Управление программами дошкольного образования и раннего развития детей

Управление программами дошкольного образования и раннего развития детей

Формат обучения: Профессиональная переподготовка
Научный руководитель программы: Елена Юдина
Срок обучения: 1 год. 3 очные и 2 дистанционные сессии + сопровождение в промежутках между ними
Выдаваемый документ об образовании: Диплом о профессиональной переподготовке в сфере менеджмента в образовании МВШСЭН
Это единственная в России программа подготовки управленцев в сфере дошкольного образования, в разработке которой принимали участие известные международные и российские эксперты, авторы популярных программ дошкольного образования, федерального стандарта и системы независимой оценки качества российского дошкольного образования.

Прогрессивные модели дошкольного образования, особенно использующиеся в скандинавской традиции,  убедительно показывают, что раннее развитие ребёнка никоим образом не исчерпывается обеспечением его школьной готовности, а обучение управленцев в этой сфере принципиально отличается от подготовки менеджеров школ. Особенности дошкольного возраста требуют соответствующих условий образования маленьких детей; эти условия надо уметь создать.

На программе обучения управлению дошкольным образованием в Шанинке акцент сделан на развитии ребёнка, формировании у него инициативности, самостоятельности, творческого потенциала, ответственности и других, важных для его будущего качеств.

Основная задача, которую успешно решают выпускники Шанинки по окончанию программы, — это создание такой образовательной среды в дошкольных учреждениях, где детям доступно полноценное проживание детства, возможность развиваться в разных направлениях без принуждения, на основе детского интереса и вовлеченности и на фоне эмоционального благополучия ребенка.

Для кого предназначена программа?

  • Работники управления дошкольным образованием, руководители дошкольных учреждений;
  • сотрудники региональных институтов повышения квалификации;
  • преподаватели педагогических и психологических вузов, которые специализируются в области дошкольного образования и раннего развития детей;
  • исследователи в сфере дошкольного образования для педагогических вузов и центров раннего развития;
  • специалисты в сфере инклюзивного образования — в широком понимании: работа с детьми с особенностями физического и психического развития, межкультурная и межвозрастная коммуникация, отказ от гендерных стереотипов;
  • воспитатели и управленцы детских садов, на своём непосредственном опыте сталкивающиеся с повседневными вызовами дошкольного образования.
Большинство слушателей проходят обучение на программе по направлению от региональных и муниципальных властей Российской Федерации. Постоянные партнёры и заказчики программы — департаменты образования Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярска и Ярославля, регионов с сильной педагогической школой.

Также на программе учатся слушатели, которые самостоятельно выбрали это направление. Часто на программе учатся слушатели из других стран (Республика Азербайджан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Казахстан и других).

Как устроена программа?

Программа обучения управлению дошкольным образованием в Шанинке состоит из 3 специализаций, 4 обязательных и 4 факультативных образовательных курсов, которые слушатели могут выбрать в зависимости от своих потребностей или профессиональной специфики.

Основные специализации:

Лидерство (Управление, образовательная политика и планирование в современном дошкольном образовании)

В британском понимании лидерство трактуется как руководство — владение теорией изменений и способность менять что-то в практике управления. Плюс работникам дошкольных учреждений зачастую приходится общаться с различными стейкхолдерами — родителями, чиновниками, партнёрами и спонсорами. Поэтому для слушателей, выбравших эту специализацию, предусмотрены блоки, связанные с развитием лидерских качеств, искусством коммуникации. Важной частью управления является управление качеством дошкольного образования, планирование изменений на основании полученной информации. Отдельный курс посвящён финансовым аспектам работы дошкольных учреждений.

Инклюзия

Помимо традиционного понимания инклюзии как работы с детьми с ограниченными возможностями или особенностями развития, обучение на программе в Шанинке включает блок, посвящённый межкультурному образованию — созданию инклюзивной среды для детей из различных культур и социальных групп — и раннему развитию детей от 0 до 3 лет. Это обусловлено тем, что ясельные группы всё чаще создаются на базе обычных детских садов.

