Методические материалы

Методические материалы по курсу "Современный менеджмент" (pdf)


Список учебников, учебных и учебно-методических пособий, написанных преподавателями факультета практической психологии Шанинки:


1005735986.jpgПрофессор факультета практической психологии Николай Веракса вошел в авторский коллектив учебника «Педагогика и психология», который рекомендован Минобрнауки РФ для студентов вузов, обучающимся по гуманитарным направлениям и специальностям. Учебник вышел в свет в издательстве «Юрайт» в 2017 году.

В нем рассматриваются основные вопросы психологии и педагогики: психология личности, малых групп общения, конфликтных отношений, психологические проблемы адаптации специалиста, теоретико-методологические основы педагогики, воспитание и обучение в педагогическом процессе, поддержание психического здоровья, регулирование межличностных отношений. Особое место занимает педагогика и психология профессиональной деятельности. После каждой главы приведены вопросы и задания для самоконтроля, которые помогут студентам лучше усвоить теоретический материал.





0_11290101.jpg
Н.Е. Веракса «Социальная психология дошкольника» (Издательство «Мозаика-синтез»). 

Книга посвящена актуальным вопросам социальной психологии детства. В издании рассматриваются развитие личности ребенка в социальном контексте, особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве, общения ребенка со сверстниками и взрослыми, методы изучения социальных особенностей детского развития. Особый акцент делается на современных исследованиях в детской социальной психологии. Книга написана в соавторстве с А.Н. Веракса и Т.А. Репиной.
Книга будет полезна студентам, аспирантам и специалистам в области психологии и педагогики, а также всем, кто интересуется вопросами детского развития.

Veraksa4.jpg

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология. Учебник

Издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии, ориентированного на изучение предмета через освоение психологических концепций, каждая из которых по-своему рассматривает процесс становления психики ребенка. В данной книге содержательно представлены двадцать базовых теорий детского развития. Особое внимание уделено анализу экспериментальных данных, применению теории в обучении детей, месту теории в системе общего психологического знания. Учебник позволит не только ознакомиться с основными теориями развития, но и будет способствовать формированию профессиональной позиции. Каждая глава издания содержит выводы, ключевые понятия, вопросы и задания для самоконтроля, список рекомендуемой литературы. 


33.jpgПримерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений. Программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и обеспечена полным учебно-методическим комплектом. Более 70% дошкольных учреждений России уже работает по программе «От рождения до школы».

Издательство: Мозаика-Синтез
Серия: Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду
ID: 3781754   ISBN: 978-5-43150-504-1  
Год выпуска: 2014   Кол. страниц: 352  


22.jpg

Пособие посвящено развитию важной составляющей творческих способностей дошкольников — способности к преобразованию. В процессе выполнения увлекательных опытов и экспериментов дети знакомятся с доступными физическими явлениями (процессы, отражающие три состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное), и их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов). 

Пособие адресовано воспитателям ДОУ, студентам педагогических колледжей и институтов, а также преподавателям курса дошкольной педагогики. 

Серия: Библиотека программы "От рождения до школы"
Аудитория: 18+ (нет данных)
Изд-во: Мозаика-Синтез; 2014 г. 
80стр.&70x100/16 (170x240 мм)& Мягкая обложка 
ISBN: 978-5-43150-409-9 



1762537.jpg

В указанном пособии, выпущенном к программе «От рождения до школы» и соответствующем ФГОС, рассмотрено развитие важной составляющей творческих способностей дошкольников — способности к преобразованию. В процессе выполнения увлекательных опытов и экспериментов дети знакомятся с доступными физическими явлениями (процессы, отражающие три состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное, их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов). Пособие адресовано воспитателям ДОУ, студентам педагогических колледжей и институтов, а также преподавателям курса дошкольной педагогики.

Пособие вышло в 2014 году в издательстве «Мозаика-синтез».



eksperimentalnaya-psihologiya_5994087.jpgВ издательстве «ЮРАЙТ» вышло в свет второе издание учебника профессора факультета практической психологии Шанинки Татьяны Васильевны Корниловой «Экспериментальная психология».

Учебник представляет основы экспериментального метода в системе других методов психологического исследования (наблюдения, корреляционного подхода, квазиэкспериментирования, методов лонгитюдных и кросскультурных исследований). Он является базовым для прохождения в университетах курса экспериментальной психологии. Психологический эксперимент раскрывается в учебнике как предметная исследовательская деятельность и как система нормативов гипотетико-дедуктивного рассуждения, используемого при проверке каузальных гипотез. При этом частные направления оценивания психологических экспериментов даются в общей логике построения теоретико-эмпирического исследования. Специальные разделы посвящены проблемам соотношения экспериментирования и преемственности в мире психологических теорий (в частности, применительно к культурно-исторической психологии, когнитивной психологии, школе К. Левина), а также статистических решений (в двух ведущих подходах к оцениванию нуль-гипотез) и психологических гипотез. Содержательное и формальное планирование психологических экспериментов предстает в нем взаимосвязанными аспектами организации валидных психологических исследований для построения достоверных обобщений. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям "Психология" и "Клиническая психология" на факультетах психологии.


veraxa.jpg

Выпускник факультета практической психологии Шанинки  к.пс.н. Александр Веракса издал новое пособие «Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет».

В пособии, подготовленном к печати в издательстве «Мозаика-синтез», представлена схема проведения индивидуальной психологической диагностики ребенка дошкольного возраста. Книга содержит описание методик и методических приемов работы с дошкольниками, правила обработки полученных данных и составления на их основе комплексного психологического портрета ребенка. Пособие издается в рамках примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Пособие ориентировано, в первую очередь, на дошкольных психологов, студентов психологических вузов, но также будет полезно всем, кого интересуют вопросы практической психологии.


