Дашкова Татьяна Юрьевна

a2d4375f5daf2982296903c5e035903e.JPG
Кандидат филологических наук
преподаватель

Доцент Высшей школы европейских культур РГГУ

Преподаваемые дисциплины  
  • «Советская массовая культура: жанровое кино», 
  • «Советское и постсоветское кино: формы взаимодействия», 
  • «История зарубежного кино», 
  • «Мода и кино», 
  • «Современные техники анализа текстов культуры»

Учёная степень – кандидат филологических наук

Направление подготовки и (или) специальности:
1) Филолог. Преподаватель. 
2) Культуролог. Преподаватель культурологии

Общий стаж работы – 26 лет
Стаж работы по специальности – 23 года


Сфера интересов: 

  • Телесность и визуальные практики в советской культуре. 
  • Советское кино. 
  • Мода в кино. 
  • Гендерные исследования.

Избранные публикации:  (всего 67)

1. Телесность – Идеология – Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность. М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 256 с., ил. (Серия «Кинотексты»)
2. Брак и сервис, сыр и черви…Советская повседневность и все, все, все…[Рец. на кн.: Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. - М.: Изд. Дом Гос ун-та – Высшей школы экономики, 2010.- 317 с.- 1000 экз.] // Новое литературное обозрение. - 2011.-  № 110 (4). – С.290-294. 
3. «Русский сувенир» Григория Александрова на границе двух эпох, или Великая ломка // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме /  Под ред.Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В.Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. С. 371-394.
4. Увидеть эротику: пристрастный взгляд на советские фильмы 1930-х годов // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. – 2008. – Выпуск 9 (осень). – С.193-208.
5. Границы приватного в советских кинофильмах до и после 1956 года: проблематизация переходного периода // СССР: Территория любви: Сб.ст. – М.: Новое издательство, 2008. – С. 146-169.
6. Невидимые миру рюши: одежда в советском предвоенном и военном кино // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. – 2007. – Выпуск 3 (весна). – С.149-162.
7. Фантастическое в фильмах Андрея Тарковского «Солярис» и «Сталкер» // Фантастическое кино. Эпизод первый: Сб. ст. / Сост. и научн. ред. Н.Самутина. М.: НЛО, 2006. С. 311-344 (в соавторстве).
8. Мода – политика – гигиена: формы взаимодействия ( на материале советских женских журналов и журналов мод 1920-1930-х годов ) // Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сб. ст. / Под ред. К.Богданова, Ю. Мурашова, Р.Николози. М.: Новое издательство, 2006. С.228-244.
9. Любовь и быт в кинофильмах 1930 - начала 1950-х гг.// История страны / История кино / Под ред. С.С.Секиринского.- М.: Знак, 2004.- С. 218-234.
10. Гендерная проблематика: подходы к описанию // Исторические исследования в России-II. Семь лет спустя / Под ред. Г.А.Бордюгова. - М.: АИРО-ХХ, 2003.- С. 203-245.
11. Идеология в лицах. Формирование визуального канона в советских женских журналах 1920-х-1930-х годов // Культура и власть в условиях коммуникативной революции ХХ века. Форум немецких и российских культурологов /Под ред. К.Аймермахера, Г.Бордюгова, И.Грабовского.- М.: "АИРО-ХХ", 2002.- С.103-128.
12. Сюрпризы репрезентации, или Хвост виляет собакой (опыт анализа неудачного фильма 1935 года)// Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре.- 2002. - № 2 (22). - С. 89-93.
13. Три истории: забавные игры русского постмодернизма (Обзор книг о русском постмодернизме) // Новое литературное обозрение.- 2001. -   № 51.- С.346-355.
14. ““Работницу” - в массы”: Политика социального моделирования в советских женских журналах 1930-х годов// Новое литературное обозрение.- 2001.- № 50.- С. 184-192.
15. "Я храню твое фото..." Советская культура 1930-х годов: взгляд из 1990-х // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре.- 2001. - №  2 (16). - С. 112-116.
16. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов // Логос.-1999.-№11/12(21).-С.131-155.


Участие в конференциях:

1. «Комсомолки в платьях от Диора»: Как менялось отношение к моде на советском экране». Доклад в Мультимедиа Арт Музее, 26 ноября 2015, Москва.
2. «Выглядеть модно»: хорошо одетые люди в городском пространстве «оттепельных» фильмов». Доклад на круглом столе «Москва и другие: городские коммуникации от фольклора до интернета». 13 октября 2015 г. Высшая школа европейских культур РГГУ, Москва.
3. ««Стриптиз нам не нужен, но и чересчур закрываться тоже не следует!»: Трансформация института моды сквозь призму советского кинематографа 1950 – 1960-х гг.». Доклад на международной научной конференции «Стратегии институционального строительства в послесталинском СССР (1953—1968)». 25-27 июня 2015, Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, Москва.
4. Организатор  круглого стола «Оптические игры: город, мода, повседневность». Доклад: «Сползшая бретелька и сидение на столе: взгляд советского журнального репортера эпохи идеологической неочевидности». 28 мая 2015г. Высшая школа европейских культур РГГУ, Москва.
5. ««Пора отрешиться от рваной юбки…»: Отношение к моде в советской культуре 1920-30-х гг.». Доклад  в рамках мероприятий в честь 120-летия со дня рождения Варвары Степановой. 27 ноября 2014 г. ГУМ, Москва. 
6. «Семья в советском кино». Доклад на круглом столе «Семья в России в ХХ веке: история, современность и визуальная культура». 17 октября 2014 г. Голландский институт, Санкт-Петербург.
7. Цикл лекций в рамках научной программы «Идеальное тело 1920-1930-х годов: от авангарда к неоклассике» (4 лекции) в Центре авангарда в Еврейском музее. Апрель - май 2014, Москва.
Петербург. 
8. «О новых способах показа войны в кинематографе 1990-2000 гг.». Доклад на конференции «Как говорить о войне: от 1940-х к 1970-м, от 1970-х к 2000-м. Борис Васильев, «лейтенантская проза», стихи и кино о войне».15 мая 2014, РГГУ, Москва. 
9. Комментатор на Международной конференции «Конструируя советское». 15 апреля 2014, Европейский университет,  Санкт-Петербург.
10. ««Воплощенное будущее» в сталинской культуре: перспективы киноисследований». Доклад на Доклад на Международной конференции «Белые чтения». 19-22 октября 2013 г., РГГУ, Москва.
11. «Проблема советского визуального канона (на материале кинематографа и журнальной фотографии)». Доклад на Международной конференции «Белые чтения». 19-22 октября 2011 г., РГГУ, Москва.