5 историй шанинцев про переезд в Москву (и обратно)

5 историй шанинцев про переезд в Москву (и обратно)

Каждый год в среднем четверть шанинцев приезжает в Москву из регионов, чтобы учиться в Шанинке. Первые месяцы, когда нужно привыкнуть к новому городу, влиться в учебу, познакомиться с однокурсниками, бывают тяжелыми. Мы поговорили с выпускниками и студентами Шанинки о том, как они справлялись с трудностями периода адаптации и что помогло им почувствовать себя в Москве как дома.

Алина Деревянко

Алина Деревянко.jpg

Я из Минска. Поступила в Шанинку в 2010 на одногодичную магистерскую программу “Менеджмент культурных проектов” и переехала в Москву ― исключительно для того, чтобы учиться в Шанинке.

По первому образованию я ― инженер-проектировщик автомобильных дорог. Отработав после учебы по распределению, я стала заниматься социальными проектами, работала в благотворительной организации с детскими домами в Минске, но где-то через полгода почувствовала, что выгораю. Мне нужно было нащупать что-то новое. Про Школу мне рассказала выпускница Шанинки. Я изучила сайт университета, мне понравилось, что там есть проектный менеджмент. На тот момент у меня не было подходящего бэкграунда, но в проектной логике мне уже приходилось мыслить. Я решила, что это отличный шанс для новых навыков и опыта.

Москвы я боялась. Когда уезжала, не стала увольняться с работы ― сказала директору, что съезжу на месяц, посмотрю, могу ли я вообще там прижиться. Страшно было, например, потому что я вообще не понимала, как в Москве устроен рынок жилья, будет ли хватать стипендии на жизнь. Будущее было непонятным. Но все сложилось хорошо. Почти сразу после приезда я записалась вместе с Олей Лукиновой волонтером на форум, который организовывала Ассоциация менеджеров культуры (АМК), а через две недели меня пригласили туда на работу. Было здорово сразу попасть в профессию. Учеба и работа допоняли друг друга: вот практика, а вот теория. 

В этот адаптационный период мне очень помогало общение и студенческое сообщество. Мы сразу подружились с волонтерами на форуме ― многие из них так же, как и я, переехали в Москву на учебу. Не помню, чтобы испытывала стресс от учебы ― все было так интересно. Где-то через месяц я написала начальнику в Минск, что остаюсь учиться. 

У меня иногда случались ошибки на новой работе, когда я думала, что завтра меня уволят. Такого, к счастью, не произошло, но бывало сложно. В начале декабря 2010 я помогала АМК организовывать первый большой семинар в Коломне. Помню, как я готовилась и не понимала, десять тысяч российских рублей ― это много для аренды транспорта или мало? Я была в новой стране, и, конечно, нужно было привыкать к другим реалиям. 

Мне кажется, Москва достаточно агрессивный город. Я почувствовала, что здесь нужно быть пожестче. Зато в тебе вырабатываются и новые навыки ― быть напористее, проактивнее, четче выступают лидерские качества, потому что ты понимаешь, что тебе нужно держаться за работу и как-то выделяться. 

После Шанинки я ещё 2 года работала в АМК в Москве, а потом нас с АМК пригласили на проект в Брест. Около полугода мы ездили из Москвы на мероприятия, но в сентябре 2013 года я решила туда переехать. В это время мы зарегистрировали организацию ― местный благотворительный фонд «Фонд развития Брестской крепости», и с тех пор я работаю в нем, в прошлом году стала его директором.

Три совета студентам

  1. Мне кажется, стоит включаться во все, что интересно, заниматься волонтерством, знакомиться. Я всегда вспоминаю форум, на который устроилась волонтером ― ничто не предвещало, что с его помощью я найду работу. Наверное, это был такой лотерейный билет.
  2. Важно осознать, что сейчас может быть тяжело, но потом вы почувствуете отдачу. Нужно ради этого мобилизоваться и постараться, в будущем вы будете гордиться тем, что не сдались.
  3. Надо понять, что вы хотите получить от учебы. Конечно, учеба ― это знания, но это часто еще и нетворкинг, новые контакты в профессии или опыт для будущей работы. От понимания того, для чего вы поступили в Шанинку будет многое зависеть.

