В Шанинке прошел круглый стол "Традиционные ценности / моральные ценности в России и за рубежом"

03.02.2017
30 января 2017 года в МВШСЭН состоялся экспертный круглый стол, посвященный осмыслению морального консерватизма как общественно-политического явления современного мира. 

IMG_0249m.jpg

Обсуждение прошло в рамках реализации пятилетнего международного исследовательского проекта "Постсекулярные конфликты" (2016-2021), проводимого при поддержке Университета Инсбрука (Австрия). 
Организаторами выступили МВШСЭН и Институт общественных наук (РАНХиГС). 

IMG_0252m.jpg
На круглом столе были рассмотрены следующие вопросы: 

• В последнее время вопросы морали (семья, аборты, однополые браки, эвтаназия, биомедицинские технологии), а также религиозной идентичности (демонстрация религиозных символов, чувства верующих) выходят на первый план в публичной дискуссии как в России, так и в других странах. Почему это происходит? Что такое "традиционные ценности", о которых так много говорят? Какие существуют эквиваленты/варианты этого выражения в других языках/культурах? 

• В России в период третьего срока Путина происходит поворот к "духовно-нравственному возрождению", к moral politics, провозглашаются "духовные скрепы" и проч. Во внешнем мире Россия начинает выступать как защитница традиционных ценностей, и этот демарш входит в резонанс с процессами, идущими в ключевых регионах мира (в том числе в США: Трамп об запрете абортов и однополых браков). Можно ли в этой связи говорить о "консервативном повороте" в международном масштабе? А также о формировании "консервативного интернационала" – с доминирующим дискурсом моральных ценностей? 

• В указанных процессах участвуют как секулярные, так и религиозные акторы. Как между ними распределяются роли? Можно ли считать современный консервативный моральный дискурс пост-секулярным, то есть говорить о возвращении религии в публичное пространство? В чем российская (постсоветская) специфика? и есть ли она? 


16403141_10206386213653025_73769717558317615_o.jpg В обсуждении приняли участие: Александр Агаджанян (РАНХиГС), Алексей Козырев (МГУ им. М.В. Ломоносова), Александр Кырлежев (РАНХиГС), Александр Морозов (независимый журналист, политолог), Дмитрий Узланер (МВШСЭН, РАНХиГС), Александр Филоненко (Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина), Сергей Чапнин (журналист), Андрей Шишков (Общецерковная аспирантура и докторантура), о. Владимир Шмалий (Общецерковная аспирантура и докторантура), Кристина Штекль (Университет Инсбрука). 16463435_10206390602682748_591968888003048053_o.jpg