Елена Федоренко ― о том, почему важно участвовать в проектировании собственного образования

Елена Федоренко ― о том, почему важно участвовать в проектировании собственного образования

В 2021 году в Шанинке открылась программа бакалавриата "Образовательные проекты: управление и предпринимательство". Елена Федоренко, руководитель программы, рассказала нам, чего не хватает тиктокерам, чтобы создавать образовательные курсы, почему важно участвовать в проектировании собственного образования и как создавать практики развития, которые не дадут скучать и выгорать. 

Федоренко.jpg

― Что происходит в сфере образования сегодня?

― Сейчас активно развивается неформальное образование. Не так давно альтернативы формальному дошкольному, школьному и университетскому образованию не было, или она была слабой и существовала в формате дополнительного образования ― например, во дворцах пионеров и школьников, в музыкальных и спортивных школах. Они были строго организованы и получить дополнительное образование где-то еще было практически невозможно.

Сейчас в связи с развитием новых технологий, в том числе цифровых, образование стало более доступно. Это, с одной стороны, позволяет преодолеть неравенство в образовании, с другой, расширяет спектр образовательных возможностей. Появилось огромное количество образовательных неформальных мест. Эти места часто уникальны, они появляются там, где раньше вообще не могли существовать. Например, в музеях, зоопарках, заповедниках или на заводах ― какую-то часть завода отдают под образовательные программы для людей разного возраста, которые хотят повысить свою квалификацию на этом предприятии, студентам и школьникам. Такие программы уходят от формализованных  требований и очень разнообразны, захватывают множество секторов, которые традиционно не были втянуты в общее образование. 

Огромное количество программ появляется в онлайн-формах, например, Нетология ― университет интернет-профессий, “Лекториум”, “Арзамас” и другие. Такое образование доступно из любой точки страны, и человек сам определяет, чему будет учиться, насколько хочет погрузиться в программу и на какое количество часов. Выход за границы формального образования позволяет большому количеству людей пробовать себя и выяснять, что ближе, чем хотелось бы заниматься  Люди могут тратить достаточно много времени участвуя в этих программах, часто не меньше, чем в стандартных образовательных институтах.

Кроме этого, можно говорить о том, что этот сектор образования более чувствителен к появлению новых профессий и типов компетенций, которые востребованы на рынке труда. Появляются специалисты, которые делают короткие  курсы по современным направлениям и делает это быстрее, чем формализованные программы, которые нужно разрабатывать по всем существующим в учреждениях канонам. Появляется множество технопарков “Кванториум”― детских сообществ экспериментального плана, edutainment-программ, где совмещается образование и игра, “интеракториумов” - в музеях. Этот рынок, на мой взгляд, не заполнен еще даже наполовину. Потребность в таких программах растет, потому что на них можно научиться тому, что не может дать классическое, не очень чувствительное к изменениям образование.

Мы стали размышлять, чего не хватает людям, которые создают образовательные программы вне школ и институтов и поняли, что не хватает предпринимательского мышления. В современный век цифровых технологий даже школьники с легкостью могут учить друг друга и делают это, например, в TikTok. Дети, которые узнали что-то новое или что-то попробовали, что их удивило или порадовало, с удовольствием начинают делиться своими знаниями. Огромное количество людей в этой соцсети показывают, как они что-то делают, и такое же большое количество людей у них обучается. Можно выложить в TikTok короткий ролик, но если человек владеет интересными навыками, которые могут пригодиться другим, он мог бы сделать более качественную программу и зарабатывать на ней. 

 ― Как на этот вызов отвечает ваша программа?

Она помогает сформировать предпринимательское мышление и дает ресурс для создания своих образовательных программ. 

В программе есть две пересекающиеся линии. Первая линия ― предпринимательство. Мы начинаем с обсуждения замысла образовательной программы или стартапа и завершаем, нанизывая на стартовую идею все, что связано с продвижением и финансовой составляющей этого образовательного проекта. Вторая линия связана с педагогикой ― это знакомство с великими педагогическими идеями и современными педагогическими школами, например, школой Монтессори или школой развивающего обучения. Мы будем рассказывать о разных педагогических техниках и практиках. Среди дисциплин программ, например, такие: «Педагогика: эпоха lifelong education», «Цели. Задачи. Эффективность и оценивание», «Современные технологии инклюзивного образования. Безбарьерное обучение». Наши студенты вырастут, с одной стороны, как хорошие педагоги, с другой ― как успешные предприниматели. Они смогут реализовать себя на образовательном рынке и не только ― с таким наборов навыков они смогут выйти и на другой рынок, потому что будут понимать, как создать продукт , как его предложить и обсчитать. 

