Три самые востребованные профессии — поведенческие

Три самые востребованные профессии — поведенческие

Поведенческий экономист, преподаватель программы «Психология и экономика принятия управленческих решений» Михаил Зельдин рассказал о востребованных профессиях в сфере исследований человеческого поведения

Михаил Зельдин
Михаил Зельдин
Поведенческий экономист, PhD student Ariel University (Israel), выпускник Шанинки
В технологиях мы затрачиваем так много времени на эксперименты и тонкую настройку, чтобы получить самый дешевый способ, что-то создать – так почему мы не делаем то же самое в социальной политике?

Эстер Дюфло, Нобелевский Лауреат 2019 года по экономике 

Успех бизнеса и общественных инициатив всё больше зависит от глубокого понимания человеческого поведения. Компании и государственные органы начинают осознавать, что без тщательного анализа мотиваций и механизмов мышления людей трудно добиться желаемых результатов. Поведенческие инсайты (Behavioral Insights) становятся важнейшим инструментом в современном менеджменте. В последние годы это привело к появлению новых профессий на стыке науки и практики, которые стали очень востребованными в мире. Однако на пост-советском пространстве активное развитие этих профессий только начинается.

Поведенческий аналитик 

Поведенческие аналитики — те самые люди, которые разбираются, почему мы поступаем так, а не иначе. Их задача — не просто собрать и проанализировать данные и получить выводы, но используя теоретические представления понять, что скрывается за полученными результатами. 

Что нужно знать и уметь?


Требования к этим профессиям включают не только развитые аналитические способности, но и глубокие знания в области поведенческой экономики, когнитивной и общей психологии, а также социальной теории. Для успешной работы необходима серьёзная академическая подготовка: например, степень по психологии, поведенческой экономике или социологии. Кроме того, специалист должен владеть программированием, статистическими методами, уметь разрабатывать и проводить эксперименты в соответствии с научными фреймворками, а также анализировать их результаты. Важной является и способность эффективно представлять свои выводы коллегам и клиентам, чтобы они могли использовать эти данные для принятия решений.

Поведенческий дизайнер

Поведенческий дизайнер — это специалист, который объединяет знания в области психологии, поведенческой экономики и дизайна для создания продуктов и интерфейсов, направленных на изменение и управление поведением пользователей. В отличие от традиционных UX/UI-дизайнеров, чья основная задача — базовый анализ и создание удобных и эстетически привлекательных интерфейсов, поведенческий дизайнер сосредоточен на том, чтобы использовать алгоритмы принятия решений и когнитивно-психологические конструкты для влияния на выбор и действия пользователей, поддерживая их на пути к достижению желаемых целей.

Что нужно знать и уметь?

Помимо базовых требований владения инструментами прототипирования и дизайна для успешной работы поведенческому дизайнеру необходимы глубокие знания (не ниже бакалавра) в области психологии, поведенческой экономики и когнитивных наук, взаимодействия человека и компьютера (HCI – Human-Computer Interaction). Это позволяет понять, как люди принимают решения и как на них можно повлиять через дизайн. Не достаточно просто обладать навыками анализа данных и проведения A/B тестов, помимо этого, необходима способность выявлять и описывать сценарии принятия решений. Не менее важный навык — это умение коммуницировать на более высоком уровне с междисциплинарными командами включающих, как математиков-аналитиков, так и психологов-маркетологов. Именно из их контролируемого «столкновения» могут появиться наиболее значимые пользовательские инсайты, которые необходимо уловить и интегрировать в конечный дизайн.

Поведенческий стратег

Поведенческий стратег или архитектор — тот, кто разрабатывает и оптимизирует продукты и процессы таким образом, чтобы они способствовали принятию пользователями наилучших решений. Такие специалисты проводят глубокий анализ поведения пользователей и создают стратегии, направленные на достижение конкретных бизнес-целей или задач государственной политики.

Что нужно знать и уметь?

Высшее образование в области поведенческих наук, психологии, экономики является базовым требованием, зачастую уровня магистра или доктора наук (PhD). Однако, ключевую роль играют умение формулировать гипотезы и проводить эксперименты. Поведенческий стратег работает на стыке науки и практики, и для решения задач ему требуется сочетание глубоких знаний, аналитических способностей и практического опыта. Фактически это современный человеко-центричный супер-учёный-менеджер. 

