Критическое и дизайн-мышление

Формат занятий: онлайн: дистанционный (знакомство с заранее подготовленными материалами: видео, подкастами) + синхронный (воркшопы + ридинг-группы). Не менее 25% учебных часов приходится на дистанционное знакомство с учебными материалами.
Старт занятий: 1 февраля. Занятия завершаются 10 апреля.
Объем курса: 74 академических часа. Синхронные встречи – не чаще 3 дней в неделю.
Стоимость программы: 80 000 руб.

Диплом о повышении квалификации
Что такое культура сегодня? Каковы особенности конкурентоспособных, качественных и небанальных культурных продуктов? Действительно ли культура исчерпывается фестивалями, выставками, лекториями и другими знакомыми «проектами»? Культура сегодня – феноменально многогранна, разноформатна и живо реагирует на появление новых этических норм и практик потребления. Чтобы адекватно и продуктивно реагировать на эти перемены, дизайнеры социокультурных проектов (кураторы, менеджеры, продюсеры), должны выходить за пределы стереотипов и привычных способов решения проблем.

На помощь приходит уникальный синтез креативного, критического и дизайн-мышления. Современный культурный и медиаменеджер работает над проектированием социальной среды и социального взаимодействия. Быть актуальным сегодня – это не только про красивый образ и острые темы, но про чувствительность к переживаниям и опыту других людей, к запросам своей аудитории. Владеть разными инструментами создания культурных, медийных, социальных «продуктов» или «проектов» значит быть этичным, видеть взаимосвязи социальных явлений, обнаруживать вопросы, требующие обсуждения и решения. Для создания чего-то по-настоящему нового и полезного, необходимо уметь выходить за пределы стереотипов и привычных способов решения проблемы.

Программа повышения квалификации «Критическое и дизайн-мышление» направлена на освоение ее участниками новых принципов проектирования культурных продуктов. Этот курс будет интересен тем, кто готов к созданию конкретных и небанальных культурных решений (продуктов и проектов), направленных на работу с запросами своих аудиторий. Или для тех, кто уже проектирует какие-то социальные и культурные решения/инициативы, и хочет с помощью этого курса познакомиться с новыми навыками и инструментами, доработать проект и получить обратную связь от экспертов. Мы приглашаем на курс кураторов, менеджеров и продюсеров культурных, социальных и просветительских проектов, а также тех, кто задумывается о создании собственных проектов. 

Вы научитесь:

  • адекватно и продуктивно реагировать на перемены в культуре, этических нормах, практиках потребления,
  • уметь проектировать социальную среду и практики социального взаимодействия,
  • определять и учитывать запросы своей аудитории, 
  • использовать новые инструменты создания культурных, медийных, социальных продуктов или проектов,
  • видеть взаимосвязи социальных явлений, обнаруживать вопросы, требующие обсуждения и решения,
  • выходить за пределы стереотипов и привычных способов решения проблемы,
  • смотреть на проблему тремя способами: аналитическим, практическим и проектным.
Таким образом на курсе мы учим эффективно использовать навыки критического, креативного и дизайн-мышления в культурном проектировании, ориентируясь на контекст, повестку, аудиторию. 

Для кого программа

Этот курс будет интересен тем, кто готов к созданию конкретных и небанальных культурных решений, продуктов и проектов, и для опытных проектировщиков, которые хотят познакомиться с новыми навыками и инструментами, доработать проект и получить обратную связь от экспертов.
Мы приглашаем:
  • культурных и медиаменеджеров, продюсеров, кураторов, сотрудников муниципальных учреждений культуры (библиотек, музеев, школ искусств, театров, домов культуры, культурных центров), 
  • социальных предпринимателей, 
  • представителей некоммерческих организаций, чья деятельность предполагает социальное, культурное и медиапродюсирование. 

Содержание программы 

Программа состоит из 4 блоков, освоение некоторых из них происходит параллельно:
  1. «Основы критического мышления» (01.02-13.02): лекции, ридинг-группы с учеными – философом, культурологом и психологом. Участники научатся первому шагу проектирования – рефлексии собственной аналитической позиции, ее издержек, подходов к критическому осмыслению социокультурных реалий. 
  2. «Основы креативного мышления» (15.02-27.02): лекции и воркшопы. Участники познакомятся с основами прикладной креативности, со способами придумывания идей, научатся разным методам концентрации и принципам постановки задач. 
  3. «Основы дизайн-мышления» (17.02-26.02): участники осваивают принципы самой популярной методологии и идеологии работы с «болью» аудитории. 
  4. «Основы проектирования» (01.03-10.04): лекции, воркшопы, кейсы – социальные и культурные проекты, меняющие социокультурную повестку. Участники разрабатывают собственные проектные решения, продумывают их содержание и способы дистрибуции. 
Финалом курса станет защита собственных проектных решений в формате питчинга перед экспертами.  Те, кто приходит только с идеей, смогут ее дорастить до реализуемой концепции, а те, кто приходит с проектом, смогут проверить его на прочность и получить рекомендации. 

Форматы работы

Программа реализуется онлайн в дистанционном формате. Форматы работы:
  • онлайн лекции, 
  • ридинг-группы,
  • воркшопы,
  • подкасты и видео-интервью, подготовленные специально для курса,
  • ридинг-листы и прочие материалы,
  • tutorials по проектированию.

Преподаватели

Мы собрали в одном курсе уникальный состав преподавателей из разных образовательных и экспертных институций:
Виктория Мерзлякова
Виктория Мерзлякова
кандидат культурологии, доцент РАНХиГС и РГГУ, специалист по современной популярной и медиакультуре
Екатерина Арье
Екатерина Арье
магистр культурологии, digital-стратег и контент-директор, соавтор Блога злобного культуролога
Елена Петровская
Елена Петровская
кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, руководитель сектора Эстетики Института философии РАН
Михаил Герасимов
Михаил Герасимов
методолог образовательных программ most creative camp
Никита Логинов
Никита Логинов
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии ИОН РАНХиГС, научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС
Оксана Мороз
Оксана Мороз
кандидат культурологии, доцент НИУ ВШЭ, соавтор Блога злобного культуролога
Ольга Рубцова
Ольга Рубцова
магистр культурологии, преподаватель МВШСЭН (Шанинка) и РАНХиГС
Янина Рапацкая
Янина Рапацкая
UI/UX дизайнер Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ, преподаватель профиля "Дизайн и продвижение цифрового продукта"
А также пригласили экспертов культурных институций, с которыми готовим материалы программы: 
  • Ася Терехова, одна из организаторов первого в России онлайн-фестиваля подкастов «СЛЫШ», куратор детского контента просветительского проекта «Arzamas»;
  • Полина Пхор, театровед, один из организаторов фестиваля «Любимовка»;
  • Мария Крупник, старший преподаватель, Master of Arts in Cultural Management (МВШСЭН), один из организаторов фестиваля «Любимовка»;
  • Алексей Сидоренко, руководитель проекта «Теплица социальных технологий», кандидат географических наук, веб-дизайнер и исследователь российской блогосферы;
  • Вера Красносельская, V-A-C Foundation, в прошлом заместитель директора Культурного центра ЗИЛ и заместитель художественного руководителя Центра современного искусства имени Сергея Курёхина (СПб);
  • Максим Буланов, тьютор, стипендиат Фулбрайт, лектор МГПУ и НИУ ВШЭ, сооснователь проектов «Розетка» и «Место»

Зарегистрируйтесь, чтобы получить больше информации

Контакты:

dpo@universitas.ru
Учиться в Шанинке