― Какие проекты в этой области вам особенно нравятся?

― Мне очень нравятся музейные эксперименты, когда образовательные практики готовятся совместно ― например, дети детского сада работают вместе с сотрудниками музея, экспериментируют с музейными экспонатами, проводят маленькие исследования, готовят рисунки определенной тематики и короткие рассказы и вместе представляют эту практику другим посетителям. Образование происходит в процессе работы музейщиков с детьми. Дети, как правило, надолго запоминают такие эксперименты. Или проекты, которые связаны с зоопарками, когда дети тоже принимают участие в построении образовательных программ, обсуждают совместно, какого типа знания они хотят здесь получить. Сначала они заявляют свои идеи, а только после этого разрабатываются курсы. 

Очень любопытны “edutainment” программы - учение через развлечение. Раньше не сильно задумывались о том, что более интенсивное освоение материала происходит через игру, все любят играть, в любом возрасте. Игра снижает напряжение, которое возникает при столкновении со сложным материалом и позволяет пробовать и не бояться ошибиться. 

“Нетология” ― замечательная открытая платформа с множеством программ. Вы чувствуете, что у вас дефицит каких-то знаний и заходите на большой сайт, где есть программы разного содержания и объема, начиная от нескольких часов. Вы можете самостоятельно выбрать все, что вам нужно. Такой формат позволяет самим создавать программы обучения и получать уникальный образовательный опыт.

― Интересно, что будущие студенты вашей программы тоже будут иметь возможность возможность строить свой собственный образовательный трек внутри образовательной модели факультета гуманитарных наук.

― Да, это так. Это совпадает с нашим взглядом на то, как эта программа должна быть устроена. Мы будем уделять внимание развитию нескольких видов компетенций: hard skills ― базовые профессиональные компетентности, self skills ― компетентности, связаны с навыками самообразования, самоопределения, понимания своих приоритетов, построения собственных программ развития, и soft skills ― компетенции, которые помогают эффективно строить коммуникацию, разрешать конфликты, занимать лидирующую позицию. 

Нам важно, чтобы студенты в рамках этой программы научились самоопределяться. Чтобы на протяжении учебы в бакалавриате они осваивали не только предпринимательскую линию, но и учились строить свою жизненную стратегию, начиная от стратегии собственного образования. 

Федоренко 1.jpg

У студентов будет возможность самостоятельно выбирать элективы из множества вариантов, менять свой профиль и после пробы переходить на другое направление, или прийти к нам после начала обучения с другой программы ― это позволяет модель обучения на факультете гуманитарных наук. Можно попробовать себя в разных предметах по выбору и понять, что больше откликается и интересно. Особенно это будет полезно для тех ребят, которые при поступлении до конца не определились с направлением обучения. У студентов будет возможность учиться с ребятами из разных направлений, а так же вместе могут учиться студенты от первого до четвертого курса. Это позволит получить разнообразный опыт взаимодействия и работы в командах. Мы считаем, что элективы могут стать содержанием, на котором может быть построена будущая образовательная программа как стартап по итогу обучения на факультете. Образовательная модель факультета ― хороший образец для построения будущих стартапов.

День открытых дверей 

За анонсами дней открытых дверей вы можете следить на нашем сайте и в Телеграм-канале для абитуриентов бакалавриата и магистратуры Шанинки.

― Многим сейчас очень хочется влиять на происходящее с тобой внутри образовательных программ, важно быть равноправным участником. Почему это важно и как с этим можно работать?

