Весенняя магистерская школа "Исследования городской повседневности" прошла 15-17 марта в "Солнечном".

25.03.2013

С 15 по 17 марта 2013 г. в подмосковном пансионате “Солнечный” состоялись лекции, тренинги и мастер-классы второй, Весенней, магистерской школы по социологии «Исследования городской повседневности» (организаторы: Философско-социологический факультет РАНХиГС и факультет социальных наук МВШСЭН (“Шанинка”). Среди участников Школы, прошедших серьезный конкурсный отбор (более 7 человек на место), оказались представители 3 стран, 9 городов и 18 вузов. Впрочем, аудиозаписи нескольких занятий и репортаж с места событий участницы Анны Сыроечковской, выпускницы географического факультета МГУ, расскажут о Школе гораздо лучше любой статистики.

Весенняя школа.jpg


Материалы весенней школы 

Фотографии с весенней школы

#материалы


...по итогам Весенней Школы в "Солнечном".

"Шел снег и два студента". Студенты, а точнее, слушатели магистерской школы по изучению городской повседневности - спеша между корпусами ЗУОК "Солнечный" на очередную лекциию. Снег, крупными хлопьями, как в рождественском кино - в качестве каприза погоды, которая сделала весеннюю школу МВШСЭН второй зимней (с).

Участники школы в эти три дня действительно всегда спешили, потому что с утра и до часа "X" их ожидали лекции, мастер классы, чтение текстов, синопсис...

Передача знаний на школе была организована в нескольких формах.

Первая - лекции. Завораживали виртуозно логичные рассказы В. Вахштайна об исследованиях повседневной жизни города, о языках науки, о теории фреймов. Полюбился культурный аудит - исследование мобильности москвичей и их вовлеченности в культурную жизнь города, о котором рассказал П. Степанцов. К. Пузанов показал, как совмещение географического и социологического подходов помогает "отловить" вернакулярные (имеющие образ в умах людей) районы в пространстве города. Этнометодология, которую презентовал один из немногих ее адептов А. Корбут, предстала как отрасль знания с "оптикой", позволяющей эмпирически рассмотреть поведение горожан крупным планом. А. Титков, географ и социолог, провел ликбез по теоретическим проблемам географии человека.

Вторая форма работы - тренинги, на которых участникам было предложено самостоятельно воссоздать "архитектуру" социологического исследования. Задачей было написать в качестве тренировки программу исследования, выдержав ее логическую стройность. Главная сложность и главная польза этого упражнения состояла в том, что действовать нужно было в "условиях, максимально приближенных к боевым" - соображать очень быстро, презентовать наработки и получать потом вполне недетскую критику. Здесь же стоит упомянуть синопсис - краткие слушания, в ходе которых любой желающий мог представить свой проект и получить конструктивную критику от коллег и тьюторов. Как если бы практика peer-review, которая существует в серьезных западных научых журналах, была сфокусирована во времени и пространстве.

Третья - работа с текстом. От этого упражнения осталось ощущение чего-то почти сакрального: все садятся в большой круг, берут оговоренный (и прочитанный) заранее текст кого-нибудь из социологов, писавших о городском пространстве, и... начинается Невыразимое. Кто-нибудь из участников вбрасывает первую реплику - выносит на обсуждение проблематичную фразу. Затем остальные по очереди дают интерпретацию, отвлекшись от любых сторонних знаний и аргументов, рассматривая текст как "вещь в себе", отдельную замкнутую систему. Настоящие игры Разума.

Сказать, что мы поработали интенсивно - значит, не сказать ничего. Разная степень подготовки и выносливости участников оставила их в разной степени приятной интеллектуальной изможденности. Мой личный "приход" - уникальная возможность остраннения привычного способа мышления через помещение его в совершенно иную систему координат. Моя специальность - география, о социологии и ее языке до этих выходных я имела очень слабое представление. Географам положено мыслить гибко - к этому располагает сама суть дисциплины, изучающей связи, подобия и различия элементов практически всех систем, которые только можно спроецировать на земную поверхность. Но вынуждена признаться, мой мозг периодически "выполнял недопустимые операции" и пытался отказаться работать с очередным мощным, насквозь цитатным и по незнакомой логике выстроенным концептом. Это, воистину, смещает "точку сборки"; не могу придумать ничего полезнее для расширения горизонтов. И что важно: теперь понятно - главная работа начинается не в режиме включения overcapacity интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, а после, в момент рефлексии. Так что школа прошла - но вместе с тем, она все еще со мной происходит. Подозреваю, что и другие участники испытывают что-то подобное :)

Спасибо большое всем, благодаря кому школа состоялась, и получилась именно такая: интенсивная, информативная, суровая, вдохновляющая, с удивительно дружеской и приятной атмосферой, остроумными шутками, вкусными брусничными булочками и дискуссиями обо-всем-на-свете в кофе-брейках.

Анна Сыроечковская

17 марта 2013



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1