«Прошлое десятилетие создавало нас, а следующее создадим мы». Студентка 2 курса британского бакалавриата Алина Набиуллина — о том, как обучение в Шанинке помогает студентам реализовать свои креативные проекты

14.02.2020
Студентка 2 курса британского бакалавриата Алина Набиуллина
  
За год учёбы на программе «Менеджмент креативных проектов» Алина Набиуллина успела подтянуть английский в Манчестерском университете, организовать несколько официальных вечеринок, заняться апсайклингом и понять, что в креативных проектах важны не бюджеты, а единомышленники.





— Ты училась и поступала в Москве, но в Москве большой выбор университетов. Расскажи, пожалуйста, как ты выбирала и почему в итоге решила поступить на британский бакалавриат в Шанинке?

Как многие девочки, в школе я хотела быть дизайнером одежды и аксессуаров — даже ходила на курсы по этому поводу. Но уже тогда понимала, что для того, чтобы стать успешным дизайнером, нужно либо неординарное видение, либо серьёзный капитал, которых у меня нет.

Отучившись на курсах, я решила, что всё ещё хочу связать с этим свою деятельность, но не творчески. В тот момент мама — мы вместе искали, куда мне поступать, — наткнулась на программу «Менеджмент креативных проектов». Я сходила на День открытых дверей, пришла в приёмную комиссию РАНХиГС — там рассказали, что это совместная программа с Шанинкой. Какое-то время я переваривала, а потом решила, что всё, точно сюда.

Я понимала, что по баллам на бюджет не поступлю. Только если бы все желающие резко решили не поступать на программу. В принципе у меня был нормальный балл — 78, кажется, по 3 предметам. Но это не бюджет. Дождалась результата ЕГЭ, подала документы, получила подтверждение о поступлении и радовалась.


— Студенты Шанинки частично могут формировать свою учебную программу сами. Какие предметы ты выбрала для себя и почему?

На 1 курсе, во 2 семестре, есть дисциплины, общие для всего потока, — ты можешь выбрать те же самые предметы, только на английском языке. Но туда ещё надо пройти — написать эссе, чтоб отобрали. Я поздно об этом узнала, уже не успевала написать проходное эссе. Решила, что пока не пойду на англоязычные — всё равно они начнутся у меня со 2 курса.

А со 2 курса у нас на выбор было две дисциплины: «Массовая и медиа-культура» и «Городская культура в исторической ретроспективе». Насколько я знаю, только один человек выбрал «Городскую культуру». Но было бы клёво походить и туда, и туда, это же во многом связанные вещи.


— Какие у тебя были ожидания по поводу учёбы на английском? У тебя хороший английский?

В школе английский у меня был со 2 класса. Я оцениваю его как средний: не сказать, что говорю на нём замечательно. Но когда летом мы были на языковой стажировке в Манчестере, получилось так, что я и некоторые мои сокурсники попали в самую сильную группу по уровню владения. Мы были очень удивлены, потому что, когда проходили тестирование, все были какие-то сонные — и вдруг нам говорят, что мы в самой сильной группе!


— То есть перед тем, как поехать на стажировку, ты проходишь в Шанинке тест на уровень владения языком?

Нет, приезжаешь — и в первый день вот этот тест. Нужно написать эссе плюс общение с одним из местных преподавателей. Преподаватели есть разные: есть те, кто всю жизнь прожил в Англии, а есть такие, для кого английский не родной, но они, естественно, хорошо его знают. Шутили, как хорошо, что у них нет шотландцев — это известный там анекдот о том, что шотландский английский вообще никто не понимает. У наших преподавателей всё было отлично с дикцией — мы всё понимали, это радовало.


— Расскажи, как устроена стажировка: вот вы приехали, сдали тест — а дальше что? Куда вас ведут, какая программа?

Мы приехали, разместились, и утром следующего понедельника у нас начинается стажировка: написали тест, поговорили с преподавателями, потом нам провели экскурсию — где библиотека, где будут проходить занятия, где кафе, где компьютерный зал. И всё, это первый день.

Во второй день нам сказали, кто в какой группе по уровню языка будет заниматься, выдали расписание. Идём на занятия. Первое задание, естественно, было «Расскажи немного о себе» — и все такие: «Я из России, меня зовут так-то, учусь на менеджменте креативных проектов». У всех одинаковые ответы, это было смешно.

Все занятия, по сути, посвящены изучению английского языка — мы просто берём разные темы и обсуждаем их. Иногда нас спрашивали: хотите на следующем занятии сделаем то-то или то-то?

У нас был замечательный преподаватель Лоранс, он иногда проводил свои занятия в Манчестерской художественной галерее. Например, давал нам задание: сейчас мы идём в музей, вы выбираете любую картину, которая там висит, фотографируете её и готовите о ней небольшой рассказ. Потом мы возвращаемся в аудиторию — и каждый выступает со своим рассказом.

Можно было выбрать 2 поездки, которые входили в стоимость стажировки. Но это было устроено так: нас привозили в город, оставляли там, мы гуляли-гуляли, а потом возвращались. Мы так съездили в Йорк, кто-то — на озёра в национальный парк Lake District, и уже самостоятельно мы ездили в Ливерпуль. Мне больше всего понравилось в Йорке, но главным образом потому, что очень повезло с погодой — было солнечно. Погулять по Ливерпулю нам не удалось: посмотрели на пару достопримечательностей, а остальное время сидели в кафе, потому что весь день шёл ливень.

