Короткина Ирина Борисовна

Короткина Ирина Борисовна

Короткина Ирина Борисовна

заведующий межфакультетской кафедрой английского языка, доктор педагогических наук, доцент
Направление подготовки и специальности:
  • Специалитет: лингвист – специалист в области структурной и прикладной лингвистики, МГУ, 1977 г.
  • Кандидат педагогических наук (13.00.08 – теория и методика профессионального образования), СПбАППО, 2009 г.
  • Доктор педагогических наук (13.00.01 – общая педагогика, теория педагогики и образования), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» РАО, 2018 г.
Повышение квалификации:
  • "Academic Editing Academy (Академия научного редактирования)", научно-практический семинар, Nature Research Academies, АНРИ, РАНХиГС, 2017 г.
  • "Подготовка научных журналов к продвижению в международное информационное пространство: рекомендации Scopus", 2-й научно-практический семинар Минобрнауки РФ, НЭИКОН, Ассоциация научных редакторов и издателей (АНРИ), Scopus, 2018 г.
  • Использование СДО в образовательном процессе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ), ФГБОУ «РАНХиГС», 2022 г.
  • Технологии работы в системе дистанционного обучения в образовательных организациях, ОАНО «МВШСЭН», 2022 г.
  • Использование информационно-коммуникационных технологий при работе в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации», ОАНО «МВШСЭН», 2022 г.
  • Психолого-педагогические условия повышения эффективности инклюзивного образования студентов с ОВЗ, ОАНО «МВШСЭН», 2023 г.
  • "Организационное, нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации", Институт стратегии развития образования РАО, Москва, 72 часа, 18 января - 25 февраля 2024 г.
Общий стаж работы: 48 лет
Преподавательский стаж: 31 год

Электронный адрес: irina.korotkina@gmail.com; korotkina@universitas.ru



Сфера интересов

  • академическое письмо на русском и английском языках,
  • письмо для научно-публикационных целей,
  • академическая грамотность,
  • международная академическая лексика и терминообразование,
  • английский для специальных академических целей (ESAP).

Биография

И.Б.Короткина работает в Шанинке со времени ее основания. С 2008 г. руководит межфакультетской кафедрой английского языка, а с 2024 г. Центром академического письма и научной коммуникации, совмещая эту работу с деятельностью директора центра академического письма и коммуникации РАНХиГС и профессора кафедры педагогики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Автор 90 научных публикаций на русском и английском языке по теории и методике академического письма, в том числе 13 учебных пособий и монографий, включая книгу об академическом письме в России (США, 2021) и первый учебник по этой дисциплине на русском языке «Академическое письмо: процесс, продукт и практика», второе издание которого выходит в издательстве «Юрайт» в 2024 г. Автор и разработчик двух онлайн-курсов: «Письмо для научно-публикационных целей» (2019) и «Семь стратегий научного руководства: как научить студента писать?» (2023).

Ирина Борисовна – один из основателей Ассоциации экспертов академического письма «Национальный консорциум центров письма» и куратор рубрики «Академическое письмо и исследовательские компетенции» научного журнала «Высшее образование в России» (ВАК, Scopus). Рецензирует научные статьи на английском и русском языке, проводит мастер-классы и семинары по академическому письму и академической грамотности в ведущих университетах и выступает на международных конференциях в России и за рубежом. В 2018 г. И.Б. Короткина защитила докторскую диссертацию по теме «Теория и практика обучения академическому письму в зарубежных и отечественных университетах», в которой заложила научно-теоретические и методологические основы для введения дисциплины «Академическое письмо» в образовательный процесс российских университетов.


