В Беларуси открывается первая в стране Школа креативных индустрий под руководством выпускницы Шанинки

В Беларуси открывается первая в стране Школа креативных индустрий под руководством выпускницы Шанинки

В сентябре в Минске открывается первая в Беларуси Школа креативных индустрий под руководством выпускницы Шанинки Алины Деревянко. Мы расспросили её о том, что представляют из себя белорусские креативные индустрии, что отличает творческий бизнес от других типов предпринимательства, и почему учиться надо у тех, кто уже набил шишек на этом пути.

Ведущие направления креативных индустрий в Беларуси тесно пересекаются с IT-сферой. В ней самые конкурентные зарплаты, лучшие условия на рынке труда — работа в IT равносильна представлениям о благополучии и успехе, работаешь ты гейм-дизайнером или тестировщиком.

IT-компании существенно влияют на экономику страны. Самая известная, наверное, Wargaming — разработчик онлайн-игр с представительствами по всему миру, 4000 сотрудников, сотнями миллионов долларов прибыли ежегодно и головным офисом в Минске. Поэтому государство поддерживает эту сферу — для IT-стартапов здесь действуют налоговые льготы, в Минске есть Парк высоких технологий, чьи резиденты освобождены от традиционных бюрократических отношений с системой и т.д.

Но понятия креативных индустрий в белорусском законодательстве нет. Эта сфера пролегает где-то между Министерством культуры и Министерством экономики. В 2015 — 2018 гг. в Беларуси наряду с ещё 5 странами реализовывалась большая европейская программа «Культура и креативность» — её целью было показать разным стейкхолдерам, что такая отрасль существует, что она перспективна и потому стоит определить её на законодательном уровне, выработать официальную политику в отношении креативных индустрий и подсчитывать, какой вклад они вносят в экономику.

Когда проект готовился, нужно было формально отнести его к какому-то ведомству — им стало белорусское Министерство культуры. Но когда впоследствии прорабатывались законодательные инициативы по развитию креативных индустрий (те же юридические понятия или налоговые преференции), Минкульт не мог ничего пролоббировать, поскольку такие вещи должны исходить от Министерства экономики, которое в проекте никак не участвовало.
Успешной «Культура и креативность» стала в Украине — с того времени в законе «О культуре» там официально закреплено понятие «креативные индустрии». Но самое важное, оно закрепилось в официальной риторике, среди людей, принимающих решения в стране.
В Украине понятие «креативные индустрии» официально закреплено в законе. Но самое важное, оно закрепилось в официальной риторике людей, принимающих решения в стране


Можно сказать, что в Беларуси есть сообщество креативных предпринимателей, есть заметный рост креативных пространств, событий, которые они создают, что коррелирует с общеевропейским трендом, начавшимся ещё в 1990-е гг. Но успешные проекты в этой сфере никак не связаны с государством — да и у фондов белорусские креативные индустрии пока не находят особой поддержки. Создать бизнес-акселератор для IT-проектов — ни у кого не возникает вопросов, почему это выгодно. А создать акселератор для творческого бизнеса — непонятно зачем.

В Беларуси, в отличие от России, нет системы частных фондов, поэтому поддержка креативных индустрий здесь осуществляется за счёт грантов Евросоюза. Это отчасти мотивировано политически: страна является своего рода буферной зоной между Россией и ЕС — есть ряд территориальных программ американских и европейских доноров — основная поддержка креативной экономики в Беларуси идёт от них.
У нас нет образования, которое хотя бы позиционировалось как образование в сфере креативных индустрий. Поэтому мы пригласили людей, которые получили такое образование за границей — в Великобритании, например — и тех, кто успешно развивает творческий бизнес здесь, в Беларуси. Идея школы заключается в том, чтобы познакомить слушателей со сложившейся экосистемой креативных индустрий — действующие площадки, форумы, международные программы и фонды — и теми, кто уже создаёт креативную экономику и чётко понимает ситуацию в разных её отраслях.

