Вера Дубина, руководитель первой магистерской программы по public history в России, рассказала на конференции «Профессионализация знания: история и значение для современного состояния гуманитарных наук» об опыте реализации этой программы в Шанинке

02.03.2013

25 февраля 2013 г. Лаборатория исследований культуры ЦФИ НИУ ВШЭ и Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ НИУ ВШЭ) провели научную конференцию «Профессионализация знания: история и значение для современного состояния гуманитарных наук». Конференция стала важным этапом в реализации исследовательского проекта «Институциональная история философии: формирование профессиональной философии в немецкой институциональной среде XVIII –XX», поддержанного грантом РГНФ при поддержке Научного фонда НИУ ВШЭ.


"Тема публичной истории нашла свое органическое продолжение в выступлении Веры Сергеевны Дубиной (МВШСЭН) «Большие надежды: первая магистерская программа по public history в России», где был представлен отечественный опыт организации центра подготовки публичных историков. В соответствии с такой преимущественно практической ориентацией, доклад Дубиной был кратким и деловым. Прежде всего она подчеркнула, что не следует преувеличивать степень влиятельности публичной истории – если в США и в какой-то мере в Австралии можно говорить о ее победном шествии, то в других странах степень ее общественного признания отнюдь не столь велика. Кроме того, Дубина указала на принципиальное различие в стратегиях развития публичной истории в США и европейских странах, прежде всего в Германии. Если в первом случае главным был вопрос, как продать историческое знание неисторикам, найдя компетенциям историка-профессионала применение за пределами университета, то во втором публичная история служила альтернативой консервативному толкованию современной истории. Публичная история в германском обществе (в частности, программы публичной истории в Берлине и Потсдаме) восходит к таким общественным инициативам, как исторические лаборатории, занимавшимся переименованием улиц, освоением региональной истории и т.п. При такой установке деятельность публичного историка вовсе не предполагает размывания профессиональных критериев, но подразумевает внедрение экспертных оценок в околоисторическую деятельность разнообразных общественных групп. Именно на такую модель публичной истории ориентируется магистерская программа, которая была представлена в докладе. Она должна стать ответом на растущий интерес средств массовой информации к истории и повышение интереса общества к музейным собраниям, местам исторической памяти и на возрастание роли исторических познаний в образования, а также в сегодняшнем политическом и культурном пространстве. В заключение доклада был кратко охарактеризован учебный план этой программы и особенности организации учебного процесса.

Ярко выраженная практическая ориентация доклада Дубиной отнюдь не воспрепятствовала постановке в ходе его обсуждения принципиальных теоретических проблем. Так, Григорий Юдин инициировал дискуссию о соотношении публичной истории и исторической политики и об отношении ее к государству и поставил вопрос, не таит ли стратегия публичной истории опасности возврата к идеологической инструментализации исторического знания. Отвечаю ему, Дубина возразила, что публичная история, напротив, дает публике возможность защищаться от манипуляций, поскольку не скрывает, а, напротив, обнажает механизмы формирования исторической культуры. В ходе же обсуждения практических аспектов программы главным стал заданный Виталием Куренным вопрос, насколько вообще навыки, необходимые для решения декларируемых в программе публичной истории задач, возможно формировать в рамках учебного процесса на базе университета. Реагируя на реплики, Дубина проявила примечательную сдержанность, ничем не подавая повода к подозрениям в скрытой рекламе представляемой программы и признавая, что для решения многих проблем еще нет однозначного рецепта".

Источник




Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1