Современные литературные практики

Современные литературные практики

Формат: онлайн
Длительность курса: с 20 июня 2022 года по 30 апреля 2023 года.
Регистрация на курс: до 21 июня

Выдаваемые документы: диплом о профессиональной переподготовке
Программа профессиональной переподготовки "Современные литературные практики" — это годовой курс актуального письма, литературного менеджмента и литературной критики. Это лаборатория, где студентов учат не только писать, но и осмыслять реальность, искать живые, необходимые темы и новый язык.

Курс состоит из пяти блоков:


  1. «Актуальные проблемы современной литературы»
  2. «Кураторство литературных проектов»
  3. «Современная проза»
  4. «Современная поэзия»
  5. «Адаптация художественных текстов к языкам и средам»
Кураторы и преподаватели курса — действующие участники актуального литературного процесса. 

Цель курса — способствовать появлению авторов, которые смогут рассказать о реальности настоящего, прошлого или будущего оригинальным и адекватным современности языком; способствовать появлению менеджеров литературы, которые сумеют повлиять на изменение книжного рынка.

Программа готовит кураторов литературных проектов — специалистов, знакомых с трендами современного литературного процесса, умеющих писать прозаические, поэтические тексты и эссе, способных выступать в качестве литературных критиков, знающих азы книгоиздания литературного менеджмента и проектирования.

Уникальность программы — в образовании сообщества пишущих людей, создании для них безопасного пространства для преобразования опыта в художественное слово.

Проводя основные занятия курса онлайн, для наших студентов из Москвы, мы организуем книжный клуб с Евгенией Вежлян и встречи с писателями при модерации Оксаной Васякиной.  


Для студентов из Москвы планируется выездной семинар в Доме творчества писателей в Переделкино (конец августа-начало сентября).

Структура программы

Блок 1. Актуальные проблемы современной литературы

Основные курсы:


Современный литературный процесс
Преподаватель: Евгения Вежлян
Студенты познакомятся со значимыми текстами актуальной литературы и изучат инструментарий для их осмысления. В программе — изучение развития современных современной поэзии и прозы последних лет, основных трендов и авторских стратегий, обзор закономерностей глобального и местного литературных процессов.

Культурное наследие и писательская стратегия
Преподаватель: Егана Джаббарова
Курс посвящен работе с культурным наследием в художественном тексте. Студенты освоят различные писательские стратегии и инструментарии, попробуют определить, существует ли "деколониальное письмо" и в чем его отличие от постколониальной литературы. В программе курса также работа с родным и иностранным языком, рассмотрение их потенциального взаимодействия / отталкивания друг с другом. Курс ставит своей задачей децентрализацию знания об искусстве и литературе.

Курсы по выбору:


Историческая травма и произведенные ею тексты
Преподаватель: Полина Барскова
Курс посвящен изучению того, как историческая травма реализовала себя в художественных текстах Советского века: мы будем читать и обсуждать произведения Варлама Шаламова, Ольги Берггольц, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Геннадия Гора, Евгения Шварца, Лидии Гинзбург, и других авторов 

Постколониальная и деколониальная литературы
Преподаватель: Ольга Брейнингер
Студентки и студенты узнают основные понятия феминистской критики XX века и инструменты гендерной оптики, с помощью которой можно анализировать текст. Познакомятся с текстами феминисткой и постколониальной литературы, а также проведут собственные постколониальные исследования. Узнают феминистские модели постколониального мышления, мироощущения и письма, отмеченные динамической интерсекциональностью.

Блок 2. Кураторство литературных проектов

Основные курсы


Литературное проектирование
Преподаватель: Татьяна Новоселова
В рамках курса слушатели узнают о тонкостях разработки социокультурного проекта, о концептуализации и реализации проекта в социокультурной сфере, о переводе своих проектных идей в продукт в области литературы. 

Литературный менеджмент
Преподаватель: Светлана Зайцева
Для управления сферой культуры в России важно то, что именно в отрасли литературы (российской-советской-российской), была сохранена преемственность и связь с международным контекстом. В росте и развитии российских литературных практик интересен парадокс. С одной стороны, практики обусловлены попытками их монополизации, с другой стороны, в них всегда было и есть место проектному подходу. 

Курсы по выбору


Основы книгоиздания
Преподаватель: Юлия Петропавловская
На курсе мы разберемся, как построить мостик между мирами автора, читателя и издателя. Заглянем во внутреннюю кухню издателя и редактора. Последовательно пройдем путь от определения читательских потребностей, редактирования и дизайна до бюджетирования и продвижения книжных проектов. Будем вместе разрабатывать книжные концепции так, чтобы они занимали пустующие ниши и отвечали на запросы аудитории. Студенты научатся применять приемы редакторского анализа и законы логики для доработки своих и чужих текстов.

