"Главное в финском образовании - в нем нет унижения": интервью с Еленой Ленской

08.02.2016

Последние годы Финляндия считается мировым лидером в школьном и дошкольном образовании. О том, благодаря чему это происходит, как готовят учителей и чему учат в финских школах, мы поговорили с деканом факультета Менеджмент в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Еленой Анатольевной Ленской.

1-D04A9128.jpg

- Известно, что Финляндия занимает высокие позиции в рейтингах образования. Благодаря чему это происходит?

Первый успех финнов в сравнительных исследованиях PISA был зафиксирован еще в 2001 году, с тех пор эти исследования повторяются каждые три года, и финны всегда занимали в них лидирующие позиции, только в последнем цикле немного уступили нескольким странам, но результаты финских школьников по-прежнему высокие.

Что такое PISA? Это исследование, которое проверяет, насколько пятнадцатилетние школьники могут в жизненных ситуациях применять те знания, которые они получили в ходе изучения учебных дисциплин. Ведь у нас как бывает: после урока русского языка закрывается дверь и дальше можно делать ошибки, и на это чаще всего учителя других предметов не особенно обращают внимание. PISA как раз смотрит на то, как знания живут за пределами того урока, на котором ты их получил. Например, если дается задача по физике, как правило, проверяется то, как ты пользуешься математическим аппаратом, причем задание дается таким, какое оно бывает в жизни, когда ты не знаешь, какие условия тебе пригодятся, а какие нет – надо выбрать, какие из них важны. Как выяснилось, наши дети умеют это делать гораздо хуже финских, потому что у финнов сама программа устроена так, чтобы дети постоянно применяли свои знания в жизненных ситуациях. Финны говорят: «Мы готовим детей к жизни, а не к экзаменам». На мой взгляд, это очень важно.

Исследование PISA проходит уже 15 лет, но наши педагоги о ее результатах почти ничего не знают. Каждый финский педагог может сказать, как в этом году выступили финны, что из этого следует и на что нужно обратить внимание. Казалось бы, им можно расслабиться и почивать на лаврах, ведь они лидеры, но этого не происходит. Хотелось бы, чтобы и мы уделяли больше внимания результатам тех исследований, за которые мы, помимо всего прочего, платим немалые деньги, и чтобы от них была польза не только ученым, но и педагогам-практикам.

Финны сами не ожидали, что их результаты будут такими успешными. Сейчас в Финляндию потянулись ученые и педагоги из всех стран. Стоит приехать в любой финский университет, там обязательно будет делегация из Германии или близлежащих скандинавских стран. В последний раз в Университете Тампере я встретила делегацию из Словении. Германия даже в качестве национального приоритета выдвинула изучение того, что делают финны, чтобы перенести это в свою практику.

1 .jpg

- Так почему же финны так успешны?

Многие считают, что главный залог успеха - в подготовке учителей. Если у нас в педвузы часто попадают далеко не лучшие выпускники школ, которые сами не очень успешно сдают ЕГЭ по базовым предметам, то у финнов это невозможно, у них очень много барьеров на пути к тому, чтобы стать учителем. Абитуриент должен доказать, что он умеет работать с детьми, причем не просто рассказать об этом, а представить так называемый портфель своих достижений: где, когда он работал с детьми и какие были отзывы об этой работе. Могут быть задачи на психологическую готовность учителя к работе в школе. Самое главное, что даже успешно обучившись в педагогическом вузе, человек обязательно проходит стажировку в школе, после которой его могут на работу в эту школу не взять. Зато когда учитель начинает работать, его не мучают бесконечными бумагами и отчетами, ему доверяют, а он доверяет детям. Это отдельная история.

- Как выражается это доверие?

Я видела ситуацию, которая в нашей школе вряд ли возможна. Учитель учил детей-первоклассников географической карте. Сначала они наблюдали проекцию предметов и определяли, что нарисовано на бумаге из того, что они видят вокруг. Потом им предложили картинку аэрофотосъемки, на которой им нужно было найти свою школу и те объекты, которые ее окружают, потом им показали карту той же местности и они определяли, что на ней изображено.. После этого они вышли во двор, где с помощью карты искали спрятанные предметы. Наконец, последнее задание – найти дорогу к дому своего одноклассника по карте, им нарисованной.. Они шли в группах, не по одиночке. Когда я узнала об этом, я спросила: «Как же так, ведь на дорогах машины?», на что мне ответили: «Раз они пришли в школу сами, смогут дойти обратно, никаких проблем». И такое доверие к ребенку на каждом шагу. Например, в детских садиках все кабинки в туалете запираются. Если что-то случилось, преподаватель может заглянуть сверху и увидеть, что случилось. Но privacy, как это называют англичане, соблюдается железно с ранних лет. Мне говорили: «Дома запираются, значит и здесь смогут запереться и отпереться. Тем более, что здесь гораздо больше взрослых, которые могут прийти на помощь в случае чего». Такие примеры там на каждом шагу.

Учителя должны уметь все и немного больше, чем то, чему они хотят научить детей. У нас в программах сейчас появляются важные задачи, например, учить детей критическому мышлению. Но мы не учили этому учителей, поэтому вряд ли все они смогут хорошо научить этому своих учеников. У финнов этот принцип соблюдается железно. Учителей учат всем тем полезным навыкам, которым они должны научить детей.

2.jpg

Еще один залог успеха в том, что финское образование - это государственный приоритет. В системе образования все равны и всем должны предоставляться одинаково качественные услуги: не всегда одинаковые, но одинаково качественные. Все услуги бесплатные. Учебники, проезд, «продленка», еда в школе – все бесплатно. При этом бывают случаи, когда детей нужно оставить в школе или детском саду на ночь, в этом случае родитель должен будет заплатить небольшую сумму (существует «потолок», выше которого он платить не станет), и будет обязательно осуществлена проверка, действительно ли родителю нужно, чтобы его ребенок находился ночью в школе (бывает, что предстоит дальняя дорога или родители работают в ночную смену, а живут далеко от школы).

В принципе, пока ребенок маленький, приоритет отдается родительскому воспитанию. Дошкольное образование не обязательно. По факту больше 80 процентов детей 3-6 летних детей ходит в детский сад, и практически 100 процентов детей в возрасте 6 лет ходит в сад, когда начинается серьезная подготовка к школе. Но пока ребенку не исполнится 3 года, он чаще всего находится дома, но родители получают постоянную поддержку от государства. Когда рождается ребенок, семье выдается три книги: одна книга – маме, одна – папе, одна, которую нужно читать вместе с ребенком. Чаще всего молодые родители очень волнуются по поводу того, правильно ли развивается их ребенок, все ли они делают. Есть специальные центры поддержки семьи, куда приходят родители. Там есть брошюры, в которых описано, что примерно должен уметь ребенок, которому 2 или 3 года. При этом все понимают, что дети развиваются по-разному. Если родитель скажет: «Как же так, у моего ребенка еще не выросло 4 зуба, а написано, что должно быть 4», ему говорят: «Нет, не должно быть. У большинства детей в этом возрасте должно быть 4 зуба. Если у вас два, не переживайте, остальные тоже в конце концов вырастут». Но самое главное, что происходит в этих центрах – там просто встречаются родители детей примерно одного возраста. Они обсуждают, у кого что происходит. Очень часто они успокаиваются, когда понимают, что у многих из них есть похожие проблемы. Если их начинает волновать что-то действительное серьезное, есть консультант, которого они могут попросить о помощи. Это больше всего похоже именно на клуб, родительский клуб. Кроме того, пока ребенок растет в семье, его обязательно навещает специалист, который проверяет нормально ли развивается ребенок и подсказывает родителям, как можно облегчить и ускорить его развитие.

