Грамматика выставки

Старт: 1 апреля
Формат: смешанный 
График занятий: занятия будут проходить по четвергам (очно) и субботам (онлайн) в период с 1 апреля по 3 июня. Начало занятий в четверг – 19:00 (практика), в субботу – 12:00 (теория)
Место проведения очных занятий: Газетный переулок, 3-5 с.1
Объем курса: 91 академический час 
Стоимость программы: 32 000 рублей

Диплом о повышении квалификации

Ключевые слова нового научно-практического курса Шанинки – «выставка», «современное искусство», «большие проекты», «кураторство», «социальные и сетевые контексты», «теоретические основания» и «практический опыт».

ГРАММАТИКА ВЫСТАВКИ

программа лекций и практических занятий

На протяжении последних десятилетий выставки – в первую очередь выставки художественные, стали важным феноменом социальной и культурной жизни. Если раньше выставка – особенно выставка масштабная, была редким и достаточно уникальным событием, то ныне в большом современном городе одновременно проходят сотни, если не тысячи выставочных показов. Производство выставок превратилась в мощную, логистически изощренную индустрию, тесно связанную с индустриями туризма, информации, знания. Количественный рост выставочных событий сопровождался и их жанровой диверсификацией, возникновением разнообразных форматов. Но главное – выставка, бывшая ранее формой показа художественных произведений, в настоящее время сама обрела статус произведения, самоценного авторского высказывания. Так в конце 1960-х годов о себе заявила фигура куратора – художественного руководителя, режиссера, драматурга, постановщика выставки. Отсюда выставки стали различаться и описываться не только по их формату и жанрам, но и по авторскому почерку и стилистике. Каждая выставка, как и творчество каждого куратора обладают собственной поэтикой.

Введению в анализ поэтики выставки, собственно, и посвящен лекционный курс нашего проекта. В нем будет рассмотрен специфический язык выставочного показа, его пространственно-временная природа, его драматургические, перформативные и сценографические ресурсы. Выставка будет рассматриваться как в диалектике ее внутренних составляющих, так и в ее связях и укорененности во внешним социальном и дискурсивном контексте. Методология, положенная в основу настоящего курса, носит комплексный характер и будет задействовать, в частности, современную теорию искусства и традиции русской формальной школы, а также структуралистский конструктивизм, акторно-сетевую теорию, визуальную антропологию, теорию эмоций.

Глубокий многофокусный анализ феномена выставки будет дополнен и «приземлен» практическими занятиями. Откуда берутся выставочные идеи? Как отличить «важные» и «свои» произведения искусства? Как сочетаются воля куратора и цели институции? В чем специфика музейных, уличных, виртуальных «выставочных высказываний»? Как взаимодействовать с менеджерами и администраторами, дизайнерами и пиарщиками? Кто и как оценивает качество выставок – коллеги? критики? зрители? Если не ответить, то хотя бы сориентироваться в этих вопросах можно будет в ходе аналитических семинаров и проектных сессий.

Творческой удачей для участников проекта станет попадание их идей и разработок в портфель «Грамматика выставки». К этому творческому потенциалу будет привлечено внимание институций и экспертов, работающих в сфере современного искусства.

Виктор Мизиано, Вадим Захаров, Георгий Литичевский и другие на открытии выставки Mosca: la terza Roma в Sala 1, Рим. 1989. Первая выставка Виктора Мизиано, осуществленная им в качестве независимого куратора. Courtesy Виктор Мизиано