Вячеслав Ивашенко

Вячеслав Ивашенко.jpg

В 2009 году мы с Ириной Улановой занимались культурными проектами, связанными с устойчивым развитием в Красноярске. Мы узнали, что есть такой университет ― Шанинка и магистерская программа “Менеджмент культурных проектов”, где можно получить стипендию от фонда Прохорова. Мы заехали в Москву и, пройдя все тестирования и собеседование, вернулись домой без какой бы то ни было надежды, что поступили. Но это случилось ― нас обоих приняли. У нас был месяц, чтобы собраться, переехать в Москву и начать учебу.

Мне тогда было 35 лет. Конечно, у меня уже был опыт путешествий, но переехать надолго в новый город ― это совсем другая история. В Красноярске я родился, там мне было где жить, была социальная среда. Москва для меня была городом незнакомым, хотя я и бывал в нем неоднократно. Но она меня привлекала всегда, с Москвой было связано многое в семье. Мой отец был физиком-ядерщиком, занимался испытанием ракет, часто летал в столицу, и в детстве я постоянно его провожал в Москву и ждал из Москвы.

Первые месяцы мы перемещались с квартиры на квартиру, жили у родственников и друзей. Нашу стипендию задерживали, и долгое время мы были в подвешенном состоянии. Но в словах “Москва слезам не верит” что-то есть. Мы продолжили верить в лучшее и в конце концов вместе с другими ребятами сняли квартиру на Юго-Западной, недалеко от Школы. Мой однокурсник Антон некоторое время спал у нас на кухне, потому что у него были сложности со съемом жилья и не было стипендии. Мы, как могли, поддерживали друг друга. Лучше всего в этом отношении были наши друзья из Беларуси, я до сих пор с теплотой вспоминаю о них. 

Диплом мы дописывали, когда были большие пожары в Подмосковье. Люди сбивались в небольшие кучки, чтобы перейти через дорогу ― не было видно, что находится на другой стороне. Шанинские дедлайны, в которые ты никогда не вписываешься, диплом ― романтическое было время. Я о нем вспоминаю с благоговением. 

Москва стала для меня воротами в большой мир. Я потом жил в разных странах, например, сейчас я в Дубаи ― работаю над проектом в сфере urban mobility. Но когда меня посещают ностальгические мысли, я думаю о Москве, об ее парках. Я объехал на велосипеде всю Москву.

Три совета студентам

  1. Нужно поддерживать и развивать отношения с однокурсниками ― только другие люди могут помочь вам. Общайтесь, изучайте среду. Старайтесь не зацикливаться на временных бытовых сложностях. Каждое новое место испытывает человека на прочность, предлагает челленджи, которые ты либо принимаешь, либо нет. У меня было несколько периодов адаптации к разным местам, и, как правило, в течение года все сложности разрешаются. Жизнь тестирует вас. Ни в коем случае не надо смотреть назад, оборачиваться. Идите вперед, это ваша жизнь. Рано или поздно ветер, который дует вам в лицо, будет дуть вам в спину.
  2. Если переживаете особенно отчаянный момент, пойдите к друзьям, поговорите с ними, послушайте, что они вам скажут ― и все равно останьтесь в Москве. Вы здесь оказались не просто так. 
  3. Жизнь так устроена, что рано или поздно вам придется пройти полосу препятствий. Но это закончится. Это заканчивается всегда. Все будет хорошо. Надо просто быть верным тому, ради чего вы здесь.

Ирина Уланова

Ирина Уланова.jpg

С 2006 года я работала в Красноярском музейном центре ― одном из первых за Уралом центре современного искусства. Часто заходила на сайт museum.ru, читала статьи, интервью экспертов и выпускников  МВШСЭН. Мне, конечно, захотелось поступить туда на магистерскую программу на факультет социокультурного проектирования. Но тогда не хватало уверенности, к тому же надо было переезжать в Москву из Сибири, платить за обучение. В 2009 году я съездила в Нью-Йорк по культурному обмену, а сразу после отправилась в отпуск. Будучи на море получила письмо от моей подруги, впоследствии тоже выпускницы нашего факультета, Ани Бралковой. Помню, тогда у меня еще не было ни мобильного интернета, ни ноутбука, чтобы проверить электронную почту, и я отправилась в "аналоговый" почтовый зал; села за единственный свободный компьютер и открыла письмо. Там была ссылка на грант от фонда Прохорова, с которым Школа в тот год начала сотрудничество. В тот момент сомнений уже не было,― надо было пробовать. Однако оргтехники и компьютера на отдыхе под рукой не оказалось. Чтобы отправить необходимые документы, пришлось около 12 часов провести в геймерском клубе, по соседству с увлечёнными Doom 2 школьниками. Так, преодолевая различные препятствия, вместе с моим мужем и коллегой мы доехали до Москвы и прошли вступительные испытания. Позже, возвратившись в Красноярск, узнали о нашем поступлении и утверждении на грант.  Это радостное известие по-настоящему потрясло! 

Важная особенность обучения в Шанинке ― это корректная и в тоже время теплая, открытая коммуникация, как на уровне сокурсников и студентов, так и в общении с мэтрами-преподавателями. И на вступительных экзаменах, и потом во время учебы к нам доверительно обращались “коллеги”. Сразу было понятно, что мы попали в университет, где учатся не ради диплома. Впечатлило все:  библиотека, образовательные методы и подходы, обмен опытом с сокурсниками из разных городов и стран, возможность включения в рабочие профессиональные проекты. Это постоянное взаимодополнение, циркуляция идей, знаний, мнений. 
 
Мы, конечно, не шли пешком в Москву, как Ломоносов, но первое время после переезда вопрос с проживанием был первостепенным. Конкретного плана действий у нас не было, даже когда мы начали учиться. Но было большое предчувствие, что все должно получиться, и мы не замечали сложностей. Когда жить у друзей было уже нельзя, мы обратились в администрацию факультета и поговорили с Ольгой Викторовной Карповой. Огромное ей спасибо за понимание и поддержку, мы смогли разрешить эти трудности. 

Москва ― другая планета, и к ней конечно было нужно адаптироваться. Для меня такой опыт был первым. До этого я училась и жила в родном городе. В процессе адаптации нас очень поддерживала возможность напрямую проговорить свои сомнения и сложности с преподавателями и руководителями факультета. Ощущение себя как студента-регионала в большом городе меня иногда подводило, было много смущения и неуверенности, но дальше было проще. 

После Шанинки я решила вернуться назад, в Красноярск и попробовать заниматься устойчивым развитием в культурном поле. Я вернулась и все получилось, проросло, началось. Уже не так важна была география. Когда понимаешь, что и как ты хочешь сделать, ты можешь это сделать везде. Сейчас я занимаюсь организацией проектов в области устойчивого развития  ― курирую образовательные программы, выставки, опейнэйры с участием художников, дизайнеров, жителей. Инициировала проекты "Экодизайн хаб", "Формула города", "Морефрэндс". Работать могу в Москве, в Красноярске или на берегу Черного моря ― я не привязана к какому-либо месту или институции.

Три совета студентам

  1. Не бойтесь обращаться к сотрудникам Школы, если возникают трудности, профессиональные вызовы, смущения, страхи. Нужно найти удобный момент и обязательно посоветоваться.
  2. По возможности ведите честный разговор с родственниками, друзьями. Обращайтесь к тем, кто на вашей стороне. 
  3. Горизонтальные связи ― сильная сторона шанинцев. Шанинское сообщество пронизано ими: если где-то с кем-то из шанинцев возникает проблема, сигналы поступают в любую точку земного шара, каждого это касается и волнует. Если пройти путь внутри Шанинки, то проникнешься теплым отношением даже к тем людям, которых ты не знаешь. Это культурный код шанинцев. Желаю всем пройти шанинский путь. Вряд ли кто-то останется к Шанинке безразличным.

Юлия Глазырина

Юлия Глазырина.jpg

Фото Марина Дмитриева для проекта «Пермь в лицах»

В 2012 году я закончила программу профессиональной переподготовки “Менеджмент в сфере культуры”  и получила диплом магистра университета Манчестера, with Distinction.

Как я попала в Шанинку? Это было время так называемой пермской “культурной революции”, которую тогда много обсуждали. Я работала в Пермском краеведческом музее менее двух лет, была соруководителем большого музейного проекта. Мы спроектировали и открыли новый филиал Пермского краеведческого музея ― Музей пермских древностей. Стало понятно, что мне нужны принципиально иные компетенции, если я хочу развивать этот проект ― на тот момент у меня было только базовое естественнонаучное образование, географический факультет Пермского университета, и совсем немного знаний в профессиональной музейной сфере. О Шанинке я узнала от нашего заместителя директора по научной работе музея Елены Николаевны Меркушевой, которая окончила Школу несколько лет назад. Иногда случаются почти авантюрные поступки ― в начале лета я отправила заявление и приехала сдавать вступительные экзамены. А за несколько дней до начала учебного года пришли результаты, выяснилось, что я поступила, и музей отпустил меня учиться. Коллеги сказали, что будут ждать меня обратно.