1veraksa_big.jpgB издательстве "Мозаика-синтез" вышла в свет новая книга профессора факультета практической психологии МВШСЭН Н.Е. Веракса "Диагностика готовности ребенка к школе". Для работы с детьми 5-7- лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений" В пособии представлен методический аппарат (анкета, диагностические методики и карты развития ребенка), позволяющий определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики; оценить уровень осведомленности в основных областях знаний. 
Пособие адресовано широкому кругу работников дошкольного образования.


2mesch_dict_2006.jpgОпубликован новый словарь, написанный преподавателем факультета практической психологии д.психол.н. Б.Г. Мещеряковым"Психология. Тематический словарь" (Издательство "Прайм-ЕВРОЗНАК", 2006). Сохраняя информативность, современность, краткость, демократичность и все достоинства предыдущих словарей этого автора, новый словарь обладает еще одной отличительной чертой - его материал организован по тематическому признаку.Девять разделов словаря - это девять разделов современной психологии, это девять словарей под одной обложкой

Система перекрестных ссылок, дающая возможность найти значительно большее количество понятий и терминов, чем количество самих статей, завязывает весь материал тематического словаря в единое целое, представляя полную картину современной отечественной и мировой психологии.


 3org_poveden_2006.jpg Вышла в свет серия из двух учебных пособий "Организационное поведение" и "Мотивация трудовой деятельности". Книги подготовлены преподавателями факультета практической психологии Е.Б. Моргуновым и А.П. Сосновым в соавторстве с коллегами с факультета управления и права Московского государственного университета приборостроения и информатики (МГУПИ).



4dictionary_psych_large.jpgВажнейшим компонентом любой науки являются словари. Они выражают актуальное состояние науки, динамику и тенденции ее развития. Сравнивая словари, изданные в разные годы, внима­тельный читатель может многое сказать о состоянии дел в науке. Психология здесь не исключе­ние. Поэтому подготовка словарей профессиональной терминологии - дело ответственное.  

Профессор факультета практической психологии МВШСЭН Б.Г. Мещеряков и академик РАО В.П. Зинченко в течение ряда лет напряженно работали над серией из трех психологических словарей. Они привлекли к данному проекту более 100 ведущих специалистов в различных областях психо­логии.

Первым в свет вышел "Большой психологический словарь". Это издание многие студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь - основа как для теоретических исследований, так и для практической работы. Книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаме­нитого словаря. В нем более 1600 статей, написанных коллективом, в который вошло более 160 отечественных авторов. Объем словаря по сравнению с предыдущими версиями ("Психологический словарь", 1983, 1996) вырос вдвое.

5dictionary_psych_modern.jpgСловарь построен принципиально по-новому: каждая статья публикуется в авторской редакции; для большинства терминов указаны английские эквиваленты. Введена новая система перекрест­ных ссылок, поэтому появилась возможность найти значительно большее количество понятий и терминов, чем количество самих статей. Многие статьи, как принято в традиции фундаментальных словарей, имеют дополнения, написанные либо редакторами, либо привлеченными авторами. И, наконец, главное - словарь адекватно отражает ситуацию в современной отечественной и мировой психологии.

В 2006 г. был издан более компактный "Современный психологический словарь", который содержит 1400 статей. Это издание может стать подспорьем для студентов, аспирантов и преподавателей. Это словарь на каждый день.



6978-5-9916-1398-9.jpgВышел в свет учебник декана факультета практической психологии МВШСЭН  Евгения Моргунова «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ: ИССЛЕДОВАНИЕ, ОЦЕНКА, ОБУЧЕНИЕ». Учебник, подготовленный издательством «Юрайт», полностью отвечает требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В нем отражены ведущие теории и методы управления персоналом, разработанные в последние десятилетия. В третьем издании внесены изменения, соответствующие развитию экономики в стране, добавлен ряд новых разделов, в том числе для углубленного изучения предмета. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических и технических специальностей, а также специалистов всех уровней в области управления персоналом. Кроме того, учебник может быть полезен широкому кругу менеджеров различной специализации, так как всем им приходится иметь дело с людьми — самым важным ресурсом любой организации.  

Подробнее


Новое издание книги проректора

7860799.jpgИздательством «Юрайт» издано учебное пособие проректора МВШСЭН, проф. Б.Ю.Шапиро "Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики».Пособие подготовлено в соавторстве с проф. М.В.Фирсовым.

В учебном пособии отражены основные тенденции развития психосоциальной практики, показано влияние психологических теорий на оформление моделей практической социальной работы, намечены основные подходы к консультативной работе со случаем. Пособие имеет практико-ориентированную направленность и предназначено для подготовки бакалавра социальной работы. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Предназначено для бакалавров, обучающихся по направлениям психология, социальной работы, а также для практиков, работающих в социальных и психологических учреждениях.


81004226561.jpg

Проф. МВШСЭН Николай Веракса о методах развития творческих способностей ребенкаВ Издательстве «Мозаика-синтез» вышло пособие профессора факультета практической психологии МВШСЭН Н.Е. Веракса«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (В соавторстве с О.Р.Галимовым). Пособие посвящено развитию важной составляющей творческих способностей дошкольников - способности к преобразованию.

В процессе выполнения увлекательных опытов и экспериментов дети знакомятся с доступными физическими явлениями (процессы, отражающие три состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное, их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов). Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), студентам педагогических колледжей и институтов, а также преподавателям курса дошкольной педагогики.