Авторы курса

Виктор Мизиано, художественный руководитель Центра современного искусства (Москва, 1990–1997). Основатель и главный редактор «Художественного журнала» (Москва) и “Manifesta Journal. Journal of Contemporary Curatorship” (Amsterdam). Куратор проектов на международных биеннале в Стамбуле (1992), Роттердаме (1996), Валенсии (2001), Сао-Пауло (2002, 2004), Венеции (1995, 1997, 2003, 2005, 2007, 2015). В 2007 году осуществил масштабный выставочный проект «Прогрессивная ностальгия. Искусство стран бывшего СССР» в Художественном музее КУМУ (Таллинн, Эстония), Центре современного искусства Луиджи Печи (Прато), Музее Бенаки (Афины), Музее КИАЗМА (Хельсинки). С 2015 года работает над многоэтапным проектом «Удел человеческий» (http://thehumancondition.ru/), в рамках которого к настоящему моменту осуществил выставки «Избирательное сродство» (ГЦСИ, Москва, 2015); «Не думаешь ли ты, что настало время любви?» (ММСИ, Москва, 2015-2016) и «Места: одно за другим» (Еврейский музей и Центр толерантности, Москва, 2018); «Биография: модель для сборки» (ММСИ, 2019-2020). С 2010 по 2014 – президент Совета фонда Манифеста (Амстердам). Автор многочисленных статей, каталогов, книг: «”Другой” и разные» (НЛО, 2004), «Пять лекций о кураторстве» (Ad Marginem, 2014) и др. Почетный профессор Университета им. Алвара Аалто, Хельсинки.

Лекционный курс «Грамматика выставки» – первое широкоформатное авторское обобщение феномена выставки в призме международной практики и собственного кураторского опыта Виктора Мизиано.


Георгий Никич – со-основатель и директор художественных программ Московской международной ярмарки ART MIF. Основатель и куратор Московского форума художественных инициатив (1996–2012), куратор выставочных проектов студии ДЭЗ №5 (2004–2021), эксперт и разработчик программ Оксфордского Российского Фонда (2007–2021). Куратор российского павильона на Венецианской биеннале (1997). Куратор международного проекта «Еврорегион Карелия: музейный гипертекст» (2013–2015). Научный руководитель комплексного исследования «Музейное волонтерство в России. Практика и перспективы» (2020), междисциплинарного проекта «Museum Token» (2010-2011). Член Правления Международной ассоциации искусствоведов и критиков (АИС). Автор курса «Куратор в современном музее» (НИУ ВШЭ, 2015–2018), «Управление в сфере современного искусства» (МВШСЭН, 1997-2021), «Паблик-арт» (МВШСЭН, 2017-2020). Автор концепции и художественный руководитель объединения «Выставочные залы Москвы» (2013–2018).

Конвертация теоретических представлений и исторических знаний в практические навыки Георгий Никич осуществляет в форматах сложных ролевых игр и аналитических сессий. Результат этого комплексного метода – самостоятельные кураторские и административные траектории слушателей и участников таких образовательных проектов.


Расписание занятий


Четверг

 

Суббота

 

1 апреля 2021
19:00 вводное занятие
Георгий Никич – офлайн
Виктор Мизиано - онлайн
3 апреля 2021
12:00 лекция №1
Виктор Мизиано – онлайн
8 апреля 2021
19:00 практическое занятие №1
Георгий Никич – офлайн

 

10 апреля 2021
12:00 лекция №2
Виктор Мизиано – онлайн
15 апреля 2021
19:00 практическое занятие №2
Георгий Никич – офлайн

 

17 апреля 2021
12:00 лекция №3
Виктор Мизиано – онлайн
22 апреля 2021
19:00 практическое занятие №3
Георгий Никич – офлайн

 

24 апреля 2021
12:00 лекция №4
Виктор Мизиано – онлайн
29 апреля 2021
19:00 практическое занятие №4
Георгий Никич – офлайн

 

 

 

 

 

15 мая 2021
12:00 лекция №5
Виктор Мизиано – онлайн
20 мая 2021
19:00 практическое занятие №5
Георгий Никич – офлайн

 

22 мая 2021
12:00 лекция №6
Виктор Мизиано – онлайн
27 мая 2021
19:00 практическое занятие №6
Георгий Никич – офлайн

 

29 мая 2021
12:00 лекция №7
Виктор Мизиано – онлайн
3 июня 2021
19:00 практическое занятие №7
Георгий Никич – офлайн

 

 

 

 




Темы занятий

№ п/п

Виды учебных занятий, учебных работ

Содержание

Вводная лекция

Лекция

4 ак. часа

Слушатели получат представление о предмете, характере изложения, структуре, динамике курса.