Качество современного дошкольного образования

В этом направлении программа готовит специалистов, которые возглавят работу по исследованию и оценке качества в системе дошкольного образования, а также обладают компетенцией проводить исследования любых проблем современного дошкольного образования, релевантных поставленным перед системой задачам. Такие специалисты востребованы не только в исследовательских центрах и институтах, в педагогических вузах, в центрах раннего развития, эта компетенция востребована лидерами изменений, перед которыми стоит необходимость принимать ответственные управленческие и проектные решения на основании результатов исследований. Среди создателей и экспертов программы — специалисты, которые сами являются архитекторами инноваций в системе дошкольного образования, развития инклюзивной среды и т.п. Поэтому исследовательская работа рассматривается как совершенно необходимая сквозная составляющая, актуальная для разных ответственных позиций в сфере дошкольного образования.
Каждая из предлагаемых специализаций подразумевает готовый набор курсов и дисциплин, которые наиболее надёжным образом — с точки зрения экспертов и преподавателей Шанинки — обеспечат интересы тех, с кем работают слушатели, выбравшие данную специализацию.
 Обязательные курсы  Элективные курсы 

  • Развитие ребёнка от рождения до поступления в школу

  • Современные модели дошкольного образования. Анализ международной практики

  • Методы социального исследования в сфере дошкольного образования

  • Лидерство, меняющее мир
1. Инклюзия и раннее вмешательство
  • Дети раннего возраста 0 — 3 года. Раннее вмешательство
  • Дошкольное инклюзивное образование детей с особыми потребностями
  • Работа с детьми в поликультурных и полисоциальных средах
  • Межличностная коммуникация
2. Качество современного дошкольного образования
  • Игра в дошкольном возрасте
  • Международный опыт в разработке программ дошкольного образования и их реализации
  • Инструменты повышения качества дошкольного образования и профессиональное развитие педагогов
3. Управление, образовательная политика и планирование в современном дошкольном образовании
  • Финансово-экономические механизмы в дошкольном образовании
  • Образовательная политика, системы и партнерство в дошкольном образовании
  • Инструменты повышения качества дошкольного образования и профессионального развития педагогов
  • Межличностная коммуникация

На самом деле, определиться с курсами по выбору – непростая задача, так как направленность их всех очень актуальна для современного специалиста сферы дошкольного образования любого уровня. Я для себя нашла баланс. Выбрала и те курсы, тематика которых давно входила в фокус моих профессиональных интересов (хотелось обсудить многие аспекты в рамках занятий, и в этом случае я хорошо представляла исследовательскую базу для работы над эссе), так и курсы, которые были для меня изначально достаточно новыми и неопределенными, например, инклюзивное образование. Во втором случае я рассматривала это для себя как хорошую возможность разобраться в сложных вопросах, почитать побольше литературы, пообщаться с людьми, кто имеет в этой области опыт работы, освоить новые инструменты. Специализированные курсы дали навыки работы с инструментами оценки качества дошкольного образования; проектирования и оценки дошкольных программ.
Галина Сергеева, выпускница 2019 года
Однако выбор образовательных курсов остаётся абсолютно свободным — если руководитель детского сада хочет разобраться в инклюзивном подходе или более глубоко понять, что такое игра, он может свободно добавить соответствующие дисциплины в своё учебное расписание.

Каждый год руководители направлений пересматривают содержание программы в соответствии с текущими требованиями времени, законодательства, новыми данными научных исследований и приоритетами образовательной политики. Поэтому единственная в России программа подготовки управленцев в сфере дошкольного образования уже 8 лет остаётся ещё и самой актуальной.
Прекрасная и ценная особенность Шанинки – это то, что, несмотря на выбранные курсы, ты можешь посещать абсолютно любые занятия на других курсах, даже не из своей программы. Я старалась использовать эту возможность в полной мере. Открытость всех мероприятий, в том числе для выпускников, позволяет не терять связь и после окончания программы, как с преподавателями, так и с теми с кем училась.
Галина Сергеева, выпускница 2019 года

Кто преподаёт на программе?

Принцип, положенный в основу программы, — привлекать на неё специалистов, на чьём примере слушатели могут научиться менять ситуацию. Как правило, многие из них имеют квалификацию в области психологии, поскольку для эффективной реализации программ дошкольного образования важно понимать особенности раннего и дошкольного детства.