91231574.jpgПрофессор МВШСЭН Валентина Андреева о новых тенденциях в делопроизводстве В издательстве «Кнорус» вышло в свет новое 4-е издание популярного пособия профессора факультета практической психологии МВШСЭН Валентины Андреевой «Делопроизводство. Организация и ведение». Пособие датировано 2013 годом. В нем дается системное представление о составе управленческой документации, приводятся требования к административному (общему) делопроизводству, а также к некоторым специальным системам делопроизводства - по обращениям граждан и кадровому. Подготовлено с учетом порядка осуществления в российских организациях государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Для студентов бакалавриата и магистратуры, преподавателей ВУЗов и ссузов, работников служб делопроизводства, кадровых и юридических служб, руководителей организаций.


а206287_435406649830439_1279023170_n z1p.jpgЗначительным событием в отечественной психологии стал выход в свет монографии ряда крупных ученых «Методология психологии: проблемы и перспективы». Среди ее авторов такие признанные специалисты как Василюк Ф.Е., Зинченко В.П., Петровский В.А., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Стоит отметить, что одним из авторов стал профессор нашего факультета практической психологии Борис Мещеряков
Монография посвящена эпистемологическим проблемам современной психологии. Авторы проводят мысль о том, что наиболее интересные и перспективные философско-методологические разработки психологической проблематики располагаются в тех ее областях, где «встречаются» теоретическая психология и ее практически ориентированные психотерапевтические направления. Здесь закладываются основы нового концептуального аппарата современной психологии, определяются контуры новой эпистемологической стилистики ее языка. 
Книга предназначена не только для студентов и аспирантов, но и для широкого круга философов и ученых-гуманитариев, интересующихся эпистемологическими проблемами современных гуманитарных наук. 
Выходные данные монографии: 
Василюк Ф.Е., Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г.,Петровский В.А., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Методология психологии: проблемы и перспективы. Учебное пособие / Общ. ред. В. П. Зинченко, науч. ред. Т. Г. Щедриной. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. –528 с. (Серия «Humanitas») 


Лучшие эссе 2007|2008
Приемная комиссия:
8 (495) 150-80-94
applic@universitas.ru

Будьте с нами
Контакты администратора
8793f3c54144fdeb1f47b9579821e970.jpeg
Кулькова Светлана

		Array
(
    [ID] => 4
    [~ID] => 4
    [TIMESTAMP_X] => 13.09.2012 14:55:43
    [~TIMESTAMP_X] => 13.09.2012 14:55:43
    [IBLOCK_TYPE_ID] => content
    [~IBLOCK_TYPE_ID] => content
    [LID] => s1
    [~LID] => s1
    [CODE] => news
    [~CODE] => news
    [NAME] => Новости
    [~NAME] => Новости
    [ACTIVE] => Y
    [~ACTIVE] => Y
    [SORT] => 500
    [~SORT] => 500
    [LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/
    [~LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/
    [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/#ID#/
    [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/#ID#/
    [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/
    [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/about/news/
    [PICTURE] => 
    [~PICTURE] => 
    [DESCRIPTION] => 
    [~DESCRIPTION] => 
    [DESCRIPTION_TYPE] => text
    [~DESCRIPTION_TYPE] => text
    [RSS_TTL] => 24
    [~RSS_TTL] => 24
    [RSS_ACTIVE] => Y
    [~RSS_ACTIVE] => Y
    [RSS_FILE_ACTIVE] => N
    [~RSS_FILE_ACTIVE] => N
    [RSS_FILE_LIMIT] => 
    [~RSS_FILE_LIMIT] => 
    [RSS_FILE_DAYS] => 
    [~RSS_FILE_DAYS] => 
    [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
    [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
    [XML_ID] => 4
    [~XML_ID] => 4
    [TMP_ID] => 
    [~TMP_ID] => 
    [INDEX_ELEMENT] => Y
    [~INDEX_ELEMENT] => Y
    [INDEX_SECTION] => Y
    [~INDEX_SECTION] => Y
    [WORKFLOW] => N
    [~WORKFLOW] => N
    [BIZPROC] => N
    [~BIZPROC] => N
    [SECTION_CHOOSER] => L
    [~SECTION_CHOOSER] => L
    [LIST_MODE] => 
    [~LIST_MODE] => 
    [RIGHTS_MODE] => S
    [~RIGHTS_MODE] => S
    [VERSION] => 1
    [~VERSION] => 1
    [LAST_CONV_ELEMENT] => 0
    [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
    [SOCNET_GROUP_ID] => 
    [~SOCNET_GROUP_ID] => 
    [EDIT_FILE_BEFORE] => 
    [~EDIT_FILE_BEFORE] => 
    [EDIT_FILE_AFTER] => 
    [~EDIT_FILE_AFTER] => 
    [SECTIONS_NAME] => Разделы
    [~SECTIONS_NAME] => Разделы
    [SECTION_NAME] => Раздел
    [~SECTION_NAME] => Раздел
    [ELEMENTS_NAME] => Элементы
    [~ELEMENTS_NAME] => Элементы
    [ELEMENT_NAME] => Элемент
    [~ELEMENT_NAME] => Элемент
    [SECTION_PROPERTY] => 
    [~SECTION_PROPERTY] => 
    [EXTERNAL_ID] => 4
    [~EXTERNAL_ID] => 4
    [LANG_DIR] => /
    [~LANG_DIR] => /
    [SERVER_NAME] => 
    [~SERVER_NAME] => 
    [USER_HAVE_ACCESS] => 1
    [SECTION] => 
    [ITEMS] => Array
        (
            [0] => Array
                (
                    [ID] => 4475
                    [~ID] => 4475
                    [IBLOCK_ID] => 4
                    [~IBLOCK_ID] => 4
                    [IBLOCK_SECTION_ID] => 
                    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
                    [NAME] => Декан факультета практической психологии Евгений Моргунов принял участие в просветительском ток-шоу «Завет»
                    [~NAME] => Декан факультета практической психологии Евгений Моргунов принял участие в просветительском ток-шоу «Завет»
                    [ACTIVE_FROM] => 15.11.2019
                    [~ACTIVE_FROM] => 15.11.2019
                    [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4475/
                    [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4475/
                    [DETAIL_TEXT] => Декан факультета практической психологии Евгений Моргунов принял участие в просветительском ток-шоу «Завет» (телеканал «Спас»), в котором эксперты традиционно обсуждают положения Евангелия и других исторических текстов в связи с реконструкциями жизни и быта давно ушедшего мира, а также по отношению к современным социальным и психологическим проблемам. Темой передачи «Как научиться прощать?» стала проблема напряженных взаимоотношений и конфликтов, начиная с первых библейских конфликтов до современных социальных и семейных конфликтов. Е. Моргуновым были популярно изложены некоторые психологические и конфликтологические представления, а также рекомендации по поведению в конфликте, вытекающие из них. Полную видеозапись передачи можно увидеть здесь: 