Описание плана и предполагаемых результатов практической / лабораторной работы в рамках курса.

Тема 1

Выставка как событие

Лекция

4 ак. часа

Вещь (произведение) на выставке – в отличие от вещи (произведения) в коммерческом показе, ценна не сама по себе, а считывается во взаимодействии с другими вещами (произведениями), т.е. «значимость отдельной работы уступает значимости образовавшегося целого» (С. Стюарт). Кураторская выставка как производное от критики «чистого взгляда» / «regard pur» (П. Бурдье), дискурсивного понимания искусства (П. О’Нил) и восходящей к Марселю Дюшану валоризации выставочного контекста.

            Примеры: кураторская Харальд Зееман «Grossvater— ein Pionier wie wir», 1974; методология «сarambolage’а» Жана-Юбера Мартена; «Vides. A Retrospective», Центр Помпиду, 2009 и др.

 

Практическое занятие

4 ак. часа

Объект искусства в контекстах (конструирование пониманий)

Тема 2

Выставка как сеть

Лекция

4 ак. часа

Медиаторство (посредничество) – субстанциональная основа кураторской практики. Выставка (тематическая, дискурсивная) рождается через наложение нескольких социальных и объектных сетей: дискурсивных, художественных, институциональных, технически-оперативных и пр. «Двойное структурирование» кураторской практики: сети – это ее непреодолимая данность, но и поле ее авторской реализации (П. Бурдьё). Правильное прочтение выставки – это считывание всех стоящих за ней кураторских решений, где важен не только осуществленный выбор, включение, но и отказ, исключение. Смысл выставки как события «всегда только остаток смысла, распределенный в референциальной цепочке», это всегда «перераспределение отношений между присутствием и отсутствием» (Б. Латур).

            Примеры: выставки институциональной критики (Мария Айхорн и др.), выставки «Group Material», Нью-Йорк, 1980-ые гг. и др.

 

Практическое занятие

4 ак. часа

Иерархия и сети (конструирование связей)

Тема 3

Выставка как гетеротопия

Лекция

4 ак. часа

Выставка – пространство ритуальное, отличное от повседневного, это лиминальное пространство, пространство перехода и пространство преображения (К. Дункан). Если в шпалерной развеске ХIХ века каждая работа воспринималась самостоятельно без связи с контекстом, то современность породила пространство «белого куба» – вневременное пространство искусства (Б. О’Догерти). Выставка это – «гетеротопия» и «гетерохрония», так как «создает иллюзорное пространство, которое изобличает реальное пространство, все местоположения, по которым разгораживается человеческая жизнь, как еще более иллюзорные» (М. Фуко).

            Примеры: Фрэнк Стелла в галерее Лео Кастелли (Нью-Йорк, 1964), «Zeitlos» (Гамбургский вокзал, Берлин, 1988) и др.

 

Практическое занятие

4 ак. часа

Между ритуалом и обыденностью (что связывает автора и зрителя)

Тема 4

Хронотоп выставки

Лекция

4 ак. часа

Выставка – тематическая или монографическая – это всегда нарратив. Нарратив – темпорален, но выставка всегда детерминирована местом, пространством экспонирования: время на выставке всегда специализировано. У выставок нет универсального пространства-времени: каждая выставка – это особая сеть; каждая сеть создает свои пространственно-временные отношения (Б. Латур).

Хронотоп выставок может следовать разным повествовательным логикам (линейной, циклической, комплексной и др.), как и может обживать разные места (музей, галерею, фабричное помещение, мастерскую художника, квартиру и др. Время выставки состоит из: предвремени (темпоральности самих объектов), темпоральности нарратива и экспозиции, времени самой выставки (ее конечности). Эфемерность выставки; ее время – «время конца» (Дж. Агамбен).

