Конференция Тенденции развития образования. Кадры решают все?

Конференция Тенденции развития образования. Кадры решают все?

Тенденции развития образования.  Кадры решают все?

Москва, 20-21 февраля 2013 года


Дорогие друзья, коллеги!

В 2013 году мы будем проводить нашу десятую конференцию. На прошлой конференции мы анализировали разрывы в качестве получаемого образования для представителей различных слоев нашего общества и разного рода уязвимых групп населения, пути сокращения неравенства и выравнивания возможностей получения доступа к качественному образованию. Мы также обсуждали Стратегию-2020, ее основные цели и задачи. Понятно, что этих целей будет можно добиться только при условии, что их будут разделять представители педагогической общественности и другие заинтересованные лица. На 10-й конференции мы хотели бы обсудить проблемы кадрового обеспечения c позиции меняющейся роли учителя, новых компетенций, которые потребуются в образовании для того, чтобы мы могли подготовить будущее поколение к вызовам будущего и обеспечить возможности качественного образования для каждого учащегося. В последние десятилетия наше общество изменилось и продолжает меняться. Можно сказать, что глобальная цивилизация также претерпевает серьезные изменения. Как эти изменения могут повлиять на цели образования, как должны измениться способы подготовки педагогических кадров, роль и компетенции учителя? Во всем мире от учителей продолжают требовать “достижения недостижимых целей с помощью неадекватных средств. Самое удивительное, что иногда им это удается” (H.G.Ginot). Мы попробуем определить основные дефициты подготовки кадров на разных уровнях образовательной системы, разобраться в том, почему реформа педагогического образования до сих пор не состоялась и наметить задачи и пути запуска этой реформы.

В этот раз мы хотели бы существенно сократить пленарно-секционную часть работы конференции для того, чтобы расширить возможности проведения круглых столов, результатом работы которых могли бы быть конкретные рекомендации органам управления образованием. Поэтому программный комитет конференции оставляет за собой право отбора только тех заявок, которые будут содержать качественный анализ ситуации и конкретные предложения по ее изменению.

По договоренности с несколькими регионами России, в которых работает большое количество выпускников МВСШЭН, мы надеемся провести там конференции и семинары на ту же тематику, что позволит нам более глубоко проанализировать проблемы в области кадрового обеспечения. Конкретный список регионов, участвующих в сети таких конференций мы сообщим в следующем информационном письме


Итак, конференция будет состоять из:
  • Нескольких пленарных докладов, вводящих в широкий контекст обсуждаемых проблем
  • Серий круглых столов, на которых будет анализироваться ситуация и вырабатываться рекомендации по развитию кадрового обеспечения системы
  • Небольшого количества параллельных малых пленарных заседаний, на которых будут представлены результаты исследований по теме, дающих возможность развить дискуссию по обсуждаемым вопросам

Как мы предполагаем, темами пленарных докладов могли бы быть следующие:
  • Стратегии века. Какие новые компетенции, знания и умения будут востребованы в следующих десятилетиях?
  • Структура нового качества образования, адекватные технологии и кадры. Как должен измениться кадровый состав школ и университетов в 21 веке?
  • Какие компетентности понадобятся педагогу в 21 веке?
  • Что следует понимать под качеством педагогического образования? Что значит быть «грамотным учителем»?
  • Реинжиниринг образовательного учреждения. Кадровая структура. Какого рода специалисты нужны учреждениям образования, чтобы обеспечить качественные образовательные услуги каждому?
  • Регионализация подготовки педкадров – задачи, принципы, способы.


В ходе круглых столов и дискуссий на малых пленумах мы хотели обсудить следующие вопросы и предложить способы их решения с тем, чтобы усовершенствовать качество подготовки кадров:
1. Какого кадрового обеспечения потребует модернизация российской экономики и российского образования?
2. Что нам известно о сегодняшнем учителе?
3. Нужны ли новые стандарты подготовки учителя/ преподавателя/ воспитателя?
4. Как можно реорганизовать деятельность системы повышения квалификации, чтобы она отвечала на нужды учителя и школы?
5. Как обеспечить карьеру учителя в современных условиях? Нужна ли для этого новая квалификационная рамка? Какими должны быть требования к ее созданию?
6. Какие новые квалификации могут быть предложены педагогу, чтобы он полнее мог удовлетворить потребности разных групп учащихся?
7. Какими компетентностями должен обладать директор школы, руководители образования на разных уровнях системы?
8. Какие программы магистерской подготовки будут наиболее востребованы в ближайшие 10 лет?
9. Какого рода полевая практика нужна будущему педагогу?
10. Как можно сделать программы педагогического образования и подготовки подотчетными заказчику и обеспечить обратную связь с ним?
11. Что препятствует реформе педобразования?
12. Какого педагога можно назвать эффективным? Что главное в преподавании?
13. Какого рода рамка – рыночно или социально ориентированная должна быть избрана для подготовки кадров?

Вы можете выступить по любому из вышеперечисленных блоков тем, в результате обсуждения которых мы могли бы наметить векторы дальнейших исследований МВСШЭН, РАНХиГС, НИУ-ВШЭ и их партнеров, а также цели проектов, которые могли бы послужить решению обозначенных проблем.


Программный комитет конференции: Агранович М.Л., Болотов В.А., Вальдман И.А., Зиньковский К.В., Каспржак А.Г., Коган Е.Я., Косарецкий С.Г., Лебедев О.Е., Ленская Е.А., Митрофанов К.Г., Пинская М.А., Поливанова К.Н., Ушаков К.М., Фрумин И.Д., Хасан Б.И., Штурбина Н.А.
2260