Ленская Елена Анатольевна

Ленская Елена Анатольевна

Ленская Елена Анатольевна

директор центра изучения образовательной политики, кандидат педагогических наук
Направление подготовки и (или) специальности: преподаватель английского и испанского языков

Общий стаж работы: 45 лет
Стаж работы по специальности: 45 лет (педагогическая деятельность и управление образованием)

Электронный адрес: lenskaya@universitas.ru


Сфера интересов

  • педагогическое образование и профессиональное развитие педагогов, 
  • социальное проектирование, 
  • лидерство, 
  • управление образованием, 
  • преподавание иностранных языков


Биография 

Родилась в г. Москве, училась в одной из первых школ с преподаванием ряда предметов на английском языке, закончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков, сейчас Московский государственный лингвистический университет по специальности преподаватель английского и испанского языков. Одновременно с учебой в университете работала преподавателем английского языка в детском саду. По окончанию института работала учителем английского языка в школе №178, и в Академии педагогических наук СССР.  В 1978 году защитила диссертацию по методике преподавания английского языка младшим школьникам, была автором и соавтором нескольких серий учебников по английскому языку для начальной школы (наиболее известная - Enjoy English).
В 1987 году начала работать в составе ВНИК «Школа», и была соавтором целого ряда программных документов и концепций, в том числе концепции языковой политики в образовании. В 1991 году стала работать в Министерстве Образования России в должности начальника управления по международному сотрудничеству, запустила и реализовала более 200 международных проектов и программ. В 1995 году была командирована в США, преподавала курс лидерства в образовании в университете Северо-Восточного Иллинойса. В 1997 поступила на работу в Британский Совет и была заместителем директора, курировала программы по английскому языку и по образованию. Реализовала более 100 проектов, в том числе проект BRIDGE по совместным магистратурам российских и британских вузов, проект по подготовке нового поколения авторов учебников английского языка, проект по подготовке единого экзамена по английскому языку, проект Северо-Кавказская образовательная инициатива. 
Будучи в Министерстве, присутствовала при замысле Шанинки (МВШСЭН) и поддерживала ее идею, а в Британском Совете стремилась поддержать этот вуз, подключая его к реализации международных проектов. В 2008 году перешла на постоянную работу в МВШСЭН сначала в качестве начальника отдела развития, а в 2011 году стала деканом факультета Менеджмента в образовании. Участвовала в нескольких исследовательских проектах, самыми значительными из которых были проекты TALIS-2008 и TALIS-2013.Опубликовала ряд статей, раздел в энциклопедии SAGE, разделы в нескольких зарубежных публикациях и сборниках.


Избранные публикации 

  • Ленская Е.А. (2001), Аспекты модернизации российской школы. Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М.: ГУ ВШЭ.
  • Ленская Е.А. (2005), Комментарий к докладу М. Барбера "Преимущества системы ответственности и отчетности". Вопросы образования. № 1. М.: ГУ ВШЭ.
  • Ленская Е.А. (2005), Планирование процесса повышения квалификации. Тенденции развития образования: проблемы управления образованием региона: материалы второй конференции Центра изучения образовательной политики. М.: Логос.
  • Ленская Е.А. (2006), Предметная и адресная подготовка учителей. Директор школы. № 9. М.: Сентябрь.
  • Ленская Е.А. (2008), Качество образования и качество подготовки учителя. Вопросы образования. № 4. М.: ГУ ВШЭ
  • Ленская Е.А., Хасан Б.И. (2011), Северный Кавказ: чему может научить школа? Тенденции развития образования: образование в многоконфессиональном и поликультурном обществе: материалы VII Международной научно-практической конференции. М.: Дело.
  • Ленская Е.А., Агранович М.Л. (2012), Сравнительный портрет российского учителя: что говорят результаты TALIS. Тенденции развития образования: проблемы управления и оценки качества образования: материалы VIII Международной научно-практической конференции. М.: Дело.
  • Ленская Е.А. (2013), Новая модель повышения квалификации учителя-предметника. Тенденции развития образования. Разные, но равные. Как преодолеть разрыв в доступе к качественному образованию: материалы IX Международной научно-практической конференции. М.: Дело. 
  • Ленская Е.А., Вальдман И.А. (2014), Оценивание и подотчетность обществу: учеб. пособие. М.: Логос.
  • Ленская Е.А., Брун И.В. (2015), Портрет учителя. Директор школы. № 7. М.: Сентябрь.
  • Bolotov, V., Lenskaya, E., Agranovich, M. (2010), Quality Assurance System: Making Education Accountable in Russia. The Building Blocks for Education: Whole System Reform [Электронный ресурс] // Режим доступа: <http://www.edu.gov.on.ca/bb4e/russiaEn.pdf&gt;
  • Lenskaya, E. (2013), Global Voices. Russia: Russia’s Own Common Core. Phi Delta Kappan. October. V95. N2. [Электронный ресурс] // Режим доступа: <http://pdk.sagepub.com/content/95/2.toc.pdf&gt;
  • Lenskaya, E. (2013), Quality Assurance System: Making Education Accountable in Russia. In: Leading Educational Change: 
  • Global Issues, Challenges, and Lessons on Whole-System Reform. Columbia University: Teachers College Press
  • Lenskaya, E. (2013), The Price of Standardized Testing in Russia. Education week. October 23. [Электронный ресурс] // Режим доступа: <http://blogs.edweek.org/edweek/international_perspectives/2013/10/the_price_of_standardized_testing_...;
  • Lenskaya Е.A. (2014), Nine successful projects: why we cannot draw lessons from our own experience. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. № 12. Красноярск: Сибирский федеральный университет.

Участие в конференциях

Последние 5 лет бессменный организатор и ведущая конференции «Тенденции развития образования», участвовала с докладами в 4 конференциях международного общества корпоративных исследований CIES, в международной конференции 2009 «Bricks of educational reform», была основным докладчиком в международной конференции Конфедерации директоров школ (ICP) в Торонто, выступала с докладами на нескольких конференциях Высшей школы экономики, на конференциях Педагогика Развития в Красноярске, на конференции IEA в Астане и ряде региональных конференций.


Гранты, НИРы

  • Грант Всемирного Банка на разработку и пилотирование программы «Управление образованием на основе достоверных данных». 
  • Проект ОЭСР TALIS-2013
  • НИР «Спрос и предложение в системе повышения квалификации педагогических кадров». 
  • НИР «Современные методы и формы подготовки и повышения квалификации учителей школ в системах образования ведущих стран мира».