Студентка 2 курса британского бакалавриата Алина Набиуллина
  

— У вас на курсе 2 иностранных языка — какой второй язык ты выбрала для изучения?

Там был выбор между китайским, французским, испанским и немецким — я выбрала немецкий, так как немного изучала его до университета. Сейчас для россиян до 26 лет вроде бы планируют сделать безвизовый въезд в Германию. Ну и просто душа больше лежит к немецкому — он такой логичный по сравнению с английским!


— Одна из известных особенностей Шанинки — то, что обучение проходит в режиме дискуссии, совместной работы. По-твоему, это так?

Да-да. В прошлом году у нас были семинары Александра Зарицкого по «Политологии» — он нам давал сначала читать какой-нибудь текст на дом. Читаешь — половину не понимаешь. А потом на занятии начинаем его обсуждать — и каждый выдвигает свои гипотезы, спрашивает, что ему было неясно. Это здорово, что мы обсуждаем всё вместе и вместе к чему-то приходим. А не так, что каждый должен сам разобраться, и на занятии с кого-то потребуют «правильных» разъяснений. Ещё очень приятно, когда преподаватель называет нас коллегами. Хотя это и немного забавно.


— Другие студенты рассказывали, что приходится много читать. Что, например? И вообще, много — это сколько? Вот вы пришли на занятие, обсудили что-то, и преподаватель говорит: «К следующему занятию, через 3 дня, надо прочитать книгу» — или как?

Да, читать надо много. К каждому эссе должно быть минимум 8 источников, а источник — это или статья, или книга. При этом не факт, что ты прочёл статью или книгу — и нашёл там то, что было нужно. Каждый раз это такая лотерея! Хорошо, если книга есть в электронном виде, и ты хотя бы можешь проверить её содержание по ключевым словам. Но если это бумажная книга... Там, конечно, есть алфавитный указатель, но по нему не всегда можно сразу найти нужное. Поэтому читать приходится много.

Но это не как в школе: если не прочёл, получишь два. Просто если ты не прочёл, вероятно, какая-то важная информация пройдёт мимо тебя.

Библиотека Шанинки — замечательное место, это как лайфхак. Не знаю, у кого как с самоорганизацией, я не могу заниматься дома — отвлекаюсь на всё. А тут рабочая атмосфера, ты приходишь и чувствуешь себя частью чего-то большего, чем домашнее задание.

Студентка 2 курса британского бакалавриата Алина Набиуллина
  

— На публичных лекциях в Шанинке часто выступают идеологи, создатели, кураторы всевозможных креативных проектов. За год учёбы ты сталкивалась здесь с чем-то, что направило тебя, заставило задуматься о проектах, в которых ты хотела бы поучаствовать или запустить сама? Как ты хочешь применить потом своё образование?

В начале года мы с некоторыми однокурсниками организовали в Шанинке посвящение первокурсников. Нам понравилось, что можно собрать разных людей, все общаются, веселятся, и никто ни на кого не давит в плане каких-то церемоний — просто собрались и общаемся, каждый нашёл себе собеседника.

Потом мы решили собрать людей на Хэллоуин. Но подошли к этому более креативно — вход был только для тех, кто в костюмах. А недавно мы с подругой, которая тоже учится на «Менеджменте креативных проектов», решили проводить «десятилетия». Мы шутили о том, что мы поколение 2010 — 2020, прошлое десятилетие создавало нас, а следующее создадим мы. Загорелись этой идеей, собрали много людей, пригласили знакомых диджеев — пригласить звёзд мы не можем, а это наши знакомые, которые тоже хотят какого-то развития. Сняли лофт и устроили большую вечеринку. Всё от начала до конца придумали и сделали сами.


— А что за ребята у тебя на курсе?

Сейчас нас почти 40 человек — я, кстати, ещё и староста в своей группе. Почти всех людей я знала и раньше — мы пересекались в прошлом году, знакомились, условно, в коридоре, пока шли на свои пары. В этом году многие из них перешли со своего изначального профиля на «Менеджмент креативных проектов». А на первом курсе на МКП было немного народа.

Я пока не знаю, кто чем дышит. С одной из моих знакомых на курсе у нас была идея по созданию одежды из вещей, которые человек уже не носит. Это называется апсайклинг. Бывает же такое, что разонравилась вещь и просто висит в шкафу! Или у меня есть знакомые, которые занимаются танцами — я думала о том, чтобы шить им костюмы для номеров. Когда у нас было посвящение, был дресс-код — что-то эпатажное. Причём известно об этом стало буквально за день, условно, в 9 вечера, а посвящение уже завтра в 6.

У меня в гардеробе нет эпатажных вещей, зато было много крафтовой бумаги — я напечатала на ней комиксы и сделала из них юбку. И это меня натолкнуло на мысль о том, чтобы делать уникальные вещи из пластика, бумаги и каких-то нестандартных материалов. Но мы это ещё обдумываем.