Концепция Центра
Горизонтальная коммуникационная площадка
Как показывает опыт, значимой трудностью как для студентов бакалавриата, так и магистров выступает отсутствие горизонтальной коммуникационной площадки, где они могли бы обсудить свою полевую работу, причем это касается и этапа разработки дизайна исследования, и этапа сбора эмпирических данных, и постполевого анализа имеющихся материалов. Говоря об учебно-методической деятельности, нельзя забывать, что дело никогда не ограничивается созданием учебных планов – гораздо более важно иметь место, куда можно прийти и в спокойной обстановке, за пределами контроля и дедлайнов, обсудить накопившиеся вопросы. В этом смысле работа ЦПИ будет направлена на формирование и поддержку имплицитно существующего антропологического трека внутри социологических программ Шанинки.
Полевая экспертиза
В течение долгого времени Шанинка ассоциировалась у внешних наблюдателей в первую очередь с традицией аналитического чтения и теоретической работой с текстами классиков социологии. Не отказываясь от этой части традиции Школы, нельзя, тем не менее, забывать о том полевом опыте, который был накоплен ее сотрудниками. ЦПИ станет центром полевой экспертизы Шанинки. Эта работа предполагает подготовку статей и переводов, проведение конференций и публичных дискуссий, а также разработку учебных программ и интенсивов по отдельным направлениям методики и методологии полевых исследований.-
Часто можно столкнуться с мнением, что методологические изыскания – крайне консервативная и скучная область академического знания, направленная на поддержание сложившейся нормативности в том или ином дисциплинарном пространстве. В ЦПИ займемся работой по развенчанию этого мифа. Знание, с одной стороны, о генеалогии методов, а с другой – формирование представления о современных, авангардных и нонконформистских подходах к разработке дизайнов полевых исследований имеет очень большой эмансипирующий потенциал.
Экспедиционная деятельность
Подготовка студентов в рамках курсов по методологии полевых исследований не может быть ограничена аудиторной работой. Это принципиальная позиция, которая основана на представлении о том, что полевые навыки по большей своей части являются ремесленными. В этой связи необходимо систематическое внедрение в учебные планы полевой практики. Под такой практикой могут пониматься как кратковременные полевые интенсивы, так и долгосрочные проекты стационарного характера, а лучше – их гармоничное сочетание. Экспедиционная работа не просто подразумевает актуализацию уже имеющейся экспертизы Школы в области полевых исследований, но и должна быть направлена на формирование учебной модели по формуле “текст+поле”.Работа в экспедициях лучше, чем многие другие, искусственные по своей сути практики, формирует сообщество – во многом за счет возможности сообща развивать антропологическое воображение и специфическую полевую чувствительность.
Публичная деятельность
На базе ЦПИ планируется организовать регулярный публичный семинар, посвященный обсуждению широкого спектра проблем, связанных с полевой работой. Замысел этого семинара заключается в том, чтобы, с одной стороны, привлечь внимание заинтересованной, но не профессиональной публики, а с другой – пригласить к разговору о проблемах поля академических сотрудников из разных дисциплинарных полей. К управлению семинаром и разработке его тематического плана планируется привлекать не только сотрудников ЦПИ, но и студентов Шанинки. К перспективным направлениям публичной работы ЦПИ следует отнести проведение полевых школ – коллективных региональных выездов, направленных как на развитие необходимых полевых компетенций слушателей, так и компетенций смежных: в области искусства, нарративных ремесел, регионалистики и т.п.