Короткина Ирина Борисовна

67533b3f6c2314ad5661a85c586f13c5.JPG
кандидат педагогических наук
заведующая кафедрой английского языка

Преподаваемые дисциплины:
  • Academic Writing, 
  • Академическое письмо, 
  • Academic Vocabulary for Social Sciences, 
  • English for Public Policy, 
  • English for Sociology

Учёная степень: Кандидат педагогических наук

Направление подготовки и (или) специальности: Специалист в области структурной и прикладной лингвистики
Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка:
  • 2013 г. «Преподавание письма: теория и практика» (33 а.ч.), Merrill Lynch Writing and Communication Center, New Economic School (Российская экономическая школа). 
  • 2013 г. «Аналитическое письмо и практическая риторика в университетском образовании: актуальный международный опыт» (30 а.ч.), XVI Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа МГУ, The Fulbright Program in Russia.
  • 2007 г. «Применение инновационных методов в обучении иностранным языкам» (120 а.ч.), НОУ «Московский экономико-лингвистический институт».
  • 2005 г. ED: Integrating the Internet into the Classroom, Academic English Studies, Lewis & Clark College, USA.
Общий стаж работы: 39 лет 
Преподавательский стаж: 22 года

Электронный адрес: irina.korotkina@gmail.com; korotkina@universitas.ru 

Сфера интересов

Академическое письмо, проблемы академической грамотности и языка науки, требования к публикациям в зарубежных научных журналах, академическая лексика и проблемы терминообразования, международные исследования в области новой грамотности (New Literacy Studies), английский для специальных и академических целей (EGAP/ESAP), онлайновое образование, интернационализация образования и науки.

Биография 

И.Б.Короткина пришла в Шанинку в год ее основания, с 1996 г. преподавала и разрабатывала собственные курсы в академическом лингвистическом центре. С 2008 г. руководит  межфакультетской кафедрой английского языка. Со времени основания факультета государственного управления РАНХиГС (2009) совмещает работу в Шанинке с преподавательской деятельностью в должности доцента кафедры политических и общественных коммуникаций ИОН. Является членом Национального общества преподавателей английского языка (NATE), Российской ассоциации глобальной коммуникации и Российского общества по изучению американской культуры (ОИКС). Автор свыше 70 научных и учебно-методических публикаций, в том числе пяти учебных пособий. Регулярно выступает на международных конференциях и проводит семинары и мастер-классы, курирует рубрику «Академическое письмо и исследовательские компетенции» в журнале «Высшее образование в России» и сотрудничает с Academic Writing Center НИУ ВШЭ, где ведет семинары для преподавателей и аспирантов.
Профессиональные интересы И.Б.Короткиной всегда были связаны с грамотностью научных текстов, причем как на русском, так и на английском языках. После окончания МГУ она работала переводчиком научной литературы в различных областях науки и техники, включая медицину и авиационно-космические исследования, и 13 лет редактировала статьи в ежегодном академическом сборнике ИИЕТ РАН. Начав работать в Шанинке, И.Б.Короткина стала одним из первых в России преподавателей академического письма на английском языке, а с 2008 г. начала разрабатывать программу русского академического письма. В диссертационном исследовании 2009 г. ею впервые в российский образовательный дискурс были внедрены термины «академическое письмо» и «академическая грамотность». Издание в 2015 г. учебника по академическому письму на основе западной теории и методологии «Академическое письмо: процесс, продукт и практика» стало итогом этой долгой работы.
Еще одним важным направлением научно-исследовательской деятельности И.Б.Короткиной является английский для специальных академических целей (ESAP). Методология ESAP лишь недавно выделилась в отдельное научно-исследовательское направление, и ее дисциплинарные границы до сих пор обсуждаются в международных публикациях. Тем не менее, коллектив кафедры имеет около 20 лет опыта разработки программ по этой методологии (до рождения нового термина эти разработки носили внутреннее название EPD – English for Professional Development). За эти годы И.Б.Короткина разработала несколько курсов ESAP: English for Sociology, e-Tutorials for Educators и English for Public Policy, а также не имеющий аналогов курс Academic Vocabulary for Social Sciences. На основе курсов изданы учебные пособия И.Б.Короткиной “English for Public Policy, Administration and Management” (2015) и “Academic Vocabulary for Social Sciences” (2016).

И.Б.Короткина активно общается с российскими и зарубежными учеными, преподавателями и редакторами журналов. В 2011 в НИУ ВШЭ и 2013 гг. в Шанинке и РАНХиГС ею были организованы и проведены круглые столы по академическому письму. В 2004 г. она вела тренинги по ESAP для преподавателей Центральной и Восточной Европы на Летней школе Фонда Хорнби (Великобритания). В 2003 и 2007 гг. прошла стажировки в Великобритании с посещением лингвистических центров и лабораторий ряда университетов (LSE, Cambridge University, Oxford University, University of Manchester, University of Warwick, University of Sussex, London Knowledge Lab). В 2001-2004 гг. она участвовала в проекте НФПК «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах», подготовив два учебных пособия в рамках УМК «Английский язык для слушателей факультета политической науки», которые впоследствии были доработаны ею до изданных в 2015 г. учебников по программе ESAP.

Избранные публикации 


Участие в конференциях

За время работы в Шанинке приняла участие в качестве докладчика более, чем в 50 международных и национальных конференциях. В том числе за последние 5 лет:
I. Организовала и провела два круглых стола:
  •  «Есть ли место академической грамотности в российском образовании?» 18 ноября 2011 г.
  •  «Грамотность решает все? Проблемы подготовки кадров 21 в.». РАНХиГС, МВШСЭН, 21 февраля 2013 г.
II. Выступила с докладами, мастер-классами и презентациями на следующих конференциях и форумах:
  • 2nd International Conference "ESP/EAP/EMI in the Context of Higher Education Internationalisation" 26-27 ноября 2015 г., МИСИС.
  • Seminar “Establishing Effective Writing Centers” 30 ноября - 2 декабря 2015 г., Москва, НИУ ВШЭ - МИСИС - РЭШ (участник).
  • 16th Annual Umbrella Gathering " Envisioning New Paradigms in TEFL: Building on the Past as we Move to the Future" NATE, ELO US Embassy, Петрозаводск, 24 – 26 сентября, 2015.
  • Фестиваль науки «Грани будущего: рисует Калининград»,  ИЦАЭ, КГTУ, БФУ, Калининград. 19-21 апреля 2015.
  • XL Международной конференции Российского общества по изучению культуры США» (ОИКС) 5-12 декабря 2014.
  • III Международной конференции Московской ассоциации преподавателей английского языка (МЕЛТА) “ELT Forum: Facing Challenges In The Changing World” 24-25 октября 2014.
  • XIII Международная научно-практическая конференция «Векторы развития современной России: от формирования ценностей к изобретению традиций» 11-12 апреля 2014.
  • Круглый стол «Лингвистические, методические и  социокультурные аспекты профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам», Финансовый университет при Правительстве РФ, 20 мая 2014
  • VIII Конвент РАМИ «Посткризисный мир: новый регионализм и сценарии глобального управления». РАМИ, МГИМО (У) МИД РФ. 25-26 апреля 2014 
  • VIII Международная конференция «Коммуникация и универсум», Глобальная коммуникативная ассоциация (США), Пятигорский ГЛУ, Пятигорск, 24-26 апреля 2014.
  • V Международный образовательный Форум «Личность в едином образовательном пространстве»,  ЗАППО, Мин.образования и науки Украины, г.Запорожье, Украина. 7-18 апреля 2014.
  • XIII Международная научно-практическая конференция «Векторы развития современной России: от формирования ценностей к изобретению традиций». МВШСЭН, 11-12 апреля 2014.
  • Международная конференция Not only-iii: Теория и практика гуманитарных междисциплинарных исследований» РАНХиГС, Университет Яна Кохановского в г. Кельце (Польша). 24-26 марта 2014.
  • Научно-методический семинар «Changing EAP Landscape in Russia» , МИСИС, Cambridge University Press, 25 – 26 марта 2014.
  • Магия ИННО: новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников: РАМИ, МГИМО (У) МИД РФ. 4-5 октября 2013.
  • Научно-практическая конференция «Образовательные вызовы современности: тенденции развития педагогического исследования». СПбАППО, Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, 11 июня 2013.
  • Семинар «Интернационализация образования: вызовы университетской системе преподавания английского языка». МИСИС, Cambridge University Press. 18 апреля 2013.
  • Семинар «Academic Writing Weekend» НИУ ВШЭ 13 апреля 2013.
  • e-Merging Forum 3. Connecting teachers of English. Британский Совет, Москва 28 февраля – 2 марта 2013
  • «Х Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования», МВШСЭН, РАНХиГС, НИУ ВШЭ. 20-21 февраля 2013.
  • V Международная научно-практ.конференция «Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации». МГУ, 7-9 июня 2012.
  • Международная научно-практическая конференция «Экономический рост и конкурентоспособность России: тенденции, проблемы и стратегические приоритеты» Финансовый университет при Правительстве РФ, 24-25 апреля 2012
  • VIII Международная научно-практ.конференция «Тенденции развития образования», МВШСЭН, РАНХиГС. НИУ ВШЭ, февраль 2011.
  • Межвузовская конференции «Учебник и творчество преподавателя в учебном процессе» Дипломатическая академия МИД РФ, 24 июня 2011
  • IX международная научно-практическая конференция «Постдипломное педагогическое образование: традиции и инновации», СПбАППО Санкт-Петербург, 25 марта 2011
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Учебник – ученик – учитель». МГУ, 26-27 ноября 2010
  • Межвузовская научно-практическая конференция «Язык – дискурс - перевод». Дипломатическая академия МИД РФ, 17 июня 2010.
  • IV Международная научно-практ.конференция «Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации». МГУ, 10-11 июня 2010.
  • XVIth NATE-Russia Annual Conference «Enhancing Teacher Effectiveness», NATE, Челябинск, 24-26 июня 2010

Гранты, НИРы

  • 2007-2008 гг. Национальный проект «Коммуникации, образование, технологии», РАНХиГС, ЦИОП. Разработка УМК «Всемирное образовательное пространство и ИКТ в преподавании языка».
  • 2001-2004 гг. Национальный проект «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах России», НФПК, МВШСЭН. Разработка УМК «Английский для факультета политической науки».


Профиль на информационных ресурсах





Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1