От текста к выставке
Преподаватель: Анна Наринская
Как литературный текст становится текстом для экспозиции, вселенная автора — контекстом и предметным выставочным рядом, а поэт/писатель куратором

Event-менеджмент литературных событий
Преподаватель: Мария Крупник
Мы рассмотрим различные форматы литературных событий: фестивали, премии, резиденции и т. д., — и то, как они влияют на культурный контекст и на литературный процесс. Мы изучим механизмы и технологии организации литературных событий от разработки концептуальной идеи до поиска финансирования таких проектов и работы с подрядчиками.
Блок 3. Современная проза

Основные курсы:


Лаборатория прозы
Преподаватели: Евгения Некрасова, Алеся Атрощенко
В ходе курса студенты совместно с преподавательницами будут заниматься поиском адекватного современности языка, который сможет рассказать о реальности сквозь призму опыта и авторского взгляда.

Поэтика современной прозы
Преподаватель: Алеся Атрощенко
В ходе курса мы изучим, как устроен современный прозаический текст. Что делает его актуальным и адекватным времени, а какие поэтики и авторские стратегии сегодня можно считать устаревшими? На какой корпус текстов 19 и 20 веков может опираться современный автор и что дает ему связь с традицией? Мы рассмотрим основные направления и тенденции развития прозы и проанализируем поэтику наиболее резонансных и актуальных прозаические текстов.

Курсы по выбору

Литературная антропология
Преподаватель: Ольга Брейнингер
Курс направлен на знакомство, обсуждение и практическое использование антропологических и этнографических методов в художественном творчестве: от классического интервью, включенного наблюдения и работы с эмпирическими данными до создания перформанса и фейка как смыслообразующих элементов писательской работы. 

Эссеистика
Преподаватель: Оксана Васякина
В рамках курса студенты разберут тексты классиков эссе и напишут свои собственные работы об искусстве, поэзии и теориях. Лаборатория включает в себя несколько форматов: ридинг-группа, быстрое письмо на занятиях, обсуждение домашних упражнений. Также у участниц и участников лаборатории будет возможность скорректировать предложенную программу в процессе.
Блок 4. Современная поэзия

Основные курсы


Лаборатория поэзии
Преподаватель: Оксана Васякина
Курс знакомит студентов с важными для современной поэзии именами и поэтическими практиками. Участники и участницы курса познакомятся с рядом ключевых имен неподцензурной советской поэзии, получат опыт группового и самостоятельного анализа поэтического текста. Будут рассмотрены ключевые современные авторы и различные поэтические стратегии. Каждый студент сможет написать эссе, оммаж или любой другой текст, обращенный к текстам и практикам поэтов и поэтесс, выбранных для курса.

Анализ современного поэтического текста
Преподаватель: Евгения Вежлян
В рамках курса будут рассмотрены методики работы с современным поэтическим текстом. Как читать, понимать и анализировать современную поэзию? Какие подходы к поэтическому тексту, сформированные еще в ХХ веке, могут быть адекватны новому поэтическому языку и что может нам предложить современное литературоведение для его понимания?

Курсы по выбору


Философия письма
Преподаватель: Анна Нижник
В рамках курса речь пойдет об основных философских концептах, связанных с практиками письма, языка и искусства. Основной вопрос: что именно может быть облечено в слово, а что нет, о чем говорит "изреченная мысль", являются ли язык и искусство слова эмансипаторными или насильственными практиками, как их восприятие меняется параллельно с изменениями в способах жить и мыслить.

Теория и практика фемписьма
Преподаватель: Оксана Васякина
Курс посвящен базовым текстам феминистской литературной теории и практике письма. В теоретическом блоке курса будут освещены основные понятия феминистской критики XX века, и предложены инструменты гендерной оптики, с помощью которой можно анализировать текст.

Блок 5. Адаптация художественного текста к языкам и средам

Основные курсы


Современная литературная критика
Преподаватель: Евгения Вежлян
Понятие «литературная критика» в нашем курсе будет трактоваться максимально широко — как сумма всех разновидностей письма о литературе. Цель курса — научить слушателей писать критические тексты и разбираться в современных форматах, жанрах и разновидностях критического письма. В рамках курса предполагаются лекции и тренинги, предполагающие написание и разбор рецензий, статей и обзоров.

Современные практики чтения
Преподаватель: Евгения Вежлян
Мини-курс посвящен организации чтения в современных условиях. Будут рассмотрены книжные клубы, инфлюэнсеры, блоги, роль библиотек в чтении.


Курсы по выбору


Лаборатория перевода
Преподаватель: Мария Бикбулатова
Практика перевода — это не только способ породниться с чем-то далеким в плане языка и культуры и близким по интенции, но также это возможность посмотреть на свой собственный язык по-новому, найти в нем неожиданные ресурсы. Лаборатория перевода познакомит студентов с новыми подходами к переводу художественного текста, которые отвечают не только языковым и стилистическим нормам, но и бережно работают с текстом в свете актуальных этических вопросов апроприации и деколониализма.

Текст в кино
Преподаватель: Мария Игнатенко
Курс направлен на изучение и глубокое осмысление природы кино в тех аспектах, которые необходимы автору для написания сценария или кинематографического текста. В рамках лаборатории мы исследуем все основные инструменты сценариста: драматургическую структуру фильма, законы построения сцены, специфику работы над диалогами. Особое внимание уделим образной системе фильма, а также процессу адаптации текстуальных кодов в визуальные.

