Тенденции развития образования Качество образовательных результатов и образовательные реформы, способствующие его росту
15-17 февраля 2018, МоскваПятнадцатая конференция – это важная веха в истории Московской школы. И хотя в серии этих конференций неоднократно поднимались вопросы оценки качества образования, в этот раз хотелось бы посмотреть: какие тренды в развитии общества могут влиять на качество образования и что может способствовать его росту.
В России можно часто услышать, что общество устало от реформ образования. На бесконечные изменения жалуются и учителя, и родители, и даже руководители образовательных структур. При этом понятно, что образование не может не меняться, если меняется общество, поэтому жалобы скорее относятся к неясности замысла реформ и степени их пользы.
В связи с этим представляется полезным и интересным проанализировать прошедшие в последние десятилетия реформы - от замысла до воплощения - и попытаться обсудить, насколько и как они повлияли на результаты учащихся. Последнее не так легко сделать – ведь на образовательные результаты влияет целый спектр факторов, и выделить воздействие конкретного фактора не всегда удается. Наверное, это будет проще сделать, сравнивая, как те или иные стратегии и реформы проявили себя в разных условиях, в разных странах или в разных регионах. В последнее время об этом много пишут: ОЭСР в своих публикациях выделила основные тренды, влияющие на развитие образования в странах мира, исследования фонда Маккинзи зафиксировали направления развития образования, которые содействовали успеху тех или иных образовательных систем, в масштабном исследовании, которое провел Джон Хэтти, были проанализированы самые разные факторы, которые могут влиять на образовательные результаты.
Среди исследователей идут бурные дискуссии: качество образовательных результатов ими понимается по-разному и способы его оценки существенно отличаются друг от друга. Очень часто, принимая те или иные решения, политики руководствуются одной из точек зрения на вопрос, не учитывая других возможных взглядов. Поэтому, как нам показалось, было бы полезно продолжить эту дискуссию и обсудить преобразования, уже произошедшие в нашей стране и то, как, с помощью каких показателей оценивать их влияние.
В последнее время появилось много текстов, анализирующих советское наследие с разных точек зрения. Реформы, происходившие и происходящие в странах бывшего СССР, сейчас исследуют в Высшей школе экономики, нашего постоянного партнера по этой конференции. В Московской высшей школе проводится сравнительный анализ реформ в России и других странах мира.
Все это, на наш взгляд, дает интересный материал для дискуссий, результатом которых может стать:
более объемное представление о качестве образования в 21 веке, о его новых составляющих,
выбор направлений развития, перспективных для роста образовательных результатов и, пожалуй, самое важное,
образ новой системы оценки качества образования в дошкольных учреждениях и школах.
Как и на всех предыдущих конференциях хотелось бы не только дать слово докладчикам, но и организовать серию круглых столов - дискуссий, результатом которых могут стать рекомендации органам управления образованием, школам и дошкольным учреждениям. При отборе заявок на выступления будет отдаваться предпочтение тем из них, которые содержат исследовательские данные, результаты анализа замыслов и проектов, рекомендации и идеи изменений по результатам аналитических данных.
В этот раз планируется добавить в программу просмотр документальных фильмов, посвященных проблемам детства и школы. После просмотра их можно будет обсудить с экспертами и представителями съемочной группы. Они, как мы надеемся, дадут дополнительный материал для дискуссий на круглых столах.
Конференция, как обычно, будет состоять из:
- Нескольких пленарных докладов, посвященных ключевым проблемам конференции, которые, где это возможно, будут объединены в пленарные дискуссии (35-40 минут на каждый доклад).
- Серии круглых столов, на которых будем обсуждать различные подходы к оценке качества образования и качества его результатов, виды и результаты различных образовательных реформ и требования к ним, проблемы создания национальной системы оценки качества образования (выступления длиной не более 7 минут).
- Серии параллельных малых пленумов, на которых будут обсуждаться некоторые результаты исследований по обсуждаемым темам (длительность каждого доклада не более 25 минут).
Для пленарных докладов мы хотели бы предложить следующие темы:
- Основные тенденции развития общества, которые оказывают существенное влияние на развитие образования, и виды образовательных реформ.
- Национальные системы оценки качества образования и их основные характеристики.
- Качество образования и качество образовательных реформ.
- Что в наибольшей степени влияет на качество образовательных результатов и как мы можем об этом судить.
Для обсуждения на круглых столах и малых пленумах предлагаются следующие темы (точный их список будет определен до конца января и будет зависеть от степени заинтересованности участников):
- Как изменилась стратегия и проблематика образовательных реформ в России и в мире за последние десятилетия?
- Низкие образовательные результаты школ, их основные причины и способы их выравнивания
- Что считать качественными результатами дошкольного образования?
- Почему страны так мало вкладывают в развитие дошкольного образования?
- Как меняется политика в области дополнительного образования?
- Как измерить качество образовательной реформы?
- Национальные мониторинги и основные признаки их эффективности
- Кадровые реформы и показатели их успешности
- Финансовые реформы и их результаты в России и в мире?
- Равенство образовательных возможностей и качество образования: как разрешить это противоречие?
- Стоит ли заимствовать преобразования у других образовательных систем и как добиваться эффективности при трансляции?
- Возможна ли реставрация лучших примет советской образовательной системы?
- Школьное и дошкольное образование: возможна ли взаимооценка?
- Реформы сверху и реформы снизу - что нужно сейчас?
- Официальная и независимая система оценки качества: в чем предназначение каждой из систем?
Вы можете выступить по любому из вышеперечисленных блоков тем, в результате обсуждения которых мы могли бы наметить векторы дальнейших исследований МВСШЭН, РАНХиГС, НИУ ВШЭ и их партнеров, а также цели проектов, которые могли бы послужить решению обозначенных проблем.
Программный комитет конференции: Абанкина И.В., Болотов В.А., Бысик Н.В., Коган Е.Я., Косарецкий С.Г., Лебедев О.Е., Ленская Е.А., Миронов Е.В., Митрофанов К.Г., Назаров М.Н., Пинская М.А., Поливанова К.Н., Реморенко И.М., Тюрина Н.В., Ушаков К.М., Фрумин И.Д., Хасан Б.И., Шаулин В.Н., Юдина Е.Г, Майкл Барбер, Дэвид Хокер.
Материалы конференции
- Открытие конференции и первое пленарное заседание
- Значение национальных и международных мониторингов
- Возможна ли реставрация лучших примет советской образовательной системы?
- Второе пленарное заседание
- Насколько эффективны национальные мониторинги для управления развитием системы российского образования (на федеральном и региональном уровнях)
- Третье пленарное заседание
- Эффективность национальных мониторингов для управления системой образования на региональном уровне
- Четвертое пленарное заседание
- Управление образовательными системами и качество образования
- Можно ли скопировать успех - как устроены зарубежные реформы?
- Высшее образование: особенности обучения, оценка знаний студентов, роль преподавателей
- Кадровые реформы и рынок труда
- Пятое пленарное заседание и закрытие конференции
Презентации выступающих