- Если вернуться к вопросу подготовки учителей, как финнам удалось сделать профессию учителя престижной? Как удается сделать так, чтобы выпускники хотели работать в школе?

Многие считают, что причина в том, что в финских школах высокие зарплаты. Мы специально сравнивали: в Европе есть страны с гораздо более высокими зарплатами, финны здесь не так уж сильно выделяются. В момент, когда молодой учитель приходит в школу, он сразу получает зарплату, достаточную для более или менее комфортной жизни, она чуть выше, чем средняя по экономике. Потом эта зарплата растет очень незначительно. Сказать, что там огромные зарплаты, никак нельзя. Скорее, здесь дело именно в том, что стать учителем трудно и поэтому престижно.

Когда на пути стоят барьеры, которые нужно преодолеть, это уже само по себе способствует престижу. Кроме того, человек, добившийся того, что его берут на должность учителя, живет в гораздо более комфортной обстановке чем во многих других странах. Нет вала бумажной отчетности, нет бесконечных проверок, нет тестов. Есть мониторинги, но они не имеют никаких последствий для конкретного учителя, просто дают ему информацию. Это делается с диагностической целью, чтобы выяснить ситуацию и выявить проблемы, на которые конкретной школе, и всей системе следует обратить внимание.

3.jpg

- Как реализуется принцип равенства в школах и детских садах?

До 7 класса ( а раньше до 9го)программа везде для всех одинаковая, она очень насыщенная: там, например, с 3 класса два иностранных языка и язык преподается очень хорошо. Дети к концу начальной школы уже свободно объясняются. Один язык обязательно английский, второй - по выбору (раньше вторым обязательно был шведский). Очень много творческих предметов, где ребенок может самовыражаться. В каждом классе стоит пианино, практически любой учитель начальной школы на нем умеет играть. Это не вменяется в обязанность, ведь бывают люди начисто лишенные слуха, хотя это и лечится. Но подавляющее большинство учителей используют пианино по назначению. Дети учатся играть на инструментах, как правило каждый умеет играть на каких-нибудь двух.

Очень популярен курс драмы, когда ребенок действительно может проиграть самые разные ситуации. Фактически это преддверие театра, и это тоже способствует раскрепощению ребенка в школе, потому что у нас, на мой взгляд, программа перенасыщена серьезными предметами, а финны считают, что обучение должно доставлять удовольствие. Это тоже один из важных принципов.

Когда-то на меня огромное впечатление произвели слова датского министра образования, который в ответ на вопрос: «Что вы собираетесь делать, ведь ваши результаты по PISA гораздо ниже финских, вы еле вошли во вторую десятку», он сказал: «Да ничего, для нас главное, чтобы ребенок получал удовольствие от учебы, если это происходит, он будет учиться и дальше. А если мы начнем его принуждать гнаться за результатами, то желание учиться пропадет очень быстро».

2784-supperi_um_koulu_831_264_900-550px-jpg.jpg

Равенство не означает, что всех учат одинаково. Ребенок, который учится слабее других, обязательно получит помощь дополнительного учителя (у всех учителей есть помощники), который составит для него специальную программу, чтобы компенсировать тот разрыв, который у него есть с его одноклассниками. Если у ребенка отклонения в развитии, он будет учиться в той же школе, где все остальные дети, на каких-то занятиях его, может быть, будут сажать отдельно, чтобы заниматься с ним индивидуально. Но везде, где можно, он будет вместе со своими сверстниками. Когда-то в детском саду я наблюдала поразительную картину для нас: огромный зал, где сидят три ребенка и с ними два учителя. Это дети с проблемами опорно-двигательного аппарата, их реабилитируют два педагога. В этом проявляется индивидуализация. Все, что ты не можешь компенсировать самостоятельно, ты компенсируешь с помощью специальной программы.