Разработчики и преподаватели программы:

  • Елена Юдина — научный руководитель программы, заведующий кафедрой дошкольного образования МВСШЭН, эксперт Всемирного Банка, автор ФГОС дошкольного образования (2013), автор системы независимой оценки качества дошкольного образования (НОК ДО)»
  • Елена Ленская — доцент факультета менеджмента в сфере образования МВШСЭН, директор центра изучения образовательной политики МВШСЭН
  • Елена Федоренко - декан факультета менеджмента в сфере образования, МВШСЭН
  • Татьяна Вонта — руководитель национальной программы повышения квалификации педагогов дошкольного образования, член Международной ассоциации Step by Step ISSA, Словения
  • Ольга Шиян — ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребёнка Московского городского университета МГПУ. Разработчик новой методики оценки качества дошкольного образования в России.
  • Ульвия Микаилова — профессор университета ADA, республика Азербайджан, член Международной ассоциации Step by Step ISSA
  • Людмила Эльконинова — доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, МГППУ
  • Кэсси Ландерс — профессор, Колумбийский университет, Нью Йорк, США
  • Стефен Сейфер — специалист по вопросам дошкольного образования и раннего развития детей, США, эксперт Всемирного банка.
  • Ирина Быкадорова — руководитель программы «Университет детства» (инициатива Рыбаков Фонда)  
  • Елизавета Кричевец — преподаватель МВШСЭН
  • Татьяна Юстус — доцент кафедры управления человеческими ресурсами ИЭУиП Сибирского федерального университета
  • Тигран Шмиc — старший специалист, Всемирный банк
  • Наталья Шадрина — заместитель директора по региональному развитию, АНО Институт проблем образовательной политики «Эврика»
В таком регионе, как Ямал, не много возможностей общаться с разработчиками современных подходов в сфере дошкольного образования. Обучение в Шанинке позволило мне не только общаться — работать совместно с одними из ведущих исследователей детской психологии и педагогики! Сейчас я работаю заместителем заведующего в детском саду и обучаю педагогов, которые здесь работают. В нашем детском саду мы разработали проект по развитию лидерских качеств педагогов. Очень полезным для меня был курс по инклюзии в Шанинке — сегодня наш детский сад посещает 48 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. А в 2020 году я приняла решение баллотироваться в депутаты Городской Думы как представитель интересов работников образования — в этой сфере занято самое большое количество работающих в городе. На мой взгляд, качества, которые я приобрела в Шанинке, помогут достойно работать не только на благо одного детского сада, но и всего города.

Олеся Литвинова, выпускница программы 2017 года

Особенности обучения на программе

  1. Большинство слушателей программы — действующие специалисты системы образования. Обучение организовано в очно-заочном формате, что позволяет пройти его без отрыва от работы. Во время прохождения программы предусмотрено 5 очных сессий по 2 недели каждая и дистанционное сопровождение в промежутках между сессиями. 
  2. Если вы работаете над собственным — исследовательским, педагогическим или управленческим — проектом в сфере дошкольного образования, обучение может быть выстроено таким образом, чтобы обеспечить ваш проект необходимой теоретической и исследовательской базой. Практические занятия на программе тоже могут учитывать задачи индивидуальных исследовательских проектов слушателей.
  3. Ещё одно преимущество обучения с коллегами из разных регионов — возможность быть в курсе актуальных преобразований и проектов в системе дошкольного образования по всей России. Будучи слушателями программы, все её участники представляют проекты и идеи, которые они реализуют в своих учреждениях. Проекты и исследования, которые участники выполняют в рамках своих эссе и магистерских работ, представляют собой самый свежий банк данных в сфере дошкольного образования. Актуальность собранных данных — одно из основных требований экспертов к работам слушателей.
  4. Диплом магистра образования Master of Education in Leadership in Early Childhood Development and Education, Манчестерского университета, одного из ведущих европейских вузов.*
Когда я впервые пришла на программу, никак не могла понять, почему вместо того, чтобы рассказать нам, как надо делать на самом деле, преподаватели ждали ответов от нас и всё время вбрасывали темы на обсуждение. Мне это казалось бесполезной тратой времени. Но к концу я убедилась, что именно благодаря этому мы чему-то и научились.
Елизавета Кричевец, выпускница 2014 года
Обучение на программе включает большое количество интерактивных занятий, дискуссии, дебаты, проектирование и многие другие разнообразные форматы групповой работы.
Оргдеятельностная игра
Оргдеятельностная игра — это трёхдневный интенсив в неформальной обстановке, в ходе которого слушатели знакомятся друг с другом и погружаются в проблематику дошкольного образования.