Механика графических нарративов
Преподаватель: Мария Скаф
Курс посвящен взаимодействию текста с визуальным искусством — от радикальных практик современного искусства до графического романа и его синтеза текста, картинки и кинематографической оптики.
Блоки следуют друг за другом, с перерывами в 1-2 недели.

 Студенты пройдут путь обучения от понимания актуальных трендов современного литературного процесса к анализу и написанию художественной прозы и поэзии и далее к умению находить в литературном поле возможности для проектирования и реализации своих проектов. В финальном блоке мы рассмотрим способы адаптации литературного текста к различным средам — языковым, визуальным и т.д.

Чему вы научитесь:

  • ориентироваться в современном литературном процессе, в его трендах, 
  • создавать собственные прозаические, поэтические и аналитические тексты, 
  • вести литературные колонки, блоги, 
  • легко ориентироваться в возможностях для публикации текстов.



Ваши навыки будут востребованы на книжном рынке: в издательском деле; в литературных и культурных институциях: музеях, галереях, библиотеках; при работе над литературными ивентами: фестивалями, организацией литературных премий, курсов, резиденций.

Преподаватели программы

Татьяна Новоселова — руководитель программы. MA in Cultural Management, преподаватель факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН. Директор Школы литературных практик.

Алеся Атрощенко
Алеся Атрощенко
Филолог, кандидат филологических наук, куратор проектов в сфере культуры, сокуратор Школы литературных практик.
Полина Барскова
Полина Барскова
Поэтесса, писатель, филолог. Преподаватель русской литературы в Хэмпшир-колледже.
Мария Бикбулатова
Мария Бикбулатова
Магистр философских наук. Переводчик с английского и французского. Выпускающий редактор журнала Ф-письмо.
Ольга Брейнингер
Ольга Брейнингер
PhD, писатель, переводчик, литературный антрополог
Оксана Васякина
Оксана Васякина
Писательница, поэтесса, эссеистка, со-куратор Школы литературных практик. Лауреат премии «НОС», 2022 (за роман «Рана»).
Евгения Вежлян
Евгения Вежлян
Поэт, литературный критик, социолог литературы, доцент, заведующая кафедрой истории русской литературы новейшего времени РГГУ, MA Sociology. Куратор Школы современных литературных практик.
Егана Джаббарова
Егана Джаббарова
Поэт, критик, эссеист, кандидат филологических наук, организатор фестиваля МЕЖА. Автор поэтических книг.
Светлана Зайцева
Светлана Зайцева
Доцент кафедры управления социокультурными проектами МВШСЭН, докторант кафедры русской литературы Тартуского университета (Эстония).
Мария Игнатенко
Мария Игнатенко
Кинорежиссер, сценарист, ведущий преподаватель Московской школы нового кино.
Мария Крупник
Мария Крупник
Продюсер культурных проектов, переводчик. Старший преподаватель факультета Управления социокультурными проектами МВШСЭН, куратор Фестиваля молодой драматургии "Любимовка".
Анна Наринская
Анна Наринская
Журналист, литературный критик, продюсер, куратор выставок.
Евгения Некрасова
Евгения Некрасова
Российская писательница и сценаристка, автор романа «Калечина‑Малечина», цикла прозы «Сестромам. О тех, кто будет маяться», романа «Кожа» и сборника рассказов, повестей и поэм «Домовая любовь».
Анна Нижник
Анна Нижник
Писательница, сценаристка, автор прозаических и поэтических текстов. Куратор Школы литературных практик.
Юлия Петропавловская
Юлия Петропавловская
Руководитель издательства БФ “Нужна помощь” и директор интернет-магазина АНО “Такие дела”, ранее - шеф-редактор издательства “Манн, Иванов и Фербер”. Кандидат филологических наук.
Мария Скаф
Мария Скаф
Арт-директор галереи «Самокат», литературный критик, переводчик, исследовательница визуальных нарративов.

Требования к поступающим:

  • Наличие диплома о высшем образовании
  • Наличие резюме и (или) портфолио с подборкой текстов
  • Перед зачислением студенты пройдут собеседование с кураторами курса в свободной форме

Стоимость, скидки, гранты

Стоимость

230 тысяч рублей за годовой курс. Договором предусмотрена помодульная оплата обучения в размере 46 000 рублей за модуль.

Скидки

  • 10% от стоимости обучения - за единовременную оплату полной стоимости обучения;
  • 15% от стоимости обучения - для выпускников ОАНО «МВШСЭН»;
  • 20% от стоимости обучения - для выпускников ОАНО «МВШСЭН», окончивших одну из дополнительных профессиональных программ повышения квалификации «Современные литературные практики», «Современные литературные практики и менеджмент», «Современные литературные практики: тексты XXI»


Гранты

На бесплатное обучение выделяется 1 грантовое место, на основе грантового конкурса на участие в программе профпереподготовки «Современные литературные практики». Регламент конкурса.

Контакты

Наталья Рязанова
89031312151
ryazanova-na@universitas.ru