У нас очень любят говорить про то, как нужно учить одаренных. В Финляндии вы редко про это услышите, есть люди, которые этим занимаются, но это не приоритет государственной политики. Приоритет государственной политики - чтобы все дети достигли определенного уровня образования. Потому что, как говорят не только финны, те дети, которые успевают очень хорошо, – это уже не достояние данной страны, это достояние мира. Они могут поехать туда, где им будет комфортнее работать и продолжать учиться, а все, кого мы не доучили, останутся с нами и общество будет вынуждено оказывать им социальную помощь. Финны обращают особое внимание на то, чтобы все дети добивались определенных успехов. Те из них, кто после начальной и первой ступени первой школы не стремится получать академическую подготовку, ищет для себя другую профессию, они, как правило, будут продолжать учиться уже в профессиональном училище. Сейчас финны все больше устраивают «мостики и переходы» на случай, если вдруг человек, поучившись в профессиональном колледже, захочет получить академическую подготовку. Ему предлагается компенсаторный курс, после которого он может перейти на университетское обучение.

4_2.jpg

 В Финляндии не так много детей-мигрантов, как в других европейских странах, но все-таки достаточно, и многие их них из России, поэтому мы знаем со слов родителей, которые обучают там детей, какие услуги им предлагаются.

Если дети, не знающие финского языка, приходят в школу, их стараются объединить в один класс, где будут и другие дети, но в основном будут те, кто не владеет финским языком. Их будут учить понимать содержание разных предметов. Как правило, через полгода, а иногда даже раньше, их уже пересаживают в обычную группу.

- В России разрыв в качестве подготовки среди школьников компенсируют за счет репетиторов. Существует ли такая практика в Финляндии?

Насколько мне удалось выяснить, в Финляндии институт репетиторства отсутствует начисто, его просто нет. Мало того, они и родителей не поощряют к тому, чтобы они занимались собственными детьми. Когда финские родители пытаются делать домашнее задание вместе с ребенком, им говорят: «Знаете, сводите детей в театр, в музей, сходите с ними в лес, а уроки – это наше дело, мы будем этим заниматься».

Если ребенку нужна помощь, ему ее окажут, если он хочет что-то дополнительно изучать – в школе есть много кружков и курсов, куда он может пойти. С частным образованием там интересная политика. Частных школ очень мало, это либо религиозные школы, либо школы, работающие в рамках определенной образовательной философии, например, вальдорфские школы, школа Френе и так далее. Чтобы открыть частную школу, нужно получить разрешение государственного совета, то есть это очень серьезное решение, школа должна доказать, почему она хочет своих детей обучать иначе, в чем будет польза. Частные школы тоже не берут ни копейки за образование. Если вы подвижники, если вы хотите предложить детям что-то особенное - пожалуйста, делайте это, и вы будете финансироваться так же, как все остальные школы, но получите право на преподавание чего-то дополнительного.

5.jpg

- А как детей готовят к школе?

- Мне кажется, что одна из причин, почему финны такие успешные, помимо всех, которые я назвала, - это как раз их дошкольное воспитание. Потому что, как я сказала, все-таки, несмотря на приоритет семьи, большинство детей проходит дошкольное образование в саду. И финны считают, что дошкольное детство – это не подготовка к жизни, а это и есть жизнь. Поэтому нужно, чтобы эту жизнь ребенок проживал полноценно. И полноценность проживания этой жизни заключается в том,что дети занимаются деятельностью, которая ведущая в этом возрасте , а это игра. Но не та игра, которую часто предлагают не очень сведущие педагоги, которые считают, что если они детей поставили в кружок и стали бросать им мячик по очереди, то вот, дети поиграли. Нет,настоящая игра, подходящая для этого возраста, это игра спонтанная. Мы все, когда были маленькими, играли в куклы, дочки-матери, войнушку, больницу, школу, распределяли роли., договаривались. В такую игру взрослым не нужно вмешиваться, на нее нужно просто дать ребенку время, чтобы разбудить его воображение,реализовать его творческий потенциал и т.д. Я посмотрела на расписание в нескольких финских детских садах. У нас часто считается хорошим расписание, которое напичкано до предела разного рода занятиями: “так, дети, встали, построились, перешли”. У финнов вся вторая половина дня в детском садике, - это свободная игра ребенка.