[~DETAIL_TEXT] => Декан факультета практической психологии Евгений Моргунов принял участие в просветительском ток-шоу «Завет» (телеканал «Спас»), в котором эксперты традиционно обсуждают положения Евангелия и других исторических текстов в связи с реконструкциями жизни и быта давно ушедшего мира, а также по отношению к современным социальным и психологическим проблемам. Темой передачи «Как научиться прощать?» стала проблема напряженных взаимоотношений и конфликтов, начиная с первых библейских конфликтов до современных социальных и семейных конфликтов. Е. Моргуновым были популярно изложены некоторые психологические и конфликтологические представления, а также рекомендации по поведению в конфликте, вытекающие из них. Полную видеозапись передачи можно увидеть здесь:
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 4475 [~EXTERNAL_ID] => 4475 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 15.11.2019 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 15367 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 15367 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Психологическое консультирование [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) [1] => Array ( [ID] => 4455 [~ID] => 4455 [IBLOCK_ID] => 4 [~IBLOCK_ID] => 4 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => «Те, кто убежден, что не подвержен гендерным стереотипам, ведут себя в полном соответствии с ними». Исследование студентки Шанинки Анастасии Швейцер [~NAME] => «Те, кто убежден, что не подвержен гендерным стереотипам, ведут себя в полном соответствии с ними». Исследование студентки Шанинки Анастасии Швейцер [ACTIVE_FROM] => 23.10.2019 [~ACTIVE_FROM] => 23.10.2019 [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4455/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4455/ [DETAIL_TEXT] =>
В октябре студентка бакалавриата Шанинки Анастасия Швейцер победила в Science Slam Psychology

В октябре студентка бакалавриата Шанинки Анастасия Швейцер победила в Science Slam Psychology — научном стендапе по психологии на Всероссийском фестивале NAUKA 0+. Мы поговорили с ней о том, как гендерные стереотипы влияют на наше восприятие внешности и как это учитывать при знакомстве, собеседовании или научном исследовании для курсовой.




Я была на прошлогоднем Science Slam Psychology, где победила девушка из РАНХиГС, тоже с исследованием гендерных стереотипов. Ей достались все 3 номинации: экспертного, молодого жюри и зрительская — она просто взорвала зал. Я тогда ещё подумала: может, и мне стоит поучаствовать? Но это было мимолётное вдохновение — тогда у меня ещё не было темы курсовой.

А когда в этом году пришла информация о конкурсном наборе спикеров, я замешкалась. Во-первых, тема очень близкая, а во-вторых, результаты противоречивые. Рассказывать научному сообществу, что существуют гендерные стереотипы, что они проявляются в таком и таком отношении — я переживала, что это мало того, не откликнется, ещё и негативную реакцию может вызвать.

Но меня приободрили на кафедре, сказали «Нет, попробуй, ничего не потеряешь». И меня вдруг взяли.


— Вы предлагали респондентам оценить привлекательность женских и мужских потретов. Почему нужно было рисовать портреты, а не показывать фотографии?

Я сначала думала использовать фотографии знаменитостей, но в итоге отказалась от этой идеи, предположив, что на оценку привлекательности тут могут повлиять побочные переменные. Если для одного испытуемого актёр любимый, а для другого — нет, то в первом случае его привлекательность может быть завышена, а во втором, наоборот, занижена.

Можно было сделать фотографии обычных людей, не знаменитых. Но их я набирала бы из ближнего круга — максимум знакомые знакомых. А это наверняка история про «Покажи мне результаты. Как там меня/его оценивают?». Чью-то привлекательность респонденты могли оценить низко — всё вместе будет не очень этично.

В итоге решили, что объективнее и надёжнее нарисовать портреты несуществующих людей, опираясь на какие-то распространённые черты во внешности.


Каждый испытуемый сначала давал портрету собственную оценку привлекательности. Например, 5 баллов из 7. Потом говорил, как тот же самый портрет, по его мнению, оценило бы большинство женщин (тоже в баллах). И наконец, как его оценило бы большинство мужчин.

Но сначала я провела стабилизирующий отбор, в результате которого из 20 портретов для исследования осталось только 10. Это те портреты, чью привлекательность опрошенные оценивали согласно нормальному распределению. То есть были и высокие, и низкие, и средние оценки. Портреты, которые единодушно оценивались как очень привлекательные и, наоборот, как особенно непривлекательные, я исключила. По ним невозможно было бы отследить различия в реакции испытуемых.