            Примеры: «Когда отношения становятся формой» (Кунстхалле, Берн, 1969), квартирные выставки (Москва 1980-е), «Dada» (Центр Помпиду, 2005), «Гамбургский проект» (Москва, 1993-1994); «Москва-Берлин» (Государственный исторический музей, Москва, 2005); «Стамбул» (Стамбульская биеннале, 2005); «Анимизм» (Extra City и MuHKA, Антверпен, 2010) и др.

 

Практическое занятие

4 ак. часа

Упаковка смыслов: нарратив, сообщение, высказывание (сторителлинг)

Тема 5

Выставка как оптическая машина

Лекция

4 ак.часа

В эпоху современности субъект становится наблюдателем (М. Ямпольский). Выставка же может предлагать разные техники наблюдения: она может являть собой выверенную упорядоченность, инсценировку хаоса и лабиринта, свою запрограммированную необозримость (мега-выставки). Аналогично и местоположение наблюдателя в экспозиции может быть строго предопределено или, напротив, делегировано зрителю. Ему может быть предложена роль фланера ищущего «профанных озарений» (В. Беньямин), как и методика «панорамного» рассредоточенного взгляда (Ж. П. Сартр). Традиционная выставка строится на диалектике созерцания и объективации, погружения и остранения (В. Шкловский). Монтажный принцип построения выставки – выставка как «каскад аттракционов», стимулирует объективацию (С. Эйзенштейн). Перформативные выставки, напротив, заменяют диалектику созерцания и объективацию, на непосредственный опыт и соучастие.

            Примеры: «Boarder Syndrom» (Manifesta 3, Любляна, 2001); «Солёная вода: теория мыслеформ» (14-я стамбульская биеннале, 2015); «Генеральная репетиция» (ММСИ, Москва, 2018) и др.

 

Практическое занятие

4 ак.часа

Масштабы и роли («оптическая машина»)

Тема 6

Выставка и политика эмоций

Лекция

4 ак. часа

Выставки как часть производства эмоций и чувств, как часть социальной терапии по управлению эмоциями. Современные выставки и неолиберальный тренд на индустрию досуга; активистские выставки как воспитание сострадания; рефлексивные выставки как «тренинг чувств». Современность отождествила эмоцию и движение (Дж. Бруно). Выставка как осязательный, тактильный опыт, как «опыт кинестезии» – передвижения в пространстве. Экспонирование эмоций и роль света! Современная выставка – белый куб versus черный куб (видео). Публичное пространство становится местом частного просмотра: «Публичная интимность тактильных экранных взаимодействий» (Дж. Бруно).

            Примеры: «Take Me (I Am Yours)» (Serpentine Gallery in 1995, «Information» ( МоМА, 1970), Третья Московская биеннале («Гараж», 2009) «Если бы наша консервная банка заговорила… Михаил Лифшиц и советские шестидесятые» («Гараж», 2018) и др.

 

Практическое занятие

4 ак.часа

Объекты управления (уровни целеполагания)

Тема 7

Опыты выставочной саморефлексии

Лекция

4 ак.часа

Амбивалентность выставки: она создает условное зрелище из условного материала искусства. Кураторские стратегии на вскрытие условности выставочного организма. Выставочная сценография как средство удвоения условности или «изображения изменения измерения» (Ф. Р. Анкерсмит). Реинактменты (новые инсценировки) выставок, т. е. выставки о выставках. Разрушение выставочного нарратива и эффект «возвышенного равнодушья» (Ф. Р. Анкерсмит). Тематизация выставками своей конечности. Автоэтнография куратора в выставочном проекте. Выставка как орнамент: «Орнамент – это воля к форме, через которую просвечивает душа жизни» (Г. Лукач).

            Примеры: «Когда отношения становятся формой» (Фонд Прада, Венеция, 2013), «Комната с видом: борьба между культурами, содержанием и художественным контекстом» (Лонгвудский художественный проект, Нью-Йорк, 1987), «Поврежденные товары: желание и экономика объекта» (Новый музей, Нью-Йорк, 1986) и др.

 

Практическое занятие

4 ак.часа

Поля рефлексии и оценка эффективности («учет успеха»)

 

Контакты

ask@universitas.ru