Корнилова Татьяна Васильевна

4173391935fcc6f594ab64b31098ac01.jpg
доктор психологических наук
преподаватель

Т.В. Корнилова родилась в 1954 году. В 1976 году окончила с отличием факультет психологии МГУ и с 1976 по 1980 обучалась в аспирантуре по кафедре общей психологии. Эти первые годы занятия научной работой прошли под руководством проф. О.К. Тихомирова. В 1980 г. она успешно защитила кандидатскую диссертацию по проблеме особенностей решения мыслительных задач с использованием компьютерных данных и в условиях общения с другим человеком, в которой с позиций культурно-исторической концепции Л.С. Выготского были обоснованы направления преобразования мышления в новой исторической ситуации (использования компьютерных средств). После целевого распределения на кафедру общей психологии она работала на ней с 1980 по 1990 г. Проведенные в эти годы исследования мышления и психологических последствий компьютеризации были опубликованы в совместной с О.К. Тихомировым монографии, а систематическая разработка проектов нового общепсихологического практикума - в многочисленных учебно-методических пособиях (Общий практикум. Психологический эксперимент. Вып. I-IY). Завершающим для этого цикла стало учебное пособие «Экспериментальная психология. Практикум.» (М.: Аспект Пресс, 2002; совместная редакция с С.Д. Смирновым). Тогда же Т.В. Корнилова разработала новый общий теоретический курс «Экспериментальный метод в психологических исследованиях», который положен в основу первых отечественных учебников по экспериментальной психологии (Введение в психологический эксперимент. М., 1997, 2001; Экспериментальная психология. М., 2002) и сейчас читается ею студентам факультета.

С 1990 г. по 2004 гг. Т.В. Корнилова работала на кафедре педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе; с 1994 г. - в должности доцента, а с 2000г. — профессора. Основные ее научные интересы в этот период нашли отражение в спецкурсах «Психологические методы в практике высшей школы» (М., 2003) и «Психология принятия решений и психологические модели риска».

Т.В. Корнилова впервые соединила проблематику смысловой регуляции мышления и исследований принятия решений (ПР) и стала развивать в отечественной психологии общепсихологический подход к пониманию регуляции ПР (термина, долгие годы функционировавшего в контексте инженерно-психологических работ).

На основе проведенных теоретико-экспериментальных исследований интеллектуальных стратегий человека при принятии решений и их личностно-мотивационной регуляции Т.В. Корниловой было разработано новое научное направление – множественной и уровневой психологической регуляции выбора человека в условиях неопределенности. В докторской диссертации "Психологическая регуляция интеллектуальных решений", успешно защищенной в 1999 г., она обосновала целостную психологическую концепцию функционально-уровневой регуляции принятия интеллектуальных решений, обосновав принципы неопределенности, многоуровневости и открытости в понимании регулятивных систем ПР и критерий обратимости в качестве новых характеристик психологической реальности выбора. Ею развернуты исследования интеллектуально-личностного потенциала человека, предложены и апробированы ряд методик его диагностики. Установлены связи личностных особенностей (саморегуляции, мотивации, когнитивных стилей, имплицитных теорий интеллекта и личности) с особенностями интеллектуальных решений в профессиональной деятельности и с академическими достижениями студентов. Последнее направление осуществляется в диалоге с зарубежными подходами и расширяет рамки отечественной психологии образования.

Осознанная и несознаваемая, личностно-мотивационная и мыслительная регуляция представлены в функционально-уровневой концепции взаимодействующими процессами, лежащими в основе принятия решений (ПР), которыми личность «делает себя». На основе авторских разработок в ней конкретизированы механизмы саморегуляции как множественной психологической регуляции выбора, посредством которого человек преодолевает неопределенность.

С 2005 г. по настоящее время доктор психол. наук Т.В. Корнилова — профессор кафедры общей психологии (куда она вернулась после преобразования прежней кафедры, вошедшей в состав кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ).

Общепсихологическая проблематика работ Т.В. Корниловой также многообразна, как и основания принятия решений личностью.
В последние годы ее теоретические исследования представлены также в области методологических проблем психологии. Здесь она выступает и участником дискуссий, и соавтором читаемого на факультете психологии курса «Методологические основы психологии», и автором постоянно переиздаваемого учебного пособия (с аналогичным названием, совм. с С.Д. Смирновым).

Практическая направленность ее теоретико-эмпирических работ – психологи я предпринимательства и психология высшей школы, принятие решений юристами и восприятие риска менеджерами, психологические предпосылки риска асоциального поведения у подростков и личностная регуляция "качества жизни" больных сахарным диабетом. Это неполный ряд из практических приложений ее исследований, которые нашли отражение в публикациях.

Исследовательские и издательский проекты, руководителем которых выступала Т.В. Корнилова, были неоднократно поддержаны Российским Гуманитарным Научным Фондом. Она член советов по защите докторских диссертаций факультета психологии МГУ и Института психологии РАН.
Т.В. Корнилова автор более 130 научных публикаций.


