о высоких гонорарах коучей и невероятных результатах их клиентов. Вместе с Марией Морозовой и Еленой Кузиной, преподавателями авторского курса «Коучинг для бизнеса. Уровень PRO», будем разбираться со стереотипами и узнаем о профессии из первых уст.

   


5. Вера Пчелинова "Формула профессии или как определить образ подходящей человеку работы" 
Часто выбор профессии осуществляется достаточно примитивно на основе одного или двух критериев. И это может обречь человека на многолетние страдания.  Подходящая работа - вопрос, требующий деликатного и индивидуального подхода в каждом случае профессионального выбора. Содержанием такого индивидуального подхода может выступать составление формулы профессии, идеальной для конкретного человека. Это занятие требует от психолога-консультанта умений и определенного упорства, поскольку консультанту необходимо постепенно разбираться с задатками, способностями и пожеланиями клиента. 

   


6. Вера Пчелинова "Карьерное консультирование и построение картины мира профессий"  
Понятия труда, профессии, специальности, должности, образования и «подходящей работы» в трудогенезе: юридическое, экономическое и психологическое толкование. Теории и практика профессионального и карьерного самоопределения, основанные на психодиагностическом и информационном подходах. Определение причин количественного и качественного рассогласования информации о профессиях у нас в стране и за рубежом. Комплексный характер профконсультирования в условиях свободы труда (семейные, референтные, идентификационные, интенционные, мотивационные, поло-возрастые, мировоззренческие факторы профессионального и карьерного самоопределения). Диагностическая карта ситуации личностного и профессионального самоопределения и ее заполнение слушателями, посетившими лекцию. 

 


7. Сергей Яголковский "Психология креативности и инноваций: где искать вдохновение?" 
На лекции Сергей Яголковский рассказывает об основных теориях и моделях креативности, а также о том, как можно её измерить и развить. Научные представления о творческих способностях человека развивались на протяжении веков. Поэтому подходов к объяснению её сущности и определению существует довольно много. Оригинальные творческие идеи в силу многих причин не всегда находят своё практическое применение, так и не став реальными инновациями. И наоборот, зачастую несущественные усовершенствования выдаются за кардинальные нововведения. Как это происходит? На лекции будет вкратце рассказано о закономерностях инновационных процессов, в рамках которых происходит внедрение новых идей и превращение их в реальные инновации. 
 
 


8. Александр Гун, Александр Сосновый. Добровольно и с песнями: Как при помощи денег управлять поведением работников 
Предпринимателей, промышленников и бизнесменов беспокоят три важнейшие проблемы, связанные с персоналом: низкая эффективность предприятий, текучка персонала и проблемы с клиентами, которые жалуются на качество товаров и услуг, на скверный сервис. У всех этих проблем одна причина - низкая заинтересованность персонала в эффективности и качестве собственного труда. В лекции будет рассматриваться важнейшая проблема современной экономики -- развитие эффективности трудового поведения. Основной вопрос эффективности -- что нужно сделать, чтобы работники трудились результативно, интенсивно, качественно и «с огоньком»? В лекции будут рассматриваться основные принципы и схемы создания современных и высокоэффективных систем мотивации персонала. На конкретных примерах будет показана эффективность предлагаемого механизма денежной мотивации, рассмотрены экспериментальные доказательства позитивного воздействия на производственное поведение работников.
  


9. Мария Новикова. Знакомство с генограммой: семейная история как ресурс  
О семейной истории можно говорить очень в разных контекстах. Подход, с которым познакомит слушателей Мария Новикова, — Теория семейных систем М. Боуэна. Благодаря набору специальных инструментов, становится возможным перейти от общего описания семьи («У нас в роду все женщины в девках не засиживаются» или «По дедушкиной линии все были с золотыми руками») к выделению конкретных закономерностей, паттернов взаимодействия между членами семьи, воспроизводимым из поколения в поколение. Основной инструмент, помогающий нам в этом, – генограмма, или наглядное представление истории семьи в нескольких поколениях. 

 


10. Андраник Сулейманян. «Народный характер и качественные методы его изучения». 
Народный характер — ключевое понятие этнопсихологии. В чем преимущество качественных методов его исследования? В чем отличие отечественной науки? И почему его объективное исследование невозможно без союза науки с классическим и народным искусствами, философией и религией? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в лекции этнопсихолога и путешественника Андраника Сулейманяна

  

Хотите знать больше о факультете практической психологии?


Оставьте ваши контакты и получите информацию по программе "Практическая психология"

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 3438 [~EXTERNAL_ID] => 3438 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 29.08.2016 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 9335 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 9335 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Практическая психология [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) ) [ELEMENTS] => Array ( [0] => 3471 [1] => 3459 [2] => 3451 [3] => 3445 [4] => 3438 ) [NAV_STRING] => [NAV_CACHED_DATA] => Array ( [frameMode] => [frameModeCtx] => /bitrix/templates/.default/components/bitrix/system.pagenavigation/.default/template.php ) [NAV_RESULT] => CIBlockResult Object ( [arIBlockMultProps] => Array ( ) [arIBlockConvProps] => [arIBlockAllProps] => Array ( ) [arIBlockNumProps] => Array ( ) [arIBlockLongProps] => [nInitialSize] => [table_id] => [strDetailUrl] => [strSectionUrl] => [strListUrl] => [arSectionContext] => [bIBlockSection] => [nameTemplate] => [_LAST_IBLOCK_ID] => 4 [_FILTER_IBLOCK_ID] => Array ( [4] => 1 ) [result] => Resource id #334 [arResult] => [arReplacedAliases] => [arResultAdd] => [bNavStart] => [bShowAll] => [NavNum] => [NavPageCount] => [NavPageNomer] => [NavPageSize] => 10 [NavShowAll] => [NavRecordCount] => [bFirstPrintNav] => 1 [PAGEN] => [SIZEN] => [SESS_SIZEN] => [SESS_ALL] => [SESS_PAGEN] => [add_anchor] => [bPostNavigation] => [bFromArray] => [bFromLimited] => [sSessInitAdd] => [nPageWindow] => 5 [nSelectedCount] => [arGetNextCache] => Array ( [ID] => [IBLOCK_ID] => [IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => [ACTIVE_FROM] => [DETAIL_PAGE_URL] => [DETAIL_TEXT] => 1 [DETAIL_TEXT_TYPE] => [PREVIEW_TEXT] => 1 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => [PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => [SORT] => [CODE] => [EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_TYPE_ID] => [IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => ) [bDescPageNumbering] => [arUserMultyFields] => [SqlTraceIndex] => [DB] => CDatabase Object ( [version] => [escL] => ` [escR] => ` [alias_length] => 256 [DBName] => zhukova_idex [DBHost] => localhost [DBLogin] => zhukova_idex [DBPassword] => yAdinhpdex [bConnected] => 1 [db_Conn] => Resource id #117 [debug] => [DebugToFile] => [ShowSqlStat] => [db_Error] => [db_ErrorSQL] => [result] => [type] => MYSQL [column_cache] => Array ( ) [bModuleConnection] => [bNodeConnection] => [node_id] => [bMasterOnly] => 0 [obSlave] => [cntQuery] => 0 [timeQuery] => 0 [arQueryDebug] => Array ( ) ) [NavRecordCountChangeDisable] => [is_filtered] => [nStartPage] => 1 [nEndPage] => [resultObject] => ) )