ОАНО «Московская высшая школа социальных и экономических наук»
ENG
Рус
(495) 150-80-91
сведения об образовательной организации
01 /
О школе
Описание
История
Теодор Шанин
Факультеты/программы
Преподаватели
Зарубежные лекторы
Новости
Эндаумент
Контакты сотрудников
Сведения об образовательной организации
University of Manchester, UK
Отзывы выпускников
Фотогалерея
Кафедра английского языка
02 /
Бакалавриат
Мировая политика
Менеджмент креативных проектов
Современная социальная теория
Психологическое консультирование и коучинг
03 /
Магистратура
История советской цивилизации
Cultural Management. Управление проектами
Индустрия моды: теории и практики
Международная политика
Фундаментальная социология
Право
Психологическое консультирование
04 /
Поступающим
Бакалавриат
Магистратура
Профессиональная переподготовка
05 /
Обучающимся
Расписание
Программы итоговой аттестации
Требования к диссертации и эссе
Как написать диссертацию?
Плагиат
Стажировки
Английский язык
Квитанция на оплату обучения
Справочник слушателя
06 /
Alumni
Анкета выпускника
Наши выпускники
Сотрудничество с выпускниками
Alumni Benefits
Истории успеха
Лучшие выпускники
Карта выпускника
Проекты выпускников
Выпускники 2019
07 /
ДПП
Программы профессиональной переподготовки
08 /
Контакты
Грантовый конкурс исследовательских проектов
Интерцентр
Конференции
Конференция "Тенденции развития образования"
Конференция "Векторы развития современной России"
Осенние чтения
Глазычевские чтения
Симпозиум "Пути России"
Интернет по ту сторону цифр
Интернет после глобальности
Конференция "A Discourse on the Legal Method"
Конференция “Проблемы постсоветской теории и философии права”
Публикации
Направления научной деятельности
Центр исследования фольклора и антропологии города
Главная
Наука
Статьи
Виктор Вахштайн. "Антропология повседневного"
06.09.2013
Социология
Чем антропологический подход к изучению повседневности отличается от социологического? Какой совет князь Кропоткин дал Рэдклиффу-Брауну? Как исследование городского кладбища и празднования Дня Независимости «примирило» антропологов и философов? Об этом рассказывает кандидат социологических наук Виктор Вахштайн.
Первое, что приходит в голову социолога, услышавшего словосочетание «социология повседневности» — это феноменологическая теория и имя Альфреда Шюца. Но не стоит забывать, что когда философски образованные немецкие социологи массово переселяются на американский континент, там уже сложилась совсем другая традиция исследований повседневного мира — антропологическая. Центральным персонажем этой истории является чикагский исследователь Уильям Уорнер, автор нашумевшего проекта «Янки-Сити».
Антропология проходит путь от науки о простейших социальных организмах (а именно так колониальная антропология ХIХ века «видит» примитивные племена) до науки о Другом, Ином, во всех формах и проявлениях. Князь Кропоткин говорит Рэдклиффу-Брауну: «Потренируйся на кошках». То есть, на туземных племенах. Ведь если социальные законы универсальны, то изучать их лучше на чистых, простых экземплярах. Когда Рэдклифф-Браун повторит этот же совет (почти дословно) Уильяму Уорнеру, за ним уже стоит совсем другая логика: «изучай чужое», то, частью чего ты не являешься. Вот эта дистанция между повседневным, обыденным, привычным миром исследователя и чуждым, непонятным, непрозрачным миром исследуемых — это своего рода «трансцендентальная дистанция» антропологии, условие антропологического знания как такового. К счастью, Уорнер не последовал мудрому совету классика, дав начало антропологии «своего», «привычного», «повседневного». Что потребовало от него радикальной перестройки собственной оптики и сблизило антропологию с социологией.
Антропологи-структуралисты не верят в суверенитет повседневного мира. Повседневность для них — это ширма, сквозь которую проступают контуры «глубинных структур». Анализируя форму туземных поселений, туземный календарь, структуры родства, структуры мифов, структуралисты пытаются угадать за ними те самые глубинные структуры, которые Леви-Стросс назвал «структурами самого духа». Что показывает Уорнер? Он показывает, как эти самые символические структуры «собираются» в повседневности. Как столь любимые антропологами бинарные оппозиции производятся во взаимодействиях людей. Производятся, воспроизводятся и делаются привычными, непроблематичными. Символическое больше не просовывает свое омерзительное рыло в мир повседневной жизни откуда-то «извне» — оно именно в ней и создается. Этот тезис удивительным образом породнил чикагскую антропологическую традицию с феноменологической философией жизненного мира, с теорией повседневности как «верховной реальности». Спустя несколько десятилетий после исследования «Янки-Сити» они сольются в работах представителей социологии повседневности 60-70-х годов.
Виктор Вахштайн
кандидат социологических наук, заведующий кафедрой теоретической социологии и эпистемологии РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научный руководитель факультета социальных наук МВШСЭН
Источник
Все статьи
Предыдущая статья
Следующая статья
Tweet
Дни открытых дверей
Наука/Публикации
Библиотека
Приемные часы
Подписка на новости
Эндаумент
О школе
Бакалавриат
Магистратура
Поступающим
Обучающимся
Alumni
ДПП
Контакты
© 2009 — 2019 Юридический адрес: 119571, г. Москва, просп. Вернадского, д. 82; Фактический адрес: 125993 г. Москва, Газетный пер., д. 3-5, стр. 1. Телефон секретариата: 8 (495) 150-80-91 Приемная комиссия: 8 (495) 150-80-94 applic@universitas.ru
Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования "Московская высшая школа социальных и экономических наук"
Создание сайт
а