― Мне кажется, тут несколько важных моментов. Первый: нам очень важно чтобы наши студенты были, фактически, сами заказчиками собственного образования. А для этого важно чтобы они были самостоятельными и инициативными, умели принимать самостоятельные решения и быть субъектами в образовательных отношениях ― на равных обсуждать с педагогом задачи собственного образования. Когда студент сам выступает инициатором, у него есть свои интересы, и они в процессе образовательного взаимодействия могут сталкиваться с интересами педагогов и других студентов, порождая пространство для дискуссий, которое, на наш взгляд, очень ценно для процесса учебы. 

Одна из черт качественной образовательной практики ― возможность совместно обсуждать, как протекает учеба.

Во-вторых, важно выращивать значимость студента вокруг такого типа сотрудничества. Шанинка всегда отличалась демократичными отношениями между студентами и преподавателями. Многие выпускники именно это отмечают в своих интервью, рассказывая, что самым ценным для них был тип отношений между преподавателями и студентами ― и преподавателями между собой, когда в совместном творчестве рождалось новое содержание. Система отношений вызывала желание оставаться причастным к этому месту на протяжении долгих лет вне Шанинки. Выпускники до сих пор говорят о значимости своей alma mater, Шанинки не только с точки зрения их развития и карьерного роста, но и сточки зрения качества отношений, теплоты и общей заинтересованности.

Еще один момент связан с ценностью существования человека. Важно чтобы не только человек встраивался в систему, но система создавала множество возможностей для поиска себя. Если среда помогает тебе найти свои интересы, твоя самооценка поддерживается на высоком уровне.

― Учеба в школе часто идет по понятной колее, когда от тебя редко требуют такой самостоятельности. В Шанинке вчерашних школьников ждет другая среда и ответственность. Что и как поможет выпускникам школ перейти на новый уровень?

― Я недавно была в одной из красноярских школ, которая организовала праздник в честь дня рождения школы. Один из форматов, которые предложили детям ― научить кого-то тому, что ты хорошо умеешь. Знаете, отбоя от желающих не было. Дети с удовольствием учили друг друга вязать, танцевать чечетку, мыть правильно стаканчик. Это очень приятное чувство, когда ты можешь чем-то с другим поделиться, и дети получали от этого удовольствие. Мы считаем, что нужно дать возможность нашим студентам выразить себя и показать свои достоинства и возможности. Мы хотим создать такой бульон, где все важны, и каждый является носителем какого-то важного содержания, а не только педагоги.

Напряжение возникает в любом образовании ― когда люди приходят учиться, им нужно преодолевать сопротивление неопределенности. Поэтому трудности, конечно, будут, более того, мы будем их специально создавать. Мы точно будем обсуждать, и не раз, смыслы обучения на факультете, образы результатов и критерии их достижения. 

Люди, которые придут учиться к нам сейчас, через четыре года выйдут в новую действительность. За это время какие-то профессии исчезнут, другие появятся, будут востребованы новые типы компетентности, и мы пока можем только предполагать, что это будет. Цифровые технологии шагают семимильными шагами ― чтобы сделать успешный образовательный стартап, нужно разбираться в этих технологиях.

Мы обязательно поможем в процессе учебы: будем заниматься вместе с ними проектированием их собственного образования, хотят ли они сами сделать курс ― или встроиться в уже существующую программу и попробовать себя в качестве дизайнера образовательного пространства, или им будут ближе сами педагогические техники. 

Наша задача ― создать условия, в которых студенты научились бы работать в команде. Занятия будут проходить в смешанных формах коммуникации, и стартовые задачи будут связаны с командной работой, которая снижает напряжение. 

Кроме того, студенты будут иметь опыт взаимодействия с приглашенными специалистами ― например, из дочерних организаций Сколково, из проекта «Учитель для России». Студенты увидят, как создаются образовательные проекты и смогут попробовать поработать в этих организациях. Когда человек видит, как это делается, напряжение снижается ― он понимает, что все вполне возможно. 

― Расскажите, пожалуйста, об особенностях преподавания на программе.