6_2.jpg

В помещении детского садика перегородок практически нет, дети всех возрастов играют вместе, игрушки все общие, всё общее. Игрушки, кстати, совсем простенькие - деревянные куклы , домики, машинки - детям надо дать простор для воображения и додумывания. Воспитатели есть, но они не вмешиваются в игру детей, если только не возникла бурная ссора и надо помочь погасить конфликт. Но и в этом случае, они попытаются сделать так, чтобы дети конфликт разрешили сами, для этого их вооружают разными приемами. Главная задача финского детского садика – воспитывать инициативное поведение. Опять таки: финны же не к экзаменам готовят детей, а к жизни. В жизни успешными бывают не отличники, как мы хорошо знаем, а люди, которые хорошо владеют коммуникативными навыками, которые могут настоять на своем, могут заявить свои приоритеты. Вот этому детей и учат. Застенчивому ребенку, который, например, стесняется сказать, что ему нужно, воспитатель будет специально подталкивать к тому, чтобы он сам оформил свое желание, чтобы он как-то об этом заявил, чтобы он в каких-то случаях настоял на своем.

Вот сейчас на нашем факультете (“Менеджмент в сфере образования”) есть программа для директоров детских садов и других детских учреждений. Мы стараемся людей готовить к тому, чтобы они могли в своих детских садах тоже эти приоритеты выстраивать так, как этим занимаются в Финляндии.

- Почему так важна игра?

Это связано с творческим потенциалом. Потому что у ребенка, который не играл, плохо развито воображение, он не может поставить себя на место другого. А это значит, что ребенок не будет способен к сопереживанию, к милосердию, поскольку он не может увидеть себя со стороны. Игра и ранняя творческая деятельность этому очень активно содействуют.

В Финляндии, так же, как и у нас, увлекаются детскими проектами. Когда я последний раз была в университете Савонлинны, первые, кого я там встретила – это, ну вот просто мелкий горох - деток совсем маленьких, которые пришли в университет. Спрашиваю: «Зачем вы, дети, пришли в университет?». Доклады делать они пришли.

- Какие доклады?

– Они занимались исследованиями. Как они занимались исследованиями: детей спросили, и большинство из них сказало, что им интересно выяснить, кто живет в камнях. Там огромное количество валунов везде валяется, поэтому жизнь внутри камней, видимо, многих детей интересует. Им сказали: «Отлично, дети!», дали им всевозможные условия, для того, чтобы они могли изучать жизнь в камнях. Они делали какие-то зарисовки, они даже что-то фотографировали, что-то они где-то смотрели, какие-то книжки про насекомых, которые живут в камнях, находили картинки там… И делали доклады. 4-х летний ребенок делал доклад про то, кого он обнаружил в камнях.

- В университете?

- В университете, да, да, да. В присутствии, между прочим, университетского штата, так что детей слушали как взрослых, абсолютно. Не делали никаких скидок на то, что это маленькие дети. Понятно, что доклады были не длинными, но, тем не менее.

7.jpg

- Чем отличается финский подход к подготовке к школе от российского?

У нас некоторые считают, что подготовка к школе – это посадить детей за парту, научить их поднимать руку, научить их читать, считать, писать. Вот тогда ребенок будет хорошо готов к школе. В Финляндии практически никто не занимается специально такими вот занятиями по чтению, счету и так далее. Но у детей масса ситуаций, когда им требуется что-то написать. Сначала, свое имя на шкафчике, например. Потом им требуется, например, повесить какой-то свой значок на тот вид занятия, которым они хотят в ближайшее время позаниматься. А там словами написано. Поэтому надо как-то все-таки прочесть. Меня поразила ситуация: мы пришли в садик, а дети как раз раздевались, и им говорят: “Пока раздеваются дети, которым труднее это сделать, остальные могут почитать”. В секунду все дети оказались с книжками. Все! Кто как: кто-то сам сидит читает, видимо, уже умеет, кто-то разложил большую книжку и они втроем или вчетвером кого-то там находят, видимо тех, кто живет в камнях. Все максимально использовали это время.