Основные публикации

  1. Т.В. Корнилова. Диагностика мотивации и готовности к риску (монография). М.: Институт психологии РАН, 1997.
  2. Т.В. Корнилова. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990 (монография совместно с О.К. Тихомировым).
  3. Т.В. Корнилова. Подростки групп риска. М.-СПб.: Питер, 2004 (монография совместно с С.Д. Смирновым и Е.Л. Григоренко).
  4. Т.В. Корнилова. Введение в психологический эксперимент. Учебник. М.: МГУ-ЧеРо, 1997, 2001.
  5. Т.В. Корнилова. Экспериментальная психология. Теория и методы. Учебник. М.: Аспект Пресс, 2002, 2005.
  6. Т.В. Корнилова. Психология риска и принятия решений (учебное пособие). М.: Аспект Пресс, 2003.
  7. Эксперимент и квазиэксперимент (учебное пособие)/ Под ред. Т.В. Корниловой. М.-СПб: Питер, 2004.
  8. Т.В. Корнилова. Методологические основы психологии (совместно с С.Д. Смирновым). – Учебное пособие. - СПб: Питер, 2006, 2007, 2008, 2009.
  9. Kornilova, T.V., & Grigorenko, E.L. (1997). The resolution of the Intelligence, heredity, natur-nurtur controversy and environment by Russian psychology: Culturally based or culturally specific? In R.J. Sternberg, E.L. Grigorenko (Eds.), Intelligence, Heredity and Environment (pp. 162-181). New York: Cambridge University press.
  10. Kornilova, T.V., & Kornilov, S.A. (2009). The Use of Foreign Psychodiagnostic Inventories in Differing Methodological Contexts. In E.L. Grigorenko (Ed)., Multicultural Psychoeducational Assessment (pp. 351-374). New York: Springer Publishers.


Статьи
  1. Т.В. Корнилова. О типах интеллектуальных стратегий принятия решений // Вестник Московского ун-та. Серия XIY. Психология,1985, №3.
  2. Т.В. Корнилова. Познавательная активность при решении дискурсивной задачи в компьютеризованном эксперименте // Вопросы психологии. 1990, №5.
  3. Т.В. Корнилова. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта //Вопросы психологии. 1993, №5 (совместно с Г. Будинайте).
  4. Т.В. Корнилова. Риск и мышление //Психологический журнал, 1994. №4.
  5. Т.В. Корнилова. Идеи активности познания в отечественной психологии мышления //Психологический журнал. 1995, №4.
  6. Т.В. Корнилова. Многоуровневая личностная регуляция принятия решений //Вестник РГНФ. 1996. №2.
  7. Т.В. Корнилова. Теоретические конструкты и психологическая реальность в индексах мотивации опросника Эдвардса //Вопросы психологии, 1997. №1.
  8. Т.В. Корнилова. О функциональной регуляции принятия решений //Психологический журнал, 1997. №5.
  9. Т.В. Корнилова. Понятие «риска», «неопределенности» и принятия решений в психологических и непсихологических моделях выбора //Управление риском, 1997. №3.
  10. Т.В. Корнилова. Многомерность фактора субъективного риска (в вербальных ситуациях принятия решений) //Психологический журнал, 1998. №6.
  11. Т.В. Корнилова. Мотивационная регуляция принятия решений: современные представления //Современная психология мотивации/ Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
  12. Т.В. Корнилова. Принятие интеллектуальных решений в условиях неопределенности //Вестник Московского Университета. Сер.14, Психология. 2002. №2 (совместно с Каменевым И.И.).
  13. Т.В. Корнилова. Методологические проблемы психологии принятия решений // Психологический журнал, 2005. №1. Т.В. Корнилова. Мотивация и интуиция в регуляции вербальных прогнозов при принятии решений // Психологический журнал, 2006. №2 (Совместно с О.В. Степаносовой).
  14. Т.В. Корнилова. Интуиция и рациональность в уровневой регуляции принятия решений // Вопросы психологии, 2006. №2 (совместно с О.В. Степаносовой и Е.Л. Григоренко).
  15. Т.В. Корнилова. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений (или о сомнительной роли редукционизма и эмоций в методологии психологии) // Психологический журнал, 2006, №4.
  16. Т.В. Корнилова. Саморегуляция и личностно-мотивационная регуляция принятия решений / Субъект и личность в психологии саморегуляции/ Под ред. В.И. Моросановой. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2007.
  17. Т.В. Корнилова. Экспериментальная парадигма, или ложные дихотомии в психологии / Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/ Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: Изд-во «институт психологии РАН». 2007.
  18. Т.В. Корнилова. Методологические проблемы психологии в трудах О.К. Тихомирова и его школы //Вестник Московского Университета. Сер.14, Психология. 2008. №2.
  19. Т.В. Корнилова. Модификация опросника имплицитных теорий К.Двек (в контексте изучения академических достижений студентов) // Психологический журнал, 2008. №3 (совместно с С.Д. Смирновым, М.А. Чумаковой, С.А. Корниловым, Е.В. Новотоцкой-Власовой).
  20. Kornilova, T.V. (2008). Personality regulation of decision making and learning efficacy / In Y. Zinchenko, V. Petrenko (Eds.), Psychology in Russia: State of Art. Moscow: Department of Psychology MSU&IG-SOCIN, 2008.
  21. Kornilova, T.V. (2009). Academic Achievement in College: the Predictive Value of Subjective Evaluations of Intelligence and Academic Self-Concept. In Y. P. Zinchenko, V. F. Petrenko (Eds.), Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook (pp. 309-326). Moscow: Russian Psychological Society.
  22. Kornilova, T.V. (2009). Subjective evaluations of intelligence and academic self-concept predict academic achievement: Evidence from a selective student population. Learning and Individual Differences, in press. (Co-authors: S.A. Kornilov, M.A. Chumakova)



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1