ИсторияОснователь и президент Московской высшей школы социальных и эконоических наук Теодор Шанин - об истории возникновения Школы:
Московская Школа была задумана и начинала свою деятельность в начале 90-х годов, в период, когда в России, впервые за многие десятилетия, стало возможным появление чего-то нового в системе образования: иного по содержанию, иного по форме, по методам работы. Основной задачей Школы в этот период — ее миссией — было создание на российской почве университета, который бы по всем основным характеристикам был сопоставим с лучшими университетами мира. С одной стороны, это было признано необходимым для предотвращения оттока талантливой молодежи на Запад, а с другой — предпринималась попытка доказать, что в России нет фундаментальных препятствий для того, чтобы здесь успешно работала модель высшего образования, признанная эффективной в других странах мира. Одновременно с решением двух первых задач, Московская Школа позиционировала себя тем самым и как работающую модель такого университета, как экспериментальную площадку для апробации и внедрения инноваций в высшем образовании. Основополагающая идея Московской Школы того периода — "органичная интеграция лучших черт российской высшей школы и западного высшего образования" потребовала для своей реализации тщательного и скрупулезного отбора этих "черт", с тем, чтобы они, во-первых, действительно сочетались между собой, а, во-вторых — дополняли друг друга и работали на общую цель: наилучшим образом, с использованием наиболее эффективных методов обучения и само–учения студентов формировать новый интеллектуальный потенциал для реформирующейся страны. Для реализации этой идеи были отобраны и обучены в ведущих западных университетах лучшие российские преподаватели–гуманитарии, которых тогда можно было найти, создана академическая библиотека, которая и сейчас остается, во многом, уникальным примером того, как может работать в российском университете по-западному устроенная библиотека, разработаны учебные планы и программы, которые затем были признаны и аккредитованы как британскими университетами, так и Министе6рством образования Российской Федерации.
Второй стратегической задачей деятельности Московской Школы изначально была и до сегодняшнего дня является поддержка и развитие социальных и гуманитарных наук и фундаментального образования, что было крайне сложно в начале работы Школы, поскольку тогда сфера социальных наук была полностью заброшена, и что очень непросто делать и сейчас, в условиях нарастающей коммерциализации высшего образования в стране. Одновременно решалась задача изменения содержания гуманитарного образования, которое к моменту начала работы Школы еще было либо сильно политизировано, либо искажено предыдущим опытом. Социология (как наука об обществе, а не как сугубо прикладная дисциплина), теория политической науки, основы социальной работы, правоведение (как правопонимание, как формирование юридического мышления) — вот те дисциплины, которые преподаются в Московской Школе с начала ее основания. Удерживать такие "некоммерческие" факультеты на протяжении девяти лет Школе удается за счет целенаправленных усилий по привлечению спонсорских средств от международных благотворительных фондов и организаций, способствующих развитию российского образования. В их числе: программа ТАСИС, Фонд Форда, Всемирный Банк, Леверхулм Траст. В последние годы к числу организаций, поддерживающих Московскую Школу, начали присоединяться и российские спонсоры: Министерство Образования Российской Федерации (посредством финансирования научных исследований Школы), Национальный фонд подготовки кадров. По всем прогнозам, этот элемент стратегии Московской Школы всегда будет нуждаться в финансовой поддержке со стороны российских и международных благотворительных организаций, поскольку рынок сегодня, в основном, сориентирован на поддержку бизнес–образования. В то время, как часть факультетов программ могут стать устойчивыми и финансово независимыми, ряд других всегда будет требовать помощи от спонсоров. Третьим элементом стратегии Школы было и остается обеспечение максимального доступа к ее образовательным программам для представителей регионов России и стран бывшего Советского Союза, для которых программы такого рода недоступны в их регионах и республиках. Для реализации этой цели был осуществлен целенаправленный поиск средств, которые могли бы быть использованы как стипендии для слушателей–немосквичей. Это удалось сделать, и, начиная со второго учебного года, в Московской Школе слушатели из российской провинции и представители стран ближнего зарубежья стабильно составляют от половины до двух третей от общего числа слушателей. Наконец, еще одним важнейшим направлением деятельности Московской Школы является возвращение науки в высшую школу. Одним из непременных условий работы преподавателей и студентов является их полноценная научная деятельность: преподаватели, одновременно с учебным процессом, должны вести исследовательские проекты, публиковаться, участвовать в международных научных форумах, а студенты — участвовать в научных проектах Школы, вести собственные проекты при поддержке Школы, готовить магистерские диссертации. На сегодняшний день одним из наиболее важных элементов стратегии Школы — тем направлением, на котором сосредоточены основные усилия всех сотрудников и преподавателей является деятельность Московской Школы в качестве модели, своего рода, "полигона" для отработки того нового, что может быть в дальнейшем использовано в высшем образовании России. Московская Школа является "пионерской", внедренческой структурой для организационных и содержательных инноваций, которые могут обогатить российское высшее образование. К числу инноваций, которые Школа сегодня отрабатывает на своем примере, следует отнести, в первую очередь, следующие:
|