С 17 сентября в библиотеке Шанинки проходит серия встреч «Ближе к тексту» в рамках семинаров Research&Write. Она посвящена проблеме авторства в исследовательских текстах, в первую очередь социальных и гуманитарных наук.
Быть автором — непросто. Мы знаем из истории науки, что текст — культурно специфичен и изменчив. Мы знаем из социологии знания, что текст — это результат хрупких и одновременно таких устойчивых, принуждающих конвенций. Конвенции создаются и утверждаются авторами, научным сообществом и (вос)производятся через сами же тексты, меняются от дисциплины к дисциплине, от сообщества к сообществу, от журнала к журнала. Но вместе с тем, требования универсальной рациональности, логики и объективности вписаны в нормы академического письма так, будто ничего другого в тексте быть не может.
Мы уверены, что быть автором — это не просто воспроизводить тексты в согласии с нормами. Быть автором научного текста — значит жить в сложном контексте с гетерогенными правилами и проблемами. В одиночку разобраться с ними непросто, поэтому мы открываем серию встреч. Это встречи для тех, кто учится писать тексты, пишет их давно, переживает за них или хочет начать.
На серии встреч «Ближе к тексту» мы будем обсуждать научное авторство как изменчивое явление, набор практик и языковых приемов, коллективное действие и стратегию самопрезентации, говорить о роли гендера, материальности и технологий. К каждой встрече мы предлагаем набор текстов, которые (вместе с их авторами) ставят близкие проблемы, и выносим их на обсуждение с заинтересованными коллегами.
Модераторы серии: Ирина Антощук и Полина Колозариди.- Ирина — аспирантка университета Амстердама и СПбГУ, исследователь миграции и науки, любитель качественного письма и анализа текстовых практик в социальных науках.
- Полина — интернет-исследователь, координатор клуба любителей интернета и общества, работница образования.
Встреча 3. 17 февраля, 19:00
Ближе к тексту: беспокойство о коллективности
У текстов часто один автор, но на самом деле нет. Тексты, которые мы читаем в научных и публичных изданиях, готовит сразу много людей. Есть редакторы и переводчицы, корректоры и рецензентки: и нередко из-за их участия текст очень сильно меняется. Нужно ли менять концепцию авторства, делать этих соучастников более видимыми? Как устроены отношения разных людей, формирующих текст? Об этом мы поговорим на очередном семинаре Research&Write в zoom.
Список текстов:
Основная литература:
- Peters, M. A., Besley, T., & Arndt, S. (2019). Experimenting with academic subjectivity: collective writing, peer production and collective intelligence. Open Review of Educational Research, 6(1), 26-40.
- Peters, Michael A. (2019) Knowledge socialism: the rise of peer production-collegiality, collaboration, and collective intelligence
- Jandrić, Petar, Nesta Devine, Liz Jackson, Michael A. Peters, Georage Lăzăroiu, Ramona Mihăilă, Kirsten Locke et al. "Collective writing: An inquiry into praxis." (2017): 85-108.
Дополнительная литература:
Martha Woodmansee (1997) On the Author Effect: Recovering Collectivity