2870-satusoppi3_b-jpg.jpg

Еще интересный момент по поводу доверия детям. Начиная примерно с четырехлетнего возраста, дети в садике уже не обязаны спать вовсе. То есть, если захотят, то есть место, где они могут это сделать (чаще всего это просто тюфячки, на полу лежащие). Ребенок уставший падает на этот тюфячок и спит. Для маленьких детей там кроватки, которые, как правило, не занимают места, потому что они выкидываются из стены и только на это время становятся кроватями, а так это свободное пространство, где дети опять же играют. Для совсем крошечных есть складные кроватки или с решеточками, но это для совсем маленьких. Таких, как правило, там очень мало. Никто не заставляет детей есть то, чего они не хотят. Предполагается, что ребенок сам знает, когда ему нужно поспать и что ему нужно поесть. Всегда есть какой-нибудь перекус: если ребенок не доел вдруг во время обеда, то он может в определенном месте взять яблочко или сухофрукты и пожевать, если проголодался. Но никто не будет его насильно заставлять: «Ешь кашу, обязательно ешь!».

Вообще, главное, что я хотела бы сказать про финское образование, - в нем нет унижения. Вот полностью ребенок свободен от унижения, которое, к сожалению, у нас в школах, вплоть до старших классов присутствует. У нас считается, что ребенка обязательно надо ругать, потому что иначе стимула не будет расти и бороться. В Финляндии это абсолютно недопустимо. Кстати, интересно, что там не приветствуется, и когда у учителей есть любимчики. Это считается признаком непрофессионализма. Как только ты кого-то выделил – это тебе не в плюс. Остальные дети могут обидеться, расстроиться и т.д. никого нельзя ни дискриминировать, ни выделять.

Да, про книжки еще, про чтение, и про то, как дети учатся. Книжки – часть обстановки, они везде есть. Рядом с книгами часто наклеены какие-то вопросы интересные, ответ на которые есть вот в этой книжке. Ну, и ребенок, который прочитал вопрос, чаще всего, полезет и начнет искать ответ в книге.

Очень важно еще про оценки, пожалуй. Понятно, что в саду их нет вовсе. Но и в школах до 3 класса не оценивают, а потом до 7 класса, таких оценок как у нас (2, 3 и т.д.) нет. Учитель может сказать “хорошо”, “не очень хорошо получилось”, “здорово получилось” и т.д., но не более того. И родители как-то с этим справляются. А у нас, кстати, больше всего жалуются на отсутствие отметок именно родители, потому что они не понимают, как же им тогда узнать, как их ребенок успевает или не успевает. И, несмотря на то, что наша программа, тоже настаивает на том, что не надо, по крайней мере, в первых двух классах, детей оценивать, все равно оценивают.

1-D04A9119.jpg

- Как устроено дополнительное образование в Финляндии?

- Например, музыкальное образование предоставляется в школе. Вот есть обязательные музыкальные уроки, на которые дети ходят, а есть множество клубов. Они работают, как и у нас, после занятий или на продленке, которая тоже бесплатная , и все кружки в школе бесплатные. Дети выбирают, какие инструменты они будут осваивать или идут в хор или еще куда-то. Есть специальные научные кружки и курсы для старшеклассников, но они тоже практически бесплатные, то есть, отдать туда ребенка никакого труда не составляет.