— Вот мы подошли к краеугольному вопросу о гипотезе исследования.

У меня было несколько гипотез. Одна предполагала изучать соотнесение личных и групповых оценок привлекательности. Я предположила, что женщины смогут угадать и мужские оценки, и женские (большинства), а мужчины — только мужские. Чего никак не ожидалось — что собственные оценки женщин будут отличаться от предполагаемых ими оценок других женщин.

Скажем, женщины дают какому-то портрету 5 баллов из 7 — и при этом считают, что большинство женщин оценит портрет так же. А так не было! Женщины давали женскому портрету 5 из 7 и занижали общую оценку, предполагая, что другие оценят его привлекательность ниже. «Я дам 5 из 7, но другие женщины, скорее всего, дадут меньше».

Мужчины думали так же. Но если бы это касалось только мужчин, мы решили бы, что они, ну, просто не способны угадать, как женщины оценивают внешность. Но так как тенденция прослеживалась в обеих гендерных группах, чем это можно объяснить, как не стереотипом в отношении женщин?


— Получается, стереотип разделяют и мужчины, и женщины. То есть женщины сами подвержены стереотипам о себе. Тогда это ставит вопрос о природе стереотипа: кому он принадлежит, кто его породил, если его разделяют обе группы?

Получается так. Есть разные теории, которые пытаются объяснить природу стереотипов (не только гендерных). Но мне трудно сказать, какая будет верной в данном случае.

Более того, на мужских портретах и мужчины, и женщины-респонденты тоже проявили солидарность в оценках абстрактного женского большинства. «Я дам этому портрету 5 баллов, но другие женщины наверняка дадут 7» — примерно так оценивали мужскую привлекательность и те, и другие. Что снова наводит на мысль о стереотипных представлениях о «женском» образе мыслей.


— На слэме вы говорили, что такой стереотип сказывается и на самих респондентах: на том, как они оценивают собственную внешность.

Не только свою — любую внешность в принципе. Но, конечно, важное следствие стереотипа в том, что он может быть обращён на нас самих.

Если мы думаем, что женщины в целом будут оценивать привлекательность друг друга низко, значит, и я, по мнению других женщин, выгляжу менее привлекательно. Но это нужно исследовать — утверждать я пока не могу.

Одно дело, когда мы принципиально хотим нравиться другим, и поэтому нам важно знать, является ли наша внешность привлекательной в границах гендера. А с другой стороны, что мы, сами что ли не можем решить? Эта история ещё немного и про любовь к себе.

Анастасия Швейцер на Science Slam Psychology

Стереотипы сами по себе — многогранная вещь. В исследовании я только подступилась к этой теме: перед тестированием на портретах испытуемые проходили опросник на измерение уровня амбивалентного сексизма. Амбивалентным он называется потому, что половину утверждений в нём можно условно назвать доброжелательным сексизмом. А другую половину — враждебным.

Доброжелательный сексизм по отношению к мужчине — это, к примеру, мнение, что «В опасных ситуациях мужчины реже, чем женщины, теряют голову». А враждебный — что мужчины неэмоциональны, менее эмпатичны, в таком духе. Так мы проверяли, как уровень принятия стереотипов влияет на оценку внешней привлекательности.

Но эти опросники оказались не очень полезными: те, кто считал, что женщины станут завышать привлекательность мужских портретов — и, наоборот, занижать привлекательность женских — показали низкий уровень амбивалентного сексизма. То есть они убеждены, что не подвержены гендерным стереотипам. Но по факту ведут себя в полном соответствии с ними.

Если бы мы судили только по опросникам и собственным оценкам респондентов на портретах, то решили бы, что взаимосвязи между сексизмом и оценкой привлекательности нет — ну, раз низкий уровень стереотипного сексизма. Но так как на портретах было ещё 2 умозрительных оценки (с позиции большинства мужчин и большинства женщин), то стало очевидно, что всё не так просто.


— На графике видно, что оценки, которые дают женщины мужским портретам, незначительно отличаются от того, как их оценивают сами мужчины. И очень сильно занижены в сравнении с тем, как, по их мнению, портреты могли бы оценить другие женщины. Это совсем неожиданно. Скорее, можно было думать: «У меня специфический вкус — другим эта внешность, наверное, понравится меньше». Почему получилось наоборот?

У мужчин собственная оценка привлекательности совпадает с предполагаемой оценкой большинства. Парадокс в том, как единодушно и мужчины, и женщины настроены в отношении абстрактного женского большинства. И те, и другие считали, что большинство женщин будет завышать привлекательность мужских типажей. «Мне нравится, но у меня специфический вкус, поэтому другим женщинам этот типаж не понравится» — так думали не только женщины, но и мужчины о женщинах.

Опросник о гендерных стереотипах предварительно не подтвердил, что дело именно в них. Возможно, в чём-то другом, пока мы просто не видим в чём.

Корреляция оценок привлекательности мужских портретов

— А есть предположение, как методологически это можно выяснить?

Нужно моделировать и изучать другие ситуации, в которых стереотипы могут себя проявить. Победительница прошлогоднего слэма утверждала, что в науке гендерных стереотипов нет. Но в своём исследовании я вижу, что другая, не научная сторона нашей жизни от стереотипов очень даже несвободна — и об этом не стоит забывать.
[~DETAIL_TEXT] =>
В октябре студентка бакалавриата Шанинки Анастасия Швейцер победила в Science Slam Psychology

В октябре студентка бакалавриата Шанинки Анастасия Швейцер победила в Science Slam Psychology — научном стендапе по психологии на Всероссийском фестивале NAUKA 0+. Мы поговорили с ней о том, как гендерные стереотипы влияют на наше восприятие внешности и как это учитывать при знакомстве, собеседовании или научном исследовании для курсовой.