Монографии и учебные пособия

  1. Короткина, И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика : учеб. пособие для вузов. 2-е изд. [Текст] / И.Б. Короткина. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – (Серия: Образовательный процесс). [в печати]
  2. Короткина И.Б. База данных учебно-методических материалов по дисциплине «Семь стратегий научного руководства: как научить студента писать?» (онлайновый курс) Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2023620140 в Реестре базы данных 11 января 2023 г. (36 ч. +8 п.л.)
  3. Korotkina, I. Academic Writing in Russia Beyond Zero Point // Emerging Writing Research from the Russian Federation / L. Ashley Squires (Ed.) The WAC Clearinghouse, Fort Collins, Colorado. University Press of Colorado, Louisville, Colorado, USA. 2021. Pp. 17–50. ISBN: 978-1-64215-142-8 (PDF) | 978-1-64215-143-5 (ePub) | 978-1-64642-272-2 (pbk.) DOI: 10.37514/INT-B.2021.1428
  4. Короткина И.Б. Трансдисциплинарный подход к разработке курса по академическому чтению профильных текстов (на примере публичной политики [Глава 5, текст] // Обучение чтению на иностранном языке в современном университете: монография / Н.В.Баграмова [и др.]; под научной редакцией Н.В.Баграмовой, Н.В.Смирновой, И.Ю.Щемелевой. – 2-е изд. – Москва: Изд-во «Юрайт», 2020. – 186 с. – (Актуальные монографии). С. 70-88
  5. Короткина И.Б. База данных учебно-методических материалов по дисциплине «Письмо для научно-публикационных целей» (онлайновый курс). Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2019622174 в реестре баз данных от 26 ноября 2019 г. (36 ч. +15 п.л.)
  6. Короткина, И.Б. Модели обучения академическому письму: Зарубежный опыт и отечественная практика: монография [Текст] / И.Б.Короткина. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 219 с. – (Серия: Актуальные монографии)
  7. Короткина, И.Б. Модели обучения академическому письму: учебное пособие для вузов [Текст] / И.Б.Короткина. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 219 с. – (Серия: Образовательный процесс)
  8. Короткина, И.Б. Academic Vocabulary for Social Sciences. Академическая лексика социальных дисциплин: учеб. пособие [Текст] / И.Б.Короткина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – 302 с.
  9. Короткина И.Б. Трансдисциплинарный подход к разработке курса по академическому чтению профильных текстов (на примере публичной политики [Глава 8, текст] / Ю.А.Комарова [и др.] // Обучение чтению на иностранном языке в современном университете: теория и практика: монография / Под ред. Н.В.Баграмовой, Н.В.Смирновой, И.Ю.Щемелевой. – СПб.: «Златоуст», 2016. – 184 с. С. 123-142
  10. Короткина, И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика : учеб. пособие для вузов [Текст] / И.Б. Короткина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 295 с. – (Серия: Образовательный процесс)
  11. Короткина, И.Б. English for Public Policy, Administration and Management. Английский язык для государственного управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [Текст] / И.Б. Короткина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 229 с. – (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс)
  12. Короткина, И.Б. Академическое письмо: учебно-методическое пособие для руководителей школ и специалистов образования: учеб. пособие [Текст] / И.Б. Короткина. – Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, GmbH & Co.KG, 2011. – 175 с.
  13. Короткина, И.Б. Профессиональный текст: академическое письмо для руководителей школ и специалистов образования: монография [Текст] / И.Б.Короткина. – Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, GmbH & Co.KG, 2011. – 199 с.
  14. Короткина, И.Б. English for Public Administration. Английский для государственного управления: учебно-методич. пособие [Текст] / И.Б.Короткина. – М.: Изд-во «Дело», 2010. – 330 с. 
  15. Короткина, И.Б. Английский для профессионального развития в новом образовательном пространстве: учеб. пособие [Текст] / И.Б. Короткина. – М.: «Логос»: Университетская книга, 2009. 200 с.
  16. Korotkina, I. Logical Grammar: The Tenses. Логическая грамматика: видовременная система: учебно-методическое пособие на английском языке [Текст] / И.Б.Короткина. – М.: «Чистые пруды», 2005. 32 с.

Научные статьи за последние 5 лет:

  1. Короткина И.Б. «Язык глобального академического дискурса: единство коммуникации в поликультурном мире» // «Лингвокультурные аспекты глобализационных процессов: Языковой капитал в структуре человеческого и культурного капитала». Материалы III Международн. научно-практ. конф. / Отв. Ред. Коптелова И.Е. Москва: РИТМ, 2023. – С. 14-19
  2. Короткина И.Б. Рецензия на статью "Professional Development in Teaching Academic Writing: The Experience of a Faculty Reading Group" для журнала "Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)" (Scopus, ВАК). Октябрь 2023. (0,5 п.л.)
  3. Короткина И.Б. Рецензия на статью «Как на велосипеде обучаешься: пока не сядешь – не поедешь»: способы социализации в академическом письме». Журнал «Вопросы образования», НИУ ВШЭ (Scopus, ВАК). Октябрь 2023. (0,25 п.л.)
  4. Короткина И.Б. Рецензия на научную монографию В.В. Левченко, Е.Г. Кашина и др. «Непрерывное педагогическое образование в междисциплинарном университете: опыт и перспективы». ФГАУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева», г. Самара, 2023
  5. Короткина И.Б. Отзыв официального оппонента на диссертационное исследование Чуйковой Э.С. по теме «Методическая система обучения академической иноязычной письменной речи студентов языковых специальностей в условиях российского высшего образования», на соискание уч. степени докт. педаг. наук по специальности 5.8.2 – Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки, уровни общего и профессионального образования) (педагогические науки). 23 марта 2022 г. (0,25 п.л.)
  6. Korotkina, I. Classical Elements and Word-Formation in Academic Discourse (на англ. яз.,  научная статья) // SSRN: 22 April 2019 URL: http://ssrn.com/abstract=3358937
  7. Korotkina, I. Russian Scholarly Publications in Anglophone Academic Discourse: The Clash of Tyrannosaurs (на англ. яз., научная статья) // SSRN: 22 April 2019 URL: http://ssrn.com/abstract=3358933
  8. Korotkina, I. Teaching Academic English Corpus Trough Word-formation (ВАК № 721, Scopus) (на англ. яз., научная статья) Высшее образование в России. 2019. Т. 28. No 2. С. 58-67. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-2
  9. Короткина И.Б. Академическое письмо и академическая грамотность как основа образования в век информации // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам. Мат-лы III Всеросс. научно-практ. конф. с междун. участием, МПГУ, Москва, 2020. С. 18-25
  10. Короткина И.Б. Непростая история: научное письмо от классической риторики до риторики и композиции (ВАК № 721, Scopus) // Высшее образование в России. Т. 30, № 12, 2021. С. 75-86. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-75-86
  11. Korotkina, I. Writing centers in Russia and beyond: extending audiences, teaching conventions,changing educational contexts // Writing Centers as Spaces of Empowerment: Book of Abstracts EWCA Conference 2022. Edited and published by EWCA 2022 Organizational Team Graz. University of Graz, 2022. Pp. 27-28
  12. Короткина И.Б. Выступление Ирины Короткиной на Х Зимней школе преподавателя «Партнерства в цифровом образовании 2022—2030» // Пресс-релиз Издательства «Юрайт». Издательство «Юрайт», 2022. 
    https://docs.google.com/document/d/1rRfk2OyLkYjJ4vnjUs8ZmhwvbZyGYLmV55ETcJm5OwE/edit?usp=sharing
  13. Короткина И.Б. и др. Резолюция 10-й Международной научно-практической конференции «Научное издание международного уровня – 2022: от настоящего к будущему», г. Москва, 26-29 апреля 2022 г. // Научный редактор и издатель. 2022, Том 7, № 1. С. 122-131. DOI: 10.24069/SEP-22-07

Выступление на конференциях за последние 3 года:

За время работы в Шанинке приняла участие в качестве докладчика более чем в 100 научных конференциях, в том числе за последние 3 года:

  • Пленарный доклад «Онлайн-курс «Письмо для научно-публикационных целей»: международные конвенции через русский язык». Межвузовская видеоконференция «Современные  тенденции профессионально  ориентированного обучения  иностранным языкам». ФГОБУ «Финансовый университет при Правительстве РФ», 26 марта 2021 г.
  • Пленарный доклад «Академическая грамотность: проблемы концептуализации и проблемы образования».  IV Всероссийск научно-практ/ конференция с международным участием «Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам» 22 апреля 2021 г.
  • Доклад “Academic writing in the native tongue: Developing the discipline through rhetoric and composition”. 11 Международная научная конференция Европейской ассоциации обучения академическому письму EATAW (European Association for the Teaching of Academic Writing) «The Residence of Writing and Writing Support». Острава, Чехия, 7–8 июля 2021 г.
  • Участник. VI международная научно-практическая онлайн-конференция "Обнаружение заимствований 2021" 20-22 октября 2021 г. Антиплагиат, Москва
  • Доклад Teaching writing for research publication purposes: The metalinguistic approach. AWC International Conference "Supporting Faculty in Writing for Publication: Best Practices". НИУ ВШЭ, 28-29 октября 2021
  • Панельная дискуссия: «Открытость или инбридинг: как привлекать лучшее извне, не теряя идентичности». Х Зимняя школа преподавателя – 2022 «Партнерства в цифровом образовании 2022-2030». Издательство «Юрайт», 4 февраля, 15.00
  • Доклад «Почему нельзя сразу все и на английском? Опыт поэтапного обучения академическому письму». Открытая панельная дискуссия "Роль академического письма на английском языке в учебных программах университетов России". Центр академического письма НИУ ВШЭ (г. Москва), Департамент иностранных языков НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Департамент иностранных языков НИУ ВШЭ в Перми. 17 февраля 2022
  • Доклад «Онлайн-курс «Письмо для научно-публикационных целей» : Ежегодная всероссийская научно-практическая видеоконференция "Современные тенденции профессионального ориентированного обучения иностранным языкам". Финансовый университет при Правительстве РФ.  25 марта 2022
  • Доклад «Письмо для научно-публикационных целей: англоязычные технологии в русскоязычном контексте». Круглый стол «Русский язык в научной публикации в современных реалиях». 10-я Международная научно-практич. конференция «Научное издание международного уровня – 2022: от настоящего к будущему» Москва, 26-29 апреля 2022 г.
    https://rassep.ru/conf/2022/ 
  • Ведущий круглого стола «Русский язык в научной публикации в современных реалиях». 10-я Международная научно-практич. конференция «Научное издание международного уровня – 2022: от настоящего к будущему» Москва, 26-29 апреля 2022 г.
  • Доклад “Writing centers in Russia and beyond: extending audiences, teaching conventions, changing educational contexts”. Международная научная конференция Европейской ассоциации центров письма EWCA (European Writing Centers Association) «Writing Centers as Spaces of Empowerment». Грац, Австрия. 6-8 июля 2022 г.
    https://europeanwritingcenters-2022.uni-graz.at/en/ewca-2022/ 
  • Пленарный доклад «Teaching academic writing in Russian» IV международная конференция "Academic Science Communication: Teaching Non-Native English Speaking Scholars in a Multidisciplinary, Multicultural Context" 20-22 октября 2022 г.
  • Пленарный доклад (онлайн) «Неизвестный синтаксис: Как избежать псевдонаучного академизма» Школа Академической Грамотности «scientiÆloquentia» Башкирский госуниверситет, Уфа, 21 октября 2022 г.
  • Пленарный доклад «Язык глобального академического дискурса: единство коммуникации в поликультурном мире». III Международная научно-практ. конференция «Лингвокультурные аспекты глобализационных процессов: Языковой капитал в структуре человеческого и культурного капитала». 18 октября 2023 г., ИНИОН РАН, Москва
  • Пленарный доклад «WID, WAC, and ESAP: Merging disciplinary and writing methodology in teaching public policy». V Международн. конф. «TESOL Contexts: Global Practices of Teaching Academic Writing».  МФТИ и Ассоциация экспертов по академическому письму «Национальный консорциум центров письма». Москва, 16 – 18  ноября 2023 г.
  • Участник Юбилейный форум с международным участием «Формирование единого образовательного пространства: задачи, решения, перспективы» Института стратегии развития образования РАО, Москва, 16 ноября 2023 г.
  • Доклад «Обучение письму для научно-публикационных целей в формате онлайн». III Международная научно-практическая конференция «Методика преподавания иностранных языков: научные исследования высшей школы» (III International Science Conference« Methodology of teaching foreign languages: scientific research of higher education»), Финансовый университет при Правительстве РФ, 24-26 января 2024 г.

Проведение курсов ПК, внешних семинаров и вебинаров за последние 3 года:

  • Вебинар «3D Модель построения научного текста», Летняя школа для аспирантов Киргизии-2021, ВАК КР,  24 сентября 2021 г. 
  • Серия из 6 вебинаров “Writing English is Easy”. РАНХиГС, октябрь 2022 - ноябрь 2023 г.
  • Вебинар «Неизвестный синтаксис: язык научного текста». РАНХиГС, 17 декабря 2021 г.
  • Курс повышения квалификации «Expanding Academic Vocabulary through Logic and Analysis» (на английском языке)/ «Расширение академической лексики на основе логики и анализа». РАНХиГС, 12 марта - 2 апреля 2021 г.
  • Вебинар «Аннотация и заголовок научной статьи в международном журнале» Антиплагиат, 23 ноября 2021 г.
  • Вебинар «Антиплагиат: честные ответы на неудобные вопросы». АО «Антиплагиат», Москва, 22 июня 2023 г.
  • Вебинар «Информативная научная аннотация в формате IMRAD». АО «Антиплагиат», Москва, 8 сентября 2023 г.
  • Вебинар «Успешная публикация или научный суицид? Информативность заголовка и аннотации в научном журнале». Республиканский институт профессионального образования Республики Беларусь, г. Минск, 15 ноября 2023 г.
  • Семинар «Исцеление от синтаксического бреда: 10 рецептов здорового научного письма», Школа научного письма, Редакция журнала «Russian Journal of Linguistics», РУДН, 12 декабря 2023 г.
  • Курс ПК «Построение научного текста в соответствии с международными требованиями», РАНХиГС, январь – февраль 2024 г.

Профили на информационных ресурсах:

  • ORCID
  • Academia.edu
  • ResearchGate.net
  • SSRN
  • EduRN