― Отдельные курсы будут вести коллективы педагогов, а не один человек. Это дает возможность постоянно поддерживать драйв разработки ― это режим проектирования, действующий здесь и сейчас. Программы дисциплин будут живым материалом, который делается в период работы с ним. Мы будем регулярно обсуждать и менять каждую дисциплину в соответствии с интересами студентов Для того чтобы произошел процесс образования, нужно построить образ, к которому нужно прийти, определиться с содержанием и средствам для достижения результата. Каждый предмет ― как ступенька для студента. Если она провалится, то следующую будет не на чем надстроить. Если они не освоят, например, педагогические технологии, то они не смогут проектировать программу. Если не освоят технологию создания креативных продуктов, то тоже не смогут стартовать. Поэтому все преподаватели находятся не только в режиме проектирования не только своего предмета, но и всей программы. Скучать здесь не придется.

Для того чтобы произошел процесс образования, нужно регулярно создавать практики развития: столкновение с материалом, который ты не можешь преодолеть имеющимся способом, наращивание ресурса для того, чтобы справиться с этим сопротивлением, и затем получение удовольствие от достижения результата. Создание ситуации стресса ― обязательное условие для практики развития. Основная задача такого типа конструирования ― сделать так, чтобы сопротивление материала было доступно для преодоления при определенных усилиях. Поэтому мы не обещаем студентам, что у них будут комфортные условия. Когда человек сталкивается с трудностями, он все время находится в напряжении. Нужно искать ресурсы ― что мне необходимо, чтобы решить задачу. Важно понимать ― это мой личный ресурс или ресурс команды. Мы будем обязательно обсуждать топологию Шанинки ― где и с кем можно посоветоваться внутри факультета. Мы не гарантируем мягкого тихого существования на программе, трудности будут обязательно ― они мобилизуют, заставляют человека думать, осуществлять поиск. Но они должны быть преодолимы. 

У нас есть еще одна идея ― вовлечение студентов в проектирование самой этой программы. Мы вместе с ними будем обсуждать, чего им не хватает, что добавить ― и в силу того, что у нас гибкий учебный план, мы сможем его обновлять уже в процессе. 

Мне кажется, наша основная задача ― сформировать у студентов критическое мышление, способность понимать себя и принимать самостоятельные решения. Для этого, в том числе, нужно быть достаточно осведомленным, понимать, что происходит не только здесь, но и в других странах, в мире. Чем больше будет здравомыслящих людей в нашей стране, тем более мы будем уверены в завтрашнем дне. Я думаю, развитие масштабных проектов в неформальном образовании нельзя остановить, этот рынок будет расти и расширяться, и люди, которые могут создавать такие проекты, будут востребованы. 

Федоренко Елена.jpg

― Почему было важно сделать такую программу сейчас ― и именно в Шанинке?

― Когда-то я сама заканчивала уникальный в то время психолого-педагогический факультет, благодаря которому появилось большое количество лидеров образования. Этот факультет студенты создавали вместе с преподавателями. 

Я очень ценю этот опыт, и в своей практике мне важно вместе строить «дом», где будут жить студенты и преподаватели. Его невозможно построить раз и навсегда, потому что одни студенты приходят, другие уходят, они разные.

Меняется время, появляются новые технологии, меняются задачи. Это постоянный режим строительства и обновления. Это режим регулярно действующей рефлексии в разных формах ― проектировочных семинаров, игр, ― который позволяет делать это место живым, меняющимся, обновляющимся. 

Шанинка, на мой взгляд, удивительное место, которое, в отличие от других институтов, в меньшей степени формализовано. Концентрация людей, которая мыслит свободно и креативно, на мой взгляд, здесь выше, чем в других вузах. Почему сейчас? Потому что появилась возможность в образовании немного уйти от формализованных схем. Появилась свобода, и она в этой сфере пока не сильно подвергается регламентации. Эта поляна сейчас растет колоссальными темпами, и там очень нужны специалисты ― проектировщики, специалисты по образовательному пространству, специалисты по проектированию практик, которые развивают самостоятельность, инициативность, ответственность. Развитие самостоятельности ― мировой тренд. А специалистов, которые компетентны в этой области, немного. Кроме того, на факультете менеджмента в сфере образования магистерская программа «Управление образовательными системами на основании данных». На них мы готовим управленцев в сфере образования. Для учебы на этих программах очень важна предпринимательская жилка, которой, как нам кажется, не хватает сейчас руководителям в области образования. Мы рассчитываем на то, что студенты бакалавриата придут к нам в магистратуру, продолжат учебу и восполнят этот пробел.

3085