По итогам интенсива участники должны нащупать интересующую их тему исследования и выбрать курсы, которые они хотят изучать на программе.

Как правило, тематический курс открывается, когда на него записалось не менее 6 человек. Поэтому ещё одной важной задачей оргдеятельностной игры является тимбилдинг — попытка найти единомышленников среди сокурсников и понять, скольких из них интересует тот или иной аспект обучения.

Интенсив проходит в форме игровых заданий. Одно из наиболее простых — предложить своё видение идеального или, наоборот, худшего детского сада, которое выносится на обсуждение группы. Сталкивая разные взгляды и позиции, участники игры находят общие ценностные рамки, на основе которых и формируются учебные группы.

Возможность задать любые вопросы преподавателям курсов в ходе интенсива помогает слушателям сделать осмысленный выбор учебных модулей, а экспертам — понять установки и потребности участников программы.

Экспертные сессии и стажировки в лучших дошкольных учреждениях Москвы и регионов
На программе предусмотрено 2 формата стажировок:
  1. посещение интересных дошкольных учреждений — таких, например, как детский сад при московской школе самоопределения имени Тубельского. Несколько дней слушатели знакомятся с тем, как организована работа лучших детских садов Москвы, присутствуют на занятиях, наблюдают за внутренним распорядком и работой педагогов;
  2. и двухнедельные сессии в специализированных дошкольных учреждениях — например, инклюзивных детских садах, в том числе в регионах. Длительная стажировка в особой образовательной среде помогает понять, как происходит формирование инклюзивной среды в дошкольном учреждении, как происходит набор детей с особенностями развития, сколько их должно быть в отношении общего количества детей в группе, как работать с особыми детьми и родителями здоровых детей, чтобы инклюзивная среда была источником развития, а не конфликтов, для разных её участников.
Непосредственное участие в работе дошкольного учреждения — возможность освоить на практике идеи и методики, полученные в ходе обучения в Шанинке.
Участие в международной конференции «Тенденции развития образования»
«Тенденции развития образования» — одно из крупнейших профессиональных событий для российских и иностранных специалистов в сфере дошкольного, школьного и профессионального образования. В конференции ежегодно принимают участие руководители региональных министерств образования, ведущих вузов России, институтов и благотворительных фондов, эксперты и руководители ведущих университетов мира.

В ходе обучения слушатели программы дважды участвуют в конференции. В первый год обучения - как рядовые участники круглых столов конференции, во второй — как авторы собственных исследований и докладчики.

Подготовка докладов и выступления на конференции — тоже часть обучения на программе. Вместе с преподавателями и экспертами Шанинки слушатели учатся представлять результаты своих исследований так, чтобы доклады находили отклик в профессиональном сообществе и получали интересные отзывы.
Мы также посещали московские детские сады, отрабатывали экспертные навыки. Особенно ценным для меня стало посещение в рамках конференции детского сада «Школы самоопределения № 734 имени А.Н. Тубельского». Было организовано очень хорошее погружение в практику детского сада, возможность задать все интересующие вопросы. Уже после, во время сессий в Шанинке, мы с коллегами несколько раз приезжали в детский сад по собственной инициативе. Поддерживаем общение с педагогами сада и сейчас. Расширение профессиональных связей - мощный эффект от обучения на программе. Задача разработчиков программы о формировании сообщества, на мой взгляд, срабатывает на сто процентов.
Галина Сергеева, выпускница 2019 года

Где проходит обучение?

Кампус Московской высшей школы социальных и экономических наук находится в самом центре Москвы, в 300 метрах от Кремля.