Я была на прошлогоднем Science Slam Psychology, где победила девушка из РАНХиГС, тоже с исследованием гендерных стереотипов. Ей достались все 3 номинации: экспертного, молодого жюри и зрительская — она просто взорвала зал. Я тогда ещё подумала: может, и мне стоит поучаствовать? Но это было мимолётное вдохновение — тогда у меня ещё не было темы курсовой.

А когда в этом году пришла информация о конкурсном наборе спикеров, я замешкалась. Во-первых, тема очень близкая, а во-вторых, результаты противоречивые. Рассказывать научному сообществу, что существуют гендерные стереотипы, что они проявляются в таком и таком отношении — я переживала, что это мало того, не откликнется, ещё и негативную реакцию может вызвать.

Но меня приободрили на кафедре, сказали «Нет, попробуй, ничего не потеряешь». И меня вдруг взяли.


— Вы предлагали респондентам оценить привлекательность женских и мужских потретов. Почему нужно было рисовать портреты, а не показывать фотографии?

Я сначала думала использовать фотографии знаменитостей, но в итоге отказалась от этой идеи, предположив, что на оценку привлекательности тут могут повлиять побочные переменные. Если для одного испытуемого актёр любимый, а для другого — нет, то в первом случае его привлекательность может быть завышена, а во втором, наоборот, занижена.

Можно было сделать фотографии обычных людей, не знаменитых. Но их я набирала бы из ближнего круга — максимум знакомые знакомых. А это наверняка история про «Покажи мне результаты. Как там меня/его оценивают?». Чью-то привлекательность респонденты могли оценить низко — всё вместе будет не очень этично.

В итоге решили, что объективнее и надёжнее нарисовать портреты несуществующих людей, опираясь на какие-то распространённые черты во внешности.


Каждый испытуемый сначала давал портрету собственную оценку привлекательности. Например, 5 баллов из 7. Потом говорил, как тот же самый портрет, по его мнению, оценило бы большинство женщин (тоже в баллах). И наконец, как его оценило бы большинство мужчин.

Но сначала я провела стабилизирующий отбор, в результате которого из 20 портретов для исследования осталось только 10. Это те портреты, чью привлекательность опрошенные оценивали согласно нормальному распределению. То есть были и высокие, и низкие, и средние оценки. Портреты, которые единодушно оценивались как очень привлекательные и, наоборот, как особенно непривлекательные, я исключила. По ним невозможно было бы отследить различия в реакции испытуемых.


— Вот мы подошли к краеугольному вопросу о гипотезе исследования.

У меня было несколько гипотез. Одна предполагала изучать соотнесение личных и групповых оценок привлекательности. Я предположила, что женщины смогут угадать и мужские оценки, и женские (большинства), а мужчины — только мужские. Чего никак не ожидалось — что собственные оценки женщин будут отличаться от предполагаемых ими оценок других женщин.

Скажем, женщины дают какому-то портрету 5 баллов из 7 — и при этом считают, что большинство женщин оценит портрет так же. А так не было! Женщины давали женскому портрету 5 из 7 и занижали общую оценку, предполагая, что другие оценят его привлекательность ниже. «Я дам 5 из 7, но другие женщины, скорее всего, дадут меньше».

Мужчины думали так же. Но если бы это касалось только мужчин, мы решили бы, что они, ну, просто не способны угадать, как женщины оценивают внешность. Но так как тенденция прослеживалась в обеих гендерных группах, чем это можно объяснить, как не стереотипом в отношении женщин?


— Получается, стереотип разделяют и мужчины, и женщины. То есть женщины сами подвержены стереотипам о себе. Тогда это ставит вопрос о природе стереотипа: кому он принадлежит, кто его породил, если его разделяют обе группы?

Получается так. Есть разные теории, которые пытаются объяснить природу стереотипов (не только гендерных). Но мне трудно сказать, какая будет верной в данном случае.

Более того, на мужских портретах и мужчины, и женщины-респонденты тоже проявили солидарность в оценках абстрактного женского большинства. «Я дам этому портрету 5 баллов, но другие женщины наверняка дадут 7» — примерно так оценивали мужскую привлекательность и те, и другие. Что снова наводит на мысль о стереотипных представлениях о «женском» образе мыслей.


— На слэме вы говорили, что такой стереотип сказывается и на самих респондентах: на том, как они оценивают собственную внешность.

Не только свою — любую внешность в принципе. Но, конечно, важное следствие стереотипа в том, что он может быть обращён на нас самих.

Если мы думаем, что женщины в целом будут оценивать привлекательность друг друга низко, значит, и я, по мнению других женщин, выгляжу менее привлекательно. Но это нужно исследовать — утверждать я пока не могу.

Одно дело, когда мы принципиально хотим нравиться другим, и поэтому нам важно знать, является ли наша внешность привлекательной в границах гендера. А с другой стороны, что мы, сами что ли не можем решить? Эта история ещё немного и про любовь к себе.

Анастасия Швейцер на Science Slam Psychology

Стереотипы сами по себе — многогранная вещь. В исследовании я только подступилась к этой теме: перед тестированием на портретах испытуемые проходили опросник на измерение уровня амбивалентного сексизма. Амбивалентным он называется потому, что половину утверждений в нём можно условно назвать доброжелательным сексизмом. А другую половину — враждебным.

