Межфакультетская кафедра английского языка (МКАЯ) обеспечивает уровень английского языка, необходимый для обучения в британском университете, и академическую поддержку основных образовательных программ, помогая студентам развивать навыки академического письма, работы с источниками на английском языке, ведения дискуссии, подготовки презентаций, участия в семинарах и т.д. Преподаватели программы общаются со студентами только на английском языке, что обеспечивает полное погружение в язык.
Обучение академическому английскому языку ведется по двум модульным программам: English for General Academic Purposes (EGAP, «Английский для общих академических целей») и English for Specific Academic Purposes (ESAP, «Английский для специальных академических целей»), каждая из которых включает курсы, разработанные с учетом специфики магистерских и бакалаврских программ Шанинки. Курсы программы EGAP развивают общие для всех дисциплин академические навыки, а курсы программы ESAP учат применять эти навыки в контексте конкретных дисциплин. Особое место в программе занимает академическое письмо (academic writing), поскольку умение писать самостоятельные исследовательские тексты составляет ядро обучения в западном университете.
Коллектив кафедры одним из первых в России начал развивать эти направления и является одним из ведущих языковых центров России, имеющих авторские программы и специализированные курсы академического английского. Мы используем модульный принцип обучения, который позволяет каждому преподавателю вести курс EGAP, направленный на развитие отдельного комплекса общеакадемических компетенций (академическое письмо, чтение, аудирование или лексика) или разрабатывать специализированный курс ESAP (английский для психологов, менеджеров, юристов и др.).
Академическое письмо не только преподается на кафедре с 1990-х гг. на английском языке, но и развивается как отдельное направление в русле международных научных исследований. Существенный вклад в развитие академического письма как новой для российского образования дисциплины внесла руководитель МКАЯ И.Б. Короткина, автор свыше 80 научных и учебно-методических публикаций по этой теме. В своей докторской диссертации она заложила основы академического письма для российского высшего образования, а в учебных пособиях и монографиях сформулировала подходы к обучению письму для академических и научно-публикационных целей на русском языке.
Все преподаватели МКАЯ владеют безупречным английским языком и используют новейшие британские и американские методики обучения академическому английскому языку. Ряд преподавателей получили высшее образование за рубежом или продолжают учиться в британских и американских университетах, регулярно проходят курсы повышения квалификации по аутентичным материалам, участвуют в международных конференциях и проводят исследования по двум темам, утвержденным Ученым Советом Шанинки: «Методика и дидактика обучения английскому языку для специальных академических целей» и «Анализ международного опыта обучения академическому письму и развитие его как дисциплины в РФ». МКАЯ является активным членом Национальной ассоциации преподавателей английского языка (NATE) и Ассоциации экспертов академического письма «Национальный консорциум центров письма».
Информация для студентов
Контакты
Заведующий кафедрой: Ирина Борисовна Короткина, доктор педагогических наук, доцент (irina.korotkina@gmail.com)
Менеджер по магистратуре: Сергей Геннадьевич Ротгон (rotgon@universitas.ru)
Менеджер по бакалавриату: Марк Сергеевич Погребисский (mark@universitas.ru)
Новости
26–29 апреля 2022 г. состоялась 10-я Международная научно-практическая конференция «Научное издание международного уровня – 2022: от настоящего к будущему», организованная Ассоциацией научных редакторов и издателей (АНРИ).
На конференции обсуждались вопросы развития российских научных журналов в современных условиях, повышения их позиций в международных информационных системах и создания национальной системы оценки результативности научных исследований. В рамках конференции прошел круглый стол «Русский язык в научной публикации в современных реалиях», который по приглашению президента АНРИ О.В. Кирилловой провела д.п.н. И.Б. Короткина, зав. МКАЯ Шанинки и директор Центра академического письма и коммуникации РАНХиГС. Круглый стол явился одним из первых серьезных мероприятий, в центре внимания которого оказалось академическое письмо на русском языке и в применении к русскоязычным научным текстам. В докладах не только поднимались общие проблемы, связанные с отсутствием российского академического письма, но демонстрировались практические аспекты обучения написанию и редактированию научного текста. Открытием для многих присутствующих было то, какими методами текст вычищается от невнятного синтаксиса, тавтологии и неточной лексики; как строится информативный заголовок и почему аннотация имеет приоритет над полным текстом. В ходе дискуссии еще раз был поднят вопрос о важности англоязычной версии этих элементов и о проблемах перевода терминов, особенно в социально-гуманитарных исследованиях. Одним из главных выводов круглого стола стала необходимость обучения академическому письму на основе тех моделей и методик, которые давно эффективно работают на Западе в применении к английскому языку, но применять их на русском и к русскому, что позволит преодолеть разрыв как между российскими и зарубежными научными публикациями, так и между российскими и зарубежными научными журналами.
Панельная дискуссия «Открытость или инбридинг: как привлекать лучшее извне, не теряя идентичности»
Заведующая межфакультетской кафедрой английского языка Ирина Короткина выступила на на Х Зимней школе преподавателя. В рамках Школы прошла панельная дискуссия «Открытость или инбридинг: как привлекать лучшее извне, не теряя идентичности», на которой мы вместе с экспертами из ведущих вузов России обсудили требования к иностранным студентам, обучающимся в российских вузах, их адаптацию и помощь им в условиях пандемии, а также бренд университета.Дискуссия “Роль академического письма на английском языке в учебных программах университетов России”
17 февраля в НИУ ВШЭ состоится открытая дискуссия “Роль академического письма на английском языке в учебных программах университетов России”. В дискуссии принимает участие заведующий межфакультетской кафедрой английского языка Шанинки, директор Центра академического письма и коммуникации РАНХиГС д.п.н. И.Б. Короткина.Панельная дискуссия "Открытость или имбридинг"
4 февраля издательство "Юрайт" проводит панельную дискуссию "Открытость или имбридинг: как привлекать лучшее извне, не теряя идентичности". Цель дискуссии - обсудить ключевые характеристики, определяющие идентичность университета и выявить те факторы, которые влияют на его привлекательность как alma mater для студентов, и на преданность ему преподавателей и сотрудников. В дискуссии принимает участие И.Б.Короткина, которая расскажет о своем видении Шанинки, где она работает со времени ее открытия.
Книга Emerging Writing Research from the Russian Federation
В США вышла в свет книга Emerging Writing Research from the Russian Federation. Это первая международная публикация такого уровня, посвященная исследованию развития академического и научного письма в России. Инициатором и редактором выступила Л.Э. Сквайрс, американский эксперт с большим опытом работы в России. Выход книги в 2021 г. (несмотря на три года подготовки этого труда) символичен, поскольку в этом году свое первое десятилетие отметили не только российские университетские центры письма, но и первые научные публикации по академическому письму, начавшиеся с дискуссии в журнале «Высшее образование в России» и положившие начало рубрике «Академическое письмо и исследовательские компетенции».Книга открывается главой “Academic Writing in Russia Beyond Zero Point” зав. МКАЯ Шанинки д.п.н. И.Б. Короткиной, в которой она знакомит международное научное сообщество с непростой историей становления академического письма в нашей стране и делает вывод о необратимости этого процесса. Ее позитивный вывод прослеживается во всех главах книги, авторами которых выступили ведущие российские исследователи письма, такие как С.А. Сучкова, Н.В. Смирнова, С.В. Боголепова, а также американские эксперты.