Чтобы стать востребованным специалистом и иметь доступ к интересным и вдохновляющим задачам, недостаточно пройти курсы по анализу данных, UX/UI-дизайну или менеджменту. Может помочь глубокое теоретическое понимание, умение работать с научной литературой и способность критически оценивать не только популярные книги и материалы с YouTube или профессиональных конференций, но и саму научную литературу, применяемые там методологии. Даже в высокопрофессиональных областях, например, как в России, где средний уровень цифровых дизайнеров или продукт-менеджеров положительно отличается от европейского, изолированность профессионального сообщества может привести к отставанию в решении конкретных задач, так как оно не опирается на постоянно развивающуюся науку у которой изначально научные, а не практические цели.

Неверно считать, что к уже существующим профессиям просто добавили приставку «поведенческий». Это новое направление представляет собой полноценный синтез, в котором передовые знания о человеке и доказательные методики выводят на новый уровень технические статистические данные и узкоспециализированные профессиональные подходы. В ближайшее время, подобно тому как гибкие методологии управления стали неотъемлемой частью цифровых продуктов, поведенческие подходы станут обязательными и естественными для всех позиций среднего и высшего уровня в профессиях, связанных с работой с людьми. Поведенческий продуктовый менеджмент (BPM – Behavioral Product Management) и поведенческая общественная политика (Behavioral Public Policy) — это уже существующие в успешных корпорациях и странах обязательные (в том числе на уровне законодательства) концепции, которые обеспечивают осознанную и контролируемую эффективность.

Современное высшее образование в области поведенческих наук, включающее в себя теорию принятия решений, психологию, социологию, нейронауки, экономику, а также их практическую составляющую, предоставляет уникальные возможности для долгосрочной востребованности на фоне развития технологий, таких как искусственный интеллект.

Что почитать, чтобы погрузится в тему?

  1. "Behavioral Economics: Toward a New Economics by Integration with Traditional Economics" — Masao Ogaki, Saori C. Tanaka. Хендбук, который предлагает доступный обзор того, как поведенческая экономика интегрируется с традиционными экономическими моделями, демонстрируя их взаимодополняемость и влияние на современные экономические теории.
  2. "Design for Behaviour Change: Theories and Practices of Designing for Change" — Kristina Niedderer, Stephen Clune, and Geke Ludden.
    Книга подробно исследует теоретические и практические аспекты изменения поведения через дизайн. Она рассматривает, как дизайн может быть использован для создания условий, способствующих изменению поведения, и предлагает конкретные методы для реализации этих идей.
  3. "The Behavioral Foundations of Public Policy" — Eldar Shafir (Editor)
    Эта коллекция статей от ведущих ученых предлагает углубленный взгляд на применение поведенческих инсайтов в разработке и реализации государственной политики. Книга рассматривает, как поведенческие науки могут способствовать созданию более эффективных и справедливых политик.
  4. "Behavioral Science and Public Policy" — Cass R. Sunstein
    Книга известного ученого и деятеля в области социальной политики Касса Санштейна посвящена исследованию того, как поведенческие науки влияют на формирование государственной политики и принятие управленческих решений. Она охватывает широкий спектр тем, от регулирования до социального обеспечения.
  5. "Judgment in Managerial Decision Making" — Max Bazerman
    Эта известная книга исследует, как управленцы принимают решения, и анализирует ошибки, которые они могут допускать из-за когнитивных искажений. Базерман предлагает методы для улучшения процесса принятия решений на основе поведенческих инсайтов.
  6. "The Science of Persuasion: A Litmus Test for Human Behavior" — Kevin Hogan
    Подробный анализ принципов убеждения и их применения в различных областях. 
  7. "Public Policy and Public Choice" — Arye L. Hillman
    Классическая книга и университетский учебник Арье Хиллмана рассказывает, как публичная политика формируется через призму общественного выбора, анализируя взаимодействие между экономическими и политическими агентами

Вас могут заинтересовать программы:

1249