Доброжелательный сексизм по отношению к мужчине — это, к примеру, мнение, что «В опасных ситуациях мужчины реже, чем женщины, теряют голову». А враждебный — что мужчины неэмоциональны, менее эмпатичны, в таком духе. Так мы проверяли, как уровень принятия стереотипов влияет на оценку внешней привлекательности.

Но эти опросники оказались не очень полезными: те, кто считал, что женщины станут завышать привлекательность мужских портретов — и, наоборот, занижать привлекательность женских — показали низкий уровень амбивалентного сексизма. То есть они убеждены, что не подвержены гендерным стереотипам. Но по факту ведут себя в полном соответствии с ними.

Если бы мы судили только по опросникам и собственным оценкам респондентов на портретах, то решили бы, что взаимосвязи между сексизмом и оценкой привлекательности нет — ну, раз низкий уровень стереотипного сексизма. Но так как на портретах было ещё 2 умозрительных оценки (с позиции большинства мужчин и большинства женщин), то стало очевидно, что всё не так просто.


— На графике видно, что оценки, которые дают женщины мужским портретам, незначительно отличаются от того, как их оценивают сами мужчины. И очень сильно занижены в сравнении с тем, как, по их мнению, портреты могли бы оценить другие женщины. Это совсем неожиданно. Скорее, можно было думать: «У меня специфический вкус — другим эта внешность, наверное, понравится меньше». Почему получилось наоборот?

У мужчин собственная оценка привлекательности совпадает с предполагаемой оценкой большинства. Парадокс в том, как единодушно и мужчины, и женщины настроены в отношении абстрактного женского большинства. И те, и другие считали, что большинство женщин будет завышать привлекательность мужских типажей. «Мне нравится, но у меня специфический вкус, поэтому другим женщинам этот типаж не понравится» — так думали не только женщины, но и мужчины о женщинах.

Опросник о гендерных стереотипах предварительно не подтвердил, что дело именно в них. Возможно, в чём-то другом, пока мы просто не видим в чём.

Корреляция оценок привлекательности мужских портретов

— А есть предположение, как методологически это можно выяснить?

Нужно моделировать и изучать другие ситуации, в которых стереотипы могут себя проявить. Победительница прошлогоднего слэма утверждала, что в науке гендерных стереотипов нет. Но в своём исследовании я вижу, что другая, не научная сторона нашей жизни от стереотипов очень даже несвободна — и об этом не стоит забывать.
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 4455 [~EXTERNAL_ID] => 4455 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 23.10.2019 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 15328 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 15328 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Психологическое консультирование [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) [2] => Array ( [ID] => 4442 [~ID] => 4442 [IBLOCK_ID] => 4 [~IBLOCK_ID] => 4 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => Декан факультета практической психологии Евгений Моргунов принял участие в программе "Res Publica" на телеканале "Спас" [~NAME] => Декан факультета практической психологии Евгений Моргунов принял участие в программе "Res Publica" на телеканале "Спас" [ACTIVE_FROM] => 10.10.2019 [~ACTIVE_FROM] => 10.10.2019 [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4442/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4442/ [DETAIL_TEXT] => Декан факультета практической психологии Евгений Моргунов принял участие в программе "Res Publica" на телеканале "Спас". Эксперты обсуждали проблемы психологического здоровья, его критерии и особенности, а также особенности реализации психологической помощи в России. 

Посмотреть видеозапись передачи можно здесь: 
[~DETAIL_TEXT] => Декан факультета практической психологии Евгений Моргунов принял участие в программе "Res Publica" на телеканале "Спас". Эксперты обсуждали проблемы психологического здоровья, его критерии и особенности, а также особенности реализации психологической помощи в России. 

Посмотреть видеозапись передачи можно здесь: 
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 4442 [~EXTERNAL_ID] => 4442 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 10.10.2019 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 15277 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 15277 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Психологическое консультирование [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) [3] => Array ( [ID] => 4421 [~ID] => 4421 [IBLOCK_ID] => 4 [~IBLOCK_ID] => 4 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => Студенты 146 российских вузов обучаются по учебнику заведующего кафедрой практической психологии Шанинки Бориса Шапиро "Психология социальной работы" [~NAME] => Студенты 146 российских вузов обучаются по учебнику заведующего кафедрой практической психологии Шанинки Бориса Шапиро "Психология социальной работы" [ACTIVE_FROM] => 16.09.2019 [~ACTIVE_FROM] => 16.09.2019 [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4421/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4421/ [DETAIL_TEXT] => Студенты 146 российских вузов обучаются по учебнику заведующего кафедрой практической психологии Шанинки Бориса Шапиро "Психология социальной работы". В 2019 году она переиздана в издательстве "Юрайт" в 6-й раз. Подробности см.: https://urait.ru/catalog/389872

431954.png
[~DETAIL_TEXT] => Студенты 146 российских вузов обучаются по учебнику заведующего кафедрой практической психологии Шанинки Бориса Шапиро "Психология социальной работы". В 2019 году она переиздана в издательстве "Юрайт" в 6-й раз. Подробности см.: https://urait.ru/catalog/389872

431954.png
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 4421 [~EXTERNAL_ID] => 4421 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 16.09.2019 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 15194 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 15194 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Психологическое консультирование [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) [4] => Array ( [ID] => 4414 [~ID] => 4414 [IBLOCK_ID] => 4 [~IBLOCK_ID] => 4 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => Факультет психологии Шанинки принял участие в форсайте «Школы психологического развития» [~NAME] => Факультет психологии Шанинки принял участие в форсайте «Школы психологического развития» [ACTIVE_FROM] => 09.09.2019 [~ACTIVE_FROM] => 09.09.2019 [DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4414/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /about/news/4414/ [DETAIL_TEXT] =>

На протяжении 2018/2019 учебного года студенты, выпускники и преподаватели факультета практической психологии Шанинки принимали участие в масштабном социально-образовательном проекте «Школа психологического развития». Разработчиком и основным реализатором проекта стал «Центр развития межличностной коммуникации. Образовательные проекты».

