Интервью с Юрием Грымовым

Медиа, созданное студентами программы "Менеджмент креативных проектов"  MANAGER в своем телеграм-канале рассказывает о важнейших культурных событиях, беседует с экспертами в сфере креативных индустрий и предлагает интересные профессиональные кейсы. Публикуем интервью, которое MANAGER взял у Юрия Грымова.


  16 октября в театре «Модерн» состоялась премьера спектакля «Петр I» режиссера Юрия Грымова. Он стал первым в трилогии «Антихрист и Христос», которую в перспективе продолжат постановки «Леонардо да Винчи» и «Иуда». «Петр I» рассказывает зрителю историю великого русского правителя, являющегося одной из самых противоречивых личностей в отечественной истории. «Можно ли под знаменем Христа служить Антихристу?» — вот главный вопрос, который задает режиссер.

По мнению Юрия Вячеславовича, «Петр I» — Это рассказ не о прошлом, ведь тема, поднимаемая в спектакле актуальна и до сих пор:
«На самом деле «Петр I» — это шире, чем просто эпоха Петра, здесь идет разговор о сегодняшнем дне: ничего не изменилось и не меняется; я имею в виду людей, власть, отношение власти к народу. Спектакль «Пётр I» очень актуальный», — говорит Ю. В. Грымов.

Юрий Грымов — режиссер театра и кино, заслуженный артист Российской Федерации, художественный руководитель театра «Модерн». За свою жизнь он успел поработать в огромном количестве культурных областей: кино, дизайн, реклама и многое другое, но на сегодняшний день основная сфера его деятельности — театр.

Нам посчастливилось взять интервью у Юрия Вячеславовича, в котором он рассказал нам о его новом спектакле, тонкостях работы в управлении театром и об искренности в общении со зрителем.


Недавно у вас вышел спектакль «Петр I». На какую аудиторию он рассчитан? Он больше подходит тем, кто разбирается в истории или его цель — рассказать историю Петра каждому зрителю?

Если бы в театре думали про аудиторию, то русского драматического театра не было бы в принципе. Про аудиторию думают те люди, которые сегодня нацелены на маркетинговые решения, и думают, что если они найдут ядро аудитории, то будет успех. Театр —очень живой организм, и на любом хорошем спектакле в зале сидит девушка восемнадцати лет, а рядом с ней сидит шестидесятилетняя женщина, и у них разный социальный статус, разный социальный достаток. Поэтому ставить спектакль для аудитории невозможно. Единственное разграничение может быть между детским спектаклем и взрослым. Для меня, в частности, театр «Модерн» — это высказывание, и я рад, что аудитория нашего театра очень разнообразна и один и тот же спектакль приходят смотреть разные люди.


Не боялись ли вы, называя спектакль просто «Петр», отпугнуть зрителя таким примитивным названием?

Нет, не боялся. Есть зрители, которые говорят: «Мы должны прийти в театр расслабиться». Расслабиться можно в сауне. В театре невозможно расслабиться — это неправильно. Я считаю, что сегодня, в наше непростое время, зритель хочет не прийти «расслабиться» или развлечься, а встретиться с умным, думающим человеком, старшим братом. Поэтому я считаю, что театр «Модерн» берет на себя ответственность в виде интересного, содержательного разговора. Задача театра — не ответить на все вопросы, а задать вектор, и по этому вектору вы потом можете почитать книгу, поискать информацию в интернете, порассуждать с друзьями на эту тему, а после прийти еще раз на тот спектакль, который вы уже видели.


Насколько я понимаю, подготовка к спектаклю совпала с периодом карантина, когда работа театров была приостановлена. Это помогло или, наоборот, помешало подготовке к спектаклю и работе театра в принципе?

Нет, это не помогло и не помешало. Может быть, было чуть больше времени, но мы продолжали работать с заполняемостью зала 50%, потому что репертуар театра «Модерн» полный и очень разнообразный. В театре «Модерн» идут на 98% такие спектакли, которые нельзя встретить ни в одном другом театре России.


Невозможно не заметить большое количество метафор и аллегорий в вашем спектакле. Приходили ли они на ум сами по себе или это была долгая кропотливая работа— все придумать?

Мне уже все-таки не 20 лет и долгая кропотливая работа - то, что я делаю в кино, в дизайне и так далее, а вся работа должна идти в радость. Накопленный опыт приумножает ваши силы. Команда людей, с которыми вы работаете, усиливает вас и то, что вы делаете. Поэтому я никогда не думаю, как появляются эти идеи, и полагаю, что ответа не найти.


Расскажите, какие цели ставит перед собой ваш театр на ближайшее время.

Цель очень простая — быть максимально искренним, и, как я уже говорил, театр — это высказывание, абсолютная территория свободы. Репертуар театров разнообразен, чего я не могу сказать об отечественном кино. Отечественного кино практически не существует, это кино для галочки, сплошные, в основном, спортивные драмы и фильмы о войне. В театре же разнообразие репертуаров, фамилий актеров и режиссеров очень большое, что является колоссальным плюсом сегодняшнего театра в России. Поэтому цель — оставаться теми, кто мы есть, и быть максимально искренними.


На ваш взгляд, много ли в России театров, отвечающих современным требованиям? И нужно ли театрам вообще меняться, чтобы оставаться востребованными?

Я считаю, что все театры современны. Между прочим, мой любимый театр — японский Кабуки. Только на первый взгляд кажется, что он соблюдает все старинные традиции и делает все так, как это было давно. Безусловно, это уникальный театр в плане национальности, но и он тоже меняется. Все театры современны. Просто многие почему-то берут на себя смелость и говорят: «Мы самый современный театр»; а другой театр берет на себя такую же смелость и говорит: «А мы самый классический театр». Кто вам сказал, что вы классический театр? Вы решили так потому, что берете произведения классиков русской литературы? Они известны и в авангардных театрах, они идут и в России, и заграницей. Нет театра несовременного. Театр всегда современен — это здесь и сейчас. Это не значит, что вместо кафтана на актера надевают джинсы. Это совсем не так. Это вопрос звучания: если есть современная вибрация, можно и в кринолинах, в исторических костюмах на «Петре I» быть очень актуальным. А можно, наоборот, надеть джинсы, играть спектакль, и это будет до безумия скучно и не отвечать сегодняшнему дню.


По вашему мнению, должен ли сегодня театр привлекать молодежь особым образом?

Любой театр всегда занят продвижением в интернете, внешней рекламой, но наилучшее продвижение — из уст в уста.


Сложно ли вообще руководить театром в реалиях сегодняшнего дня?

Нет, если вы это любите, то это не сложно.


Какие советы вы можете дать людям, которые только начинают свой путь в управленческой сфере?

Быстрее вставать из-за парты и идти в поле. Идти на работу стажерами, практикантами и применять все то, чему вы научились в институтах. В общем, быстрее переходить к практике.

Студенческое медиа о креативном менеджменте MANAGER

Вас могут заинтересовать программы:

130
Поделиться: