Конференция Тенденции развития образования. Как оценить эффективность образовательных институций: детских садов, школ и вузов

Конференция Тенденции развития образования. Как оценить эффективность образовательных институций: детских садов, школ и вузов

Тенденции развития образования Как оценить эффективность образовательных институций: детских садов, школ и вузов

14-16 февраля 2019 года, Москва


В феврале 2019 года Московская высшая школа социальных и экономических наук проведет свою 16-ю конференцию, приглашаем вас принять в ней участие.

Тема конференции выбрана не случайно: полгода назад ни одна из программ Московской школы, большинство из которых проходили плановую аккредитацию повторно, то есть пять лет назад они были успешно аккредитованы, на этот раз аккредитацию не прошли. И даже если часть замечаний были справедливыми, у нас не мог не возникнуть вопрос: насколько критерии, положенные в основу аккредитации, отражают реальное положение дел. Судя по откликам, этот вопрос волнует и наших коллег.

Проблемы, связанные с формальной оценкой деятельности образовательных организаций, касаются не только работы вузов. Школьные рейтинги, например, заставляют коллективы школ гнаться за баллами и очками, часто в ущерб реальной педагогической работе. Всем известно, что количество отчетных документов, которые должна предоставлять школа, зашкаливает, и, несмотря на все запреты, бумагопроизводство не только не прекращается, но растет. Почему? Возможно потому, что мы не доверяем своим педагогам. А может быть потому, что проверка бумаг – самый простой (но и самый ненадежный) способ оценки качества образовательных услуг.

В дошкольных учреждениях сейчас появились новые, принципиально другие способы оценки, но они пока еще мало распространены. К тому же старые, формальные методы привычнее, они уже освоены, и ими продолжают пользоваться почти повсеместно.

Как можно это изменить? Можно ли добиться того, что аккредитация и аттестация станут не карательным, а развивающим ресурсом? Что для этого надо сделать? Мы знаем, что эта проблема не решена до конца ни в одной стране, но тем не менее и у нас, и в других странах появляются новые инструменты и формы оценки, на которые стоит обратить внимание.

В конференции примут участие наши коллеги из нескольких стран, и впервые целый коллектив ученых из молодого британского университета Шеффилд Халлам.


Все это, на наш взгляд, дает интересный материал для дискуссий, результатом которых может стать:
  • Проект новой стратегии в области оценки качества образовательных учреждений разных уровней
  • Конкретные процедуры и инструменты, которые можно положить в основу такой стратегии,
  • Набор успешных практик, которые стоит распространять и поддерживать.

Как и на всех предыдущих конференциях хотелось бы не только дать слово докладчикам, но и организовать серию круглых столов - дискуссий, результатом которых могут стать рекомендации органам управления образованием, школам и дошкольным учреждениям. При отборе заявок на выступления будет отдаваться предпочтение тем из них, которые содержат исследовательские данные, результаты анализа замыслов и проектов, рекомендации и идеи изменений по результатам аналитических данных.

Конференция, как обычно, будет состоять из
  • Нескольких пленарных докладов, посвященных ключевым проблемам конференции, которые, где это возможно, будут объединены в пленарные дискуссии (30 минут на каждый доклад)
  • Серии круглых столов, на которых будем обсуждать различные подходы к оценке качества образования и качества его результатов, виды и результаты различных образовательных реформ и требования к ним, проблемы создания национальной системы оценки качества образования (выступления длиной не более 7 минут)
  • Серии параллельных малых пленумов, на которых будут обсуждаться некоторые результаты исследований по обсуждаемым темам (длительность каждого доклада не более 20 минут)

Для пленарных докладов мы хотели бы предложить следующие темы:
  • Доверие и контроль: что должно лежать в основе систем оценки работы вузов, школ и дошкольных учреждений
  • Оценка качества образовательной системы как оценка работы ее институций
  • Как оценивают работу дошкольных организаций, школ и вузов в России и в других странах мира.


Потенциальные пленарные докладчики могут предлагать и другие темы, которые кажутся им важными в свете обсуждаемой проблемы.

Для обсуждения на круглых столах и малых пленумах предлагаются следующие темы (точный их список будет определен до середины января и будет зависеть от степени заинтересованности участников):
  • Как изменилась стратегия оценки деятельности образовательных институций в России и в мире за последние десятилетия?
  • Рейтинги школ и рейтинги вузов: за и против
  • Конкурсы как способ оценки работы школ и дошкольных организаций
  • Роль профессионального сообщества и общественности в процедурах аккредитации образовательных организаций
  • Как оценить работу учреждений дополнительного образования, и кто должен ее оценивать?
  • Заказ, запрос и формы оценки образовательных организаций
  • Могут ли национальные и международные мониторинги оценивать работу школ?
  • Новые профессиональные стандарты и аттестация педагогических кадров
  • Сколько стоят процедуры оценки качества образовательных услуг?
  • Как оценить работу школы и дошкольной организации, работающей в сложных условиях?
  • Проектная деятельность ДОО как форма оценки качества их работы
  • Школьное и дошкольное образование: возможна ли взаимооценка?


Тематика круглых столов будет уточнена дополнительно.

Вы можете выступить по любому из вышеперечисленных блоков тем, в результате обсуждения которых мы могли бы наметить векторы дальнейших исследований МВСШЭН и наших партнеров, которые могли бы послужить решению обозначенных проблем.

Программный комитет конференции: Асмолов А.Г., Барбер Майкл, Болотов В.А., Коган Е.Я., Косарецкий С.Г., Клячко Т.Л., Лебедев О.Е., Ленская Е.А., Миронов Е.В., Пинская М.А., Поливанова К.Н., Реморенко И.М., Сейфер Стеффен, Тюрина Н.В., Фрумин И.Д., Хокер Дэвид, Шаулин В.Н., Юдина Е.Г.

Видеозаписи конференции



575