Современная библиотека, удобный коворкинг, открытые аудитории, компьютерный класс, кафе и пространство для отдыха и общения - все, что нужно для приятной и эффективной учебы.

Чем занимаются выпускники программы?

  • возглавляют центры развития дошкольного образования в региональных ведомствах и институтах повышения квалификации учителей;
  • участвуют в разработке программ инклюзивного образования для детских садов и центров раннего развития;
  • участвуют в разработке муниципальных и региональных программ развития детских садов и разработке образовательных программ для самих дошкольных учреждений;
  • курируют программы переподготовки и повышения квалификации для педагогов дошкольных учреждений в своих регионах;
  • проводят исследования качества дошкольного образования и разрабатывают модели его развития на муниципальном и региональном уровнях

Большинство слушателей обучаются на программе по направлению региональных министерств образования и институтов повышения квалификации учителей, и после обучения многие из них возглавляют отделы региональных ведомств, курирующие дошкольное образование.

Выпускники программы участвуют в разработке муниципальных программ развития детских садов, инновационных образовательных проектов по переподготовке сотрудников дошкольных учреждений в своём регионе.
В нашем краевом Институте повышения квалификации была кафедра по дошкольному образованию — тогда все ждали выхода стандарта по дошкольному образованию и понимали, что будет большая работа. Ректор института планировал выделять дошколку в отдельное подразделение — и меня пригласили в институт, чтобы создать такой центр. Программа в Шанинке тогда только открылась — на Красноярский край в ней было выделено всего 3 места, и институт отправил меня на обучение. 

Людмила Обросова, руководитель Центра дошкольного образования в красноярском Институте повышения квалификации

В Ямало-Ненецком автономном округе выпускники программы совместно с экспертами Шанинки разрабатывают региональную сетевую программу переподготовки, которая поможет их коллегам на местах получить компетентности, которыми обладают сами выпускники. Эта программа разрабатывается по модели school improvement, когда каждое учреждение дошкольного образования само анализирует свои проблемы и ограничения, составляет план развития, опираясь на собственный уникальный контекст, и привлекает более опытных коллег для их решения и профессионального развития.

Проекты выпускников программы — исследования, рабочие проекты, программы развития на местах — представляют собой огромный банк данных об актуальных инновациях в российском дошкольном образовании. А тесные связи внутри сообщества выпускников Шанинки дают представление о полной картине развития дошкольного образования во всей России.

Скидки для поступающих

Если региональное управление образования или институт повышения квалификации направляет на обучение несколько слушателей, возможно предоставление скидок.

Также предусмотрена и система скидок для физических лиц. 

Эксперты факультета менеджмента в сфере образования Шанинки участвуют в деятельности инициативы Рыбаков Фонда «Университет детства».  «Университет детства» проводит ежегодный конкурс имени Л.С. Выготского, целью которого является поиск, поддержка и популяризация ярких, творческих российских специалистов дошкольного образования. Победители этого конкурса могут получить финансовую поддержку при поступлении на обучение в МВШСЭН (Шанинку).

Информация для поступающих

Чтобы стать абитуриентом, нужно зарегистрироваться на портале http://epk.msses.ru/ и подать заявление на поступление (инструкция по подаче документов).

Необходимые документы:
  • Паспорт (первая страница и страницы с пропиской)
  • Диплом о высшем образовании с приложением либо нотариально заверенные копии диплома и приложения
- Абитуриентам, имеющим дипломы негосударственных вузов, необходимо предоставить копии лицензии и свидетельства об аккредитации, заверенные вузом
- Для дипломов, выданных за пределами РФ, - свидетельство о признании и эквивалентности образования
  • ИНН (при наличии)
  • СНИЛС (при наличии)
  • Фотографии 3х4


Вступительные испытания


Вступительные испытания полностью проводятся в дистанционном формате.
Для поступления необходимо:
1) Пройти тест по английскому языку
2) Пройти вступительные испытания по специальности, дав развернутый ответ на один из вопросов, непосредственно касающихся системы образования.

Контакты

Черкашина Елена
Тел.: 8 (495) 150-80-92
elenacherkashina@universitas.ru

Вас также может заинтересовать программа