Я, например, не занимаюсь дизайном или модой — мы приглашаем вести мастер-классы тех, кто успешно работает в этой сфере, практиков. Мы хотим дать нашим студентам универсальные инструменты, с которыми они смогут работать над своим проектом в той или иной сфере креативной экономики: навыки менеджмента, бизнес-планирования, продвижения и пиара.
Когда преподаватели являются практиками, это всегда самый ценный опыт в обучении. Ты не просто прочитал книгу Лэндри о креативных городах, а познакомился с людьми, которые создают эту среду, — это запоминается довольно ярко


Мы отталкиваемся от своего опыта — в моём случае он связан и с Шанинкой, хотя прошло уже 9 лет после моего выпуска. Когда я составляла программу для школы, оглядывалась на то, в какие моменты мне было интереснее всего учиться. В частности, история с привлечением профессионалов перекликается с Шанинкой: когда на курсе по креативным индустриям мы встречались с галеристами на «Винзаводе», ходили в Манеж, где нам от первого лица рассказывали, как это работает. Ты не просто прочитал книгу Лэндри о креативных городах, а познакомился с людьми, которые эту среду создают, сами что-то делают — это запоминается довольно ярко.

Такой метод мы и хотим использовать в нашей образовательной программе: когда преподаватели являются практиками, это всегда самый ценный опыт в обучении.
Когда мы говорим о креативных индустриях как сфере экономики, из атмосферы творчества и вдохновения мы попадаем в конкурентную среду, где нужно убеждать покупателей потратить деньги на вашу идею или продукт


Но задача школы креативных индустрий — не научить бизнес-процессам по типу как вычислить точку безубыточности или правильно рассчитать объём закупок. А помочь людям с идеей или культурным проектом найти устойчивую модель развития, которая будет приносить доход. Потому что, когда мы говорим о креативных индустриях как сфере экономики, из атмосферы творчества и вдохновения мы попадаем в конкурентную среду, где нужно убеждать покупателей потратить деньги на вашу идею или продукт.

Это означает, что методы, которые традиционно используются в маркетинге, применимы и для креативных индустрий. Но творческий бизнес больше, чем просто создание добавочной стоимости и получение дохода. Он предлагает людям нечто большее, чем рыночный продукт, — эмоциональную ценность или даже образ жизни.

Нам пришла заявка от девушки из региона — она пишет, что у них в городе всего одна площадка, где проходят культурные события, и она хочет научиться организовывать их сама: узнать, как формировать команду, как привлекать партнёров и спонсоров, как работает событийный бизнес в других городах. Иногда люди работают где-то, но не видят смысла в своей деятельности — уходят, чтобы вписаться в более созидательные форматы. Таким людям школа даст инфраструктуру, инструменты, чужой опыт, вдохновение. Ведь специалисты, на чьи проекты мы ориентируемся и чьим опытом пользуемся в обучении, тоже когда-то были обычными энтузиастами.
За последние 3-4 года креативных площадок — фестивалей, творческих хабов, культурных проектов — стало заметно больше. Процентов 80 из них сосредоточено в Минске. Мы общаемся с людьми, которые их запускают, — никто из них не учился писать бизнес-планы, им пришлось набить много шишек, учиться методом проб и ошибок. С одной стороны, у таких людей тоже есть запрос на образование в сфере креативных индустрий. А с другой, почти все они говорят о том, что им нужны люди в команду. В школе мы создаём пространство профессиональной коммуникации — объединяем тех, кто хочет работать в креативных индустриях, и тех, кто может предложить что-то в плане инфраструктуры.

Мы организуем Школу креативных индустрий в Минске вместе с Европейским колледжем Liberal Arts. Его создали бывшие преподаватели Европейского гуманитарного университета, закрытого в Беларуси в 2004 г. и продолжившего работу в Литве. В колледж часто идут учиться те, кто после белорусского вуза хочет поступать в европейскую магистратуру. Это связано с проблемами гуманитарного образования в стране — здешние вузы не готовят специалистов, ориентированных на современный меняющийся контекст. Колледж даёт дополнительное, несертифицированное образование по образцу западной системы Liberal Arts.

Сейчас у нас самый активный период — приём заявок, он продлится до 18 сентября. В конце месяца мы планируем провести в Минске презентацию Школы креативных индустрий.
3541