А еще я расскажу про лес. В Финляндии очень верят в то, что детей надо воспитывать на природе. Природы там много, и она богатая, но при этом, достаточно суровая. Тем не менее, есть, так называемые, лесные школы, куда детишек, уже в конце начальной школы и старшеклассников отдают на достаточно длительный период. Они могут на выходные приезжать домой, но пока они в лесной школе, у них нет ни мобильников, ни планшетов, ни каких-нибудь других гаджетов. Они сами готовят себе еду. Они что-то там ищут в этом самом лесу и заготавливают. Они готовят так, как готовили когда-то на печи,которую топят дровами, они гладят вещи чуть ли не утюгом с углями. То есть, они осваивают уровень жизни без цивилизации. Зачем? – ну, на случай техногенных катастроф всегда пригодится. Кроме того, они должны понимать, как тяжело далась эта вся цивилизация и что было до нее. Дети очень любят лес и жизнь в лесу. И, кстати, в лесу гуляют абсолютно все дети, начиная с крошек. Никто не боится, что ребенок потеряется или что-то случится. Группы в детских садах, кстати, небольшие. Это тоже условие работы финского педагога. Небольшие классы и совсем небольшие группы: на 12 детей в садике обычно приходится 3 взрослых, причем одновременно находящихся в помещении. В школе на 20 учеников обычно есть учитель и помощник. Считается, что это тоже одно из условий успеха, хотя не везде так. Страна Люксембург решила, например, что она вырвется вперед за счет того, что будет делать очень маленькие классы. 15 лет там классы все уменьшают и уменьшают, а результаты все хуже. Потому что очень важно не только работать в режиме “учитель-ученик”, но и научить детей работать в группах. Не случайно работа в группах считается одним из ключевых умений, которые особенно ценят работодатели.. И этому во многих школах специально учат. А те, кто снижает количество детей, приходящихся на одного учителя до минимума, чаще всего заменяют уроки лекциями, считая, что в маленьком классе уж точно до каждого дойдет. Не получается.

2783-school10_b-jpg.jpg

- В России есть тенденция ко всеобщему высшему образованию, все стремятся получить высшее образование. Как с этим обстоит дело в Финляндии?

- Нет, там не ставят такой задачи, хотя там достаточно большая доля людей, которые получили высшее образование. Но финны понимают, что если все будут получать высшее образование, то некоторые профессии, пока еще актуальные, просто некем будет заполнить. Роботы далеко не во всем могут заменить людей. Но и у нас об этом много спорят. В некоторых странах Азии (в Японии, например), решили, что они будут стремиться к всеобщему высшему образованию, но при этом честно говорят, что люди, закончившие университеты, не все получат работу по специальности. Мы, просто, - говорят японцы, считаем, что человек, который работает на производстве даже не требующей высшей квалификации, будет работать лучше, если у него более высокий уровень образования. Думаю, мы тоже пойдем по этому пути. Только важно, чтобы наши выпускники действительно получали высшее образование, а не только диплом.

- 18-19 февраля в Московской высшей школе социальных и экономических наук пройдет конференция “Тенденция развития образования”. Какие вопросы будут обсуждаться на конференции?

- Конференция будет посвящена профессиональному росту учителя и его карьере. Как и в прошлый раз, мы будем говорить и о школьном, и о дошкольном образовании.

Нам кажется важным обсудить те изменения в работе по развитию учительских и управленческих е кадров, которые привели к позитивным изменениям в качестве образования в других странах, подумать о том, как можно использовать потенциал действующих учителей и дошкольных педагогов и что можно предпринять, чтобы подключить лучших из них к преподаванию, познакомиться с успешными альтернативными программами подготовки и переподготовки и обсудить их потенциал, а также поставить вопрос о качестве подготовки тех, кто сегодня работает в системе подготовки и повышения квалификации школьных и дошкольных педагогов.

В этом году мы получили уже очень много заявок. Поэтому вынуждены проводить серьезный отбор участников. Зарегистрироваться еще можно на сайте МВШСЭН. В дни конференции будет организована прямая трансляция. Мы будем рады видеть в числе участников или зрителей конференции всех, кому не безразличны проблемы качества образования.

Подробнее о факультете "Менеджмент в сфере образования"



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1