Опубликовано видео лекции Владимира Слыщенкова «Перспективы авторского права в информационную эпоху», прошедшей в рамках "Открытой среды" в Парке Горького

06.08.2015

В какой мере интеллектуальная собственность согласуется со свободой творчества и беспрепятственным распространением информации? Возможно, исключительное авторское право не столько способствует, сколько препятствует общественному и культурному развитию? Фокус этой лекции: противоречие между авторским правом и свободой информации.

ЛЕКТОР: Владимир Слыщенков, к.ю.н., Ph.D in Law (Эссекский университет, Великобритания), заведующий кафедрой сравнительного права факультета права Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН), практикующий юрист в области интеллектуальной собственности и юридической поддержки коммерческой деятельности.

 

Авторское право охраняет интересы авторов и иных правообладателей в отношении созданных творческим трудом текстов в самом широком понимании (включая литературные произведения, музыку, фотографии, картины, фильмы, компьютерные программы в виде исходного кода и проч.). Основная цель исключительного права в этой области – не допустить копирования, распространения и использования объекта авторского права без разрешения автора или иного лица, которому передано исключительное право (правообладатель). Поэтому исключительное авторское право – это copyright, буквально: право копировать. Исключительное (имущественное) право нужно отличать от неимущественных авторских прав (английский термин:moral rights). Например, плагиат – это присвоение авторства, т.е. нарушение неимущественного права авторства. Критика авторского права в настоящей лекции относится только к исключительному авторскому праву. Также не затрагиваются исключительные права в области патентов, товарных знаков и иной интеллектуальной собственности, в обычной ситуации не затрудняющие свободу информации.

Статья 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. едва ли совместима с исключительным авторским правом: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Вопреки распространенному мнению, будто исключительное авторское право – предпосылка свободы творчества и существует ради авторов, обычно дело обстоит наоборот: (а) интеллектуальная собственность в области авторского права ограничивает творчество, потому что запрещает передачу текстов и создание производных произведений без разрешения правообладателя; (б) авторское право создает механизм зарабатывания огромных денег к выгоде не столько авторов, сколько издательств и других коммерческих организаций в области изготовления и продажи экземпляров произведений.

Нельзя не согласиться с критическим высказыванием американского исследователя Р. Беттига: «Всегда существовало напряжение между монополистическим характером интеллектуальной собственности и заявленной целью содействия распространению информации и идей. Авторское право стремится ограничить использование произведения кругом лиц, желающих и способных заплатить за него. Эта ограниченность … может увеличить разрыв между информационным богатством и бедностью» (Bettig R.V. Copyrighting Culture: The Political Economy of Intellectual Property. P. 8). В наше время интернета и продвинутых технических устройств охраняемые авторским правом тексты зачастую легко копируются и распространяются независимо от согласия правообладателя. Информация текуча. В этих условиях стремление авторского права удержать копирование и передачу произведений под контролем правообладателя все больше напоминает попытку делать деньги из воздуха.

Различные законодательные ограничения авторского права в общественных интересах, а также противоборство консервативной (антипиратский закон) и прогрессивной (поддержка свободного программного обеспечения) тенденций правового регулирования отражают напряжение между авторским правом, с одной стороны, и потребностями культурного развития, свободой творчества и информации, с другой стороны. Авторское право находится в состоянии неопределенности, ищет новые принципы и формы применения. Пока только свободному программному обеспечению (СПО) удалось предложить эффективную юридическую модель создания и распространения результатов интеллектуальной деятельности (компьютерных программ) не на основе защиты имущественных прав правообладателей, а на этических основаниях сотрудничества и взаимопомощи между программистами. Свободное программное обеспечение использует авторское право не для того, чтобы защищать имущественные интересы, а чтобы сделать программы общедоступными для использования и изменения в интересах любого члена общества. Свободная программа – это программа, распространяемая по свободной лицензии, иначе говоря, лицензии, которая предусматривает четыре свободы программного обеспечения (т.е. права пользователя программы): а) запускать программу в любых целях; б) изучать и изменять программу в форме исходного кода; в) распространять точные копии программы; г) распространять измененные версии программы.

Авторское право находится на перепутье. Продолжается трудный поиск нового баланса между коммерческой заинтересованностью и потребностями культурного и творческого развития. В этой связи увеличивается значимость усилий по противодействию утилитарному использованию авторского права ради обогащения. В рамках регулирования авторского права преобладающее внимание должно уделяться неимущественным правам, созданию справедливых механизмов финансовой поддержки авторов, а также свободе творчества и информации. Новые подходы в области авторского права могут заметным образом способствовать прогрессу свободы в общественной жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА: Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 4; Дозорцев В.А.Интеллектуальные права: понятие; система; задачи кодификации: сборник статей. М.: Статут, 2003; Савельев А.И. Лицензирование программного обеспечения в России: законодательство и практика. М.: Инфотропик Медиа, 2012; материалы в теме «Российская свободная лицензия» на форуме журнала PCWeek (http://www.pcweek.ru/foss/forum/forum32/topic7576/); материалы на сайте Фонда свободного программного обеспечения (www.gnu.org); Фальквинге Р. История авторского права (http://forum.razved.info/index.php?t=3423); Bettig R.V.Copyrighting Culture: The Political Economy of Intellectual Property. Colorado: West View Press, 1996; Rosen L. Open Source Licensing: Software Freedom and Intellectual Property Law. Upper Saddle River, New Jersey: Prentice Hall PTR, 2004.

 

 



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1