IMG_20190907_120351.jpg

Целью данного проекта являлись мероприятия, направленные на профилактику и преодоление психологического выгорания у работников социальной сферы города Москвы. Мероприятиями проекта было охвачено более 600 взрослых и более 200 детей, живущих в Центрах содействия семейному воспитанию (ЦССВ). Итоговым мероприятием года стала встреча более 100 участников проекта и воспитанников ЦССВ в панорамном кинотеатре «АТМА 360», состоявшаяся 7 сентября. В ходе встречи состоялся командный форсайт «Москва будущего» и награждение активных участников проекта. От Шанинки во встрече приняли участие декан факультета практической психологии Евгений Моргунов, студенты магистратуры Анастасия Фролова и Ксения Кротова, а также выпускница факультета Ольга Горюшкина.

[~DETAIL_TEXT] =>

На протяжении 2018/2019 учебного года студенты, выпускники и преподаватели факультета практической психологии Шанинки принимали участие в масштабном социально-образовательном проекте «Школа психологического развития». Разработчиком и основным реализатором проекта стал «Центр развития межличностной коммуникации. Образовательные проекты».

IMG_20190907_120351.jpg

Целью данного проекта являлись мероприятия, направленные на профилактику и преодоление психологического выгорания у работников социальной сферы города Москвы. Мероприятиями проекта было охвачено более 600 взрослых и более 200 детей, живущих в Центрах содействия семейному воспитанию (ЦССВ). Итоговым мероприятием года стала встреча более 100 участников проекта и воспитанников ЦССВ в панорамном кинотеатре «АТМА 360», состоявшаяся 7 сентября. В ходе встречи состоялся командный форсайт «Москва будущего» и награждение активных участников проекта. От Шанинки во встрече приняли участие декан факультета практической психологии Евгений Моргунов, студенты магистратуры Анастасия Фролова и Ксения Кротова, а также выпускница факультета Ольга Горюшкина.

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 4414 [~EXTERNAL_ID] => 4414 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 09.09.2019 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 15128 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2012-09-13 14:55:43 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 10 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 11 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [PROGRAM] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2013-11-14 12:01:39 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Программа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PROGRAM [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 6 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => A [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 15128 ) [VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 12 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Программа [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Психологическое консультирование [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) ) ) ) [ELEMENTS] => Array ( [0] => 4475 [1] => 4455 [2] => 4442 [3] => 4421 [4] => 4414 ) [NAV_STRING] => [NAV_CACHED_DATA] => Array ( [frameMode] => [frameModeCtx] => /bitrix/templates/.default/components/bitrix/system.pagenavigation/.default/template.php ) [NAV_RESULT] => CIBlockResult Object ( [arIBlockMultProps] => Array ( ) [arIBlockConvProps] => [arIBlockAllProps] => Array ( ) [arIBlockNumProps] => Array ( ) [arIBlockLongProps] => [nInitialSize] => [table_id] => [strDetailUrl] => [strSectionUrl] => [strListUrl] => [arSectionContext] => [bIBlockSection] => [nameTemplate] => [_LAST_IBLOCK_ID] => 4 [_FILTER_IBLOCK_ID] => Array ( [4] => 1 ) [result] => Resource id #345 [arResult] => [arReplacedAliases] => [arResultAdd] => [bNavStart] => [bShowAll] => [NavNum] => [NavPageCount] => [NavPageNomer] => [NavPageSize] => 10 [NavShowAll] => [NavRecordCount] => [bFirstPrintNav] => 1 [PAGEN] => [SIZEN] => [SESS_SIZEN] => [SESS_ALL] => [SESS_PAGEN] => [add_anchor] => [bPostNavigation] => [bFromArray] => [bFromLimited] => [sSessInitAdd] => [nPageWindow] => 5 [nSelectedCount] => [arGetNextCache] => Array ( [ID] => [IBLOCK_ID] => [IBLOCK_SECTION_ID] => [NAME] => [ACTIVE_FROM] => [DETAIL_PAGE_URL] => [DETAIL_TEXT] => 1 [DETAIL_TEXT_TYPE] => [PREVIEW_TEXT] => 1 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => [PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => [SORT] => [CODE] => [EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_TYPE_ID] => [IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => ) [bDescPageNumbering] => [arUserMultyFields] => [SqlTraceIndex] => [DB] => CDatabase Object ( [version] => [escL] => ` [escR] => ` [alias_length] => 256 [DBName] => zhukova_idex [DBHost] => localhost [DBLogin] => zhukova_idex [DBPassword] => yAdinhpdex [bConnected] => 1 [db_Conn] => Resource id #97 [debug] => [DebugToFile] => [ShowSqlStat] => [db_Error] => [db_ErrorSQL] => [result] => [type] => MYSQL [column_cache] => Array ( ) [bModuleConnection] => [bNodeConnection] => [node_id] => [bMasterOnly] => 0 [obSlave] => [cntQuery] => 0 [timeQuery] => 0 [arQueryDebug] => Array ( ) ) [NavRecordCountChangeDisable] => [is_filtered] => [nStartPage] => 1 [nEndPage] => [resultObject] => ) )