Вообще я очень домашняя девочка, и переезд для меня был стрессовой историей. Спустя несколько лет я узнала, что моя мама звонила чуть ли не в Пермское землячество с предложением помочь молодому пермяку, но они сказали, что такими вещами не занимаются. Поэтому жилье я искала сама. В итоге мне очень повезло, я жила в одной станции от Шанинки, на проспекте Вернадского, и не тратила много времени на дорогу. 

В тот год я много времени проводила в шанинской библиотеке, в библиотеке по искусству, в иностранке. Ходила на выставки. Я была только студентом, не разрывалась между работой и учебой, и это тоже большая удача. Вхождение в университетскую коммуникационную среду Шанинки было в каком-то смысле шоком, с хорошей стороны. Сейчас уже кажется привычным, что у библиотеки есть открытый доступ к книгам, удобные рабочие места, доступ к интернету, подписки на базы данных, возможность работать допоздна, печатать эссе в нужном количестве, брать книги домой. На самом деле, эти “удобства”, столь очевидные для образовательной среды Шанинки, недостижимы для большинства университетов по множеству причин: от формальных административных до недооценки значимости открытой образовательной среды. 

Поскольку у меня географическое образование, мне очень нравилось исследовать Москву как город с принципиально другой территориальной организацией. Пермь ― город, который 300 лет назад по линейке прочертили на пустом месте. Ориентирование на улицах, то, как устроены городские кварталы ― все, что составляет ткань города в Москве очень отличается. Есть районы, которые мне очень нравятся, часть из них связана с учебой. Например, Чистые пруды ― мы взяли дополнительным курсом менеджмент современного искусства и ходили в мастерскую Георгия Никича. Это было окончание года обучения, начало прекрасной московской весны. Помню замечательные прогулки по Чистым прудам. Кроме того, у нас были курсы по креативным индустриям на Винзаводе, которые организовала Елена Зеленцова. Мы ходили в галереи, которые были тогда на пике новизны и моды.

Многие мои одногруппники из регионов остались в Москве. Но многие и уехали домой, решив, что шанинские компетенции обеспечат в регионе карьерный рост намного больший, чем в Москве. Кто-то уехал за границу получать магистерскую степень или PhD.
Я после Шанинки вернулась на работу в свой же музей, получила повышение ― стала заместителем директора музея. Без Шанинки это бы не получилось. Но самое главное, без Школы у меня не вышло бы войти в пул профессионального поля со всероссийским спектром контактов, очень разных коллег из разных регионов. Для многих диплом Шанинки как мультипаспорт в фильме “Пятый элемент”. Вы показываете этот паспорт ― я закончил Шанинку ― и это сразу говорит собеседнику об уровне системного мышления, подходе к решению задач, гибком администрировании, проектном мышлении и широком международном академическом взгляде на ситуацию, которая зачастую бывает из регионов не видна. Важно помнить о том, что если вы вернетесь в свой регион, то не будете собой прежним. Вы станете человеком мира в самом лучшем смысле этого слова.

Три совета студентам

  1. Основной результат по каждому курсу и основная отчетная работа в Шанинке ― письменный текст. Это то, к чему мне было сложно адаптироваться. Мы привыкли сдавать экзамены устно. Но переложить то же самое знание в текст совсем не сложно, просто на первом-втором эссе нужно собраться, выделить себе больше времени ― и написать. 
  2. В Шанинке есть возможность подтянуть английский и войти в поле англоязычной коммуникации. Если вам в критический момент хочется все бросить, попробуйте переключиться с чисто учебных задач на вопрос, нужен ли вам английский, пригодится ли он вам для карьеры в Москве или вашем родном городе, для научных публикаций или последующей учебы. У нас был курс по академическому английскому, и мы на нем разбирали этимологию слов, латинские и греческие корни. Оказалось, в повседневной жизни мы все время немного говорим по-гречески и по-латыни, даже разговаривая по-русски. Это меняет картину мира, помогает переключиться и перенастроить отношение к учебе. 
  3. Теодор рассказал нам однажды о важном явлении в англо-саксонских университетах ― саббатикале. На седьмой год каждый преподаватель имеет право взять оплачиваемый отпуск, чтобы, оставаясь, в широком смысле, в рамках своего профессионального поля, переключить полностью свою деятельность, пересмотреть свое отношение к процессу, наполнится новыми идеями, возможно, уехать куда-то. В этом смысле учеба в Шанинке ― это такой саббатикал, возможность попробовать новое, шагнуть в сторону всероссийской и международной профессиональной среды и контекстов, расширить сетевое взаимодействие.

Полина Ускова

Полина Ускова.jpg

Я родилась в Йошкар-Оле, в республике Марий Эл, но с 12 лет живу в Нижнем Новгороде. Переехала в Москву почти полтора года назад, чтобы учиться в Шанинке на бакалаврской программе “Менеджмент креативных проектов”. Почему Шанинка? Мне хотелось реализовывать и творческие, и управленческие способности. И мне кажется, что креативный менеджмент ― это ровно та специальность, где можно найти такие пересечения. Мне очень нравится многогранность этой программы: с одной стороны, она про управление, с другой, про что-то экономическое, и одновременно максимально приближена к искусству, к созданию чего-то нового своими руками.

В Москве я бывала часто, здесь у меня есть друзья и знакомые. Но переехала я жить сюда одна, без родителей. Адаптироваться к этому городу мне было довольно легко. Кажется, мой ритм жизни как раз подходит Москве. 

Главный шок первого курса ― либеральность и гуманность образования. Преподаватели очень внимательны к студентам ― хотят выслушать наши идеи, наши инициативы, мнения и рассуждения, подтолкнуть нас к размышлению. Я всегда хотела научиться хорошо думать, и здесь меня учат именно этому.

Когда я заселялась в общежитие, у меня еще не было друзей среди студентов, и я боялась, что мне будет одиноко, я слишком погружусь в учебу и в себя и не смогу отдыхать. Я склонна скорее к этому, чем к разгулью. Но тогда в беседу для поступивших в Шанинку написала девочка: "Я заселяюсь в общежитие, поступаю на МКП, кто-то хочет познакомиться, может быть, если понравимся друг другу, будем жить вместе?" Так я познакомилась со своей соседкой Дашей, мы с ней теперь учимся в одной группе. Мы заранее обговорили, какие у нас характеры, предпочтения. Выяснилось, что мы обе не любим шуметь и проводим время спокойно. Когда съехались, поняли, что в чем-то мы, конечно, очень разные, но жить вдвоем нам нравится. Мы часто говорим об этом ― как нам повезло, мы не ругаемся, у нас нет серьезных конфликтов, все обсуждаем, и разговор всегда приводит к какому-то решению.
 
Я однозначно чувствую себя в Москве уже как дома. Дом ― это очень емкое слово и очень важное. Я всегда искала чувство дома и не могла найти,  и нашла там, где живет еще 600 человек. Для меня Москва дом, потому что здесь есть друзья, поддержка, хорошая соседка. В первый же день я познакомилась с людьми, с которыми потом появились хорошие дружеские и романтические отношения. Это меня очень сильно поддерживает. Для меня дом ― это спокойствие и безопасность, именно это я здесь чувствую.

Кризисным моментом для меня стал уход на дистант. В семье коллективно было решено, что я должна вернуться в Нижний, и это было сложное решение для меня. Я только вдохнула эту новую самостоятельную жизнь. Я очень старалась, чтобы оказаться здесь, и теперь нужно возвращаться. Я понимаю, что дистанционное образование ― это тоже образование. Но все равно атмосфера и эстетика того, что ты находишься в учебном заведении, ― это совсем другое. Помогало, что я иногда возвращалась в Москву, общалась со знакомыми, шанинцами, друзьями. Это напоминало о том, что все нормально.

Три совета студентам

  1. Не  бойтесь знакомиться с однокурсниками, заводить друзей. Для меня это было сложным шагом. Мне повезло, что когда было заселение в общежитие, люди сами потянулись, но за год я поняла, что иногда лучше справиться со страхом и познакомиться самой. 
  2. Не бойтесь гулять самостоятельно. Кажется, будто одинокая прогулка неполноценна. На самом деле, ты остаешься наедине со своими мыслями, слушаешь музыку, привыкаешь к окружению, привыкаешь к чувству, что ты здесь и не нужно ничего бояться. 
  3. Проблемы в быту с соседями или в дружеских отношениях возникают из-за того, что люди по-разному воспринимают одни и те же вещи. Стоит заранее договориться, что для вас порядок, чистота, тишина. Поощряйте соседа говорить с вами. 

Вас могут заинтересовать программы:

3081