"Важно, чтобы всё было без «звериной серьезности»", - Валерия Сабирова рассказала об организации Кинолаборатории

24.04.2015

Выпускница Шанинки Валерия Сабирова рассказывает об учебе в Шанинке и о Кинолаборатории - новом для России формате события для киношников.

IMG_0698.jpg

- Расскажи немного о своей учебе в Шанинке.

- Я закончила программу Управление социокультурными проектами в 2012 году, кто-то делит программу на два года, мы прошли за год. Хотелось скорее от теории перейти к практике, начать проектировать самой. Для карьеры важно, что у меня была Шанинка, она дала как раз то полное понимание и представление о проекте, которого ранее не хватало. За год она дала гораздо больше, чем за все пять лет учебы в институте. Хотя я и на последнем курсе уже пыталась делать мероприятия. Первую выставку современного искусства в жизни сделала вообще без денег. Конечно, это было не совсем профессионально, но я получила первый опыт в организации события на практике.

- Какие ещё проекты ты вела?

- Много разных. Была координатором на фестивалях “Интермузей” и “Архстояние”, например. Самый масштабный – это выставка “Романовы” в Манеже, куда приезжал президент и все первые лица. Нас было на проекте три менеджера, мы, кстати, учились вместе в Шанинке. Нам было очень комфортно и удобно вместе работать. Позже работала проект-менеджером в Агентстве по развитию территорий, работала в Ассоциации Менеджеров Культуры на различных проектах. Но мне больше нравится создавать проекты с нуля.

- А сейчас?

- Сейчас я работаю только над KINOLAB Moscow.

- Расскажи поподробнее, что это такое?

KinoLab_logo_1.png

- Кинолаборатория - это довольно популярный формат в Европе. На одной площадке собираются люди разных профессий, связанных с кино, и снимают короткометражные фильмы за очень маленький промежуток времени. Такое экспресс-кино. Например, сессии бывают по 24, 36 или 72 часа. Во время Кинолаборатории в Москве будет 2 сессии по 72 часа. Задача такого формата - обеспечение площадки для полного погружения и творческого взаимодействия киношкников. У нас будет 150 участников со всего мира - всего мы насчитали 18 стран. По меркам кинолабораторий - это масштабное событие.

- Как тебе пришла идея организовать кинолабораторию в Москве?

- Я приехала погостить к своему другу во Францию, а там как раз проходил кинофестиваль Off-court Trouville, в рамках которого проходила Кинолаборатория. Там разговорилась с девушкой из Бельгии. На таком же фестивале она сняла свой фильм и, попробовав себя в роли режиссера, переквалифицировалась и теперь работает сценаристом-режиссером.

Когда нет опыта, снять кино кажется невозможным, но девиз KINO – «Do good with nothing, do better with something and do it now!». И я решила попробовать.

В общем, не будь это на площадке Кинолаборатории, наверное, ничего бы не получилось. Но там в одном месте собрались совершенно разные кино-специалисты и мне удалось набрать команду, с которой мы сняли короткий фильм с хэппи эндом.

Мне понравился такой формат. Позже я поняла, что мне не хватает такой площадки в Москве, не хватает такой атмосферы, когда идет плотное творческое взаимодействие, когда съемки фильма идут как бы сами собой, легко. А самое главное, что они проходят в дружеской теплой атмосфере.

- Почему ты не организовала кинолабораторию в России раньше?

- Первым, пилотным проектом, стало «Кино за неделю» совместно с Шанинкой и Арнольдом Гискиным. Было около 30 участников только из России. Некоторые ребята, кто снял свое первое видео, стали дальше развиваться в качестве режиссёров. Формат был, конечно, не такой, как в Европе, не было выстроено общее пространство, не было захватывающей атмосферы. Это первый шаг, и было понятно, что площадка должна выглядеть иначе.

Потом я поехала во Францию, где присоединилась к команде KINO CAEN в качестве волонтера и смотрела, как Кинолаборатория строится с нуля. Было очень важно увидеть кухню изнутри: как сами фестивали, так и подготовка к ним проходят непринужденно. Важно, чтобы всё было без «звериной серьезности», как любит говорить ректор Шанинки Сергей Зуев. В Кинолаборатории самое главное, что все делается с и для удовольствия. Это меняет отношение ко всему процессу в целом. И я решила повторить это в Москве.

All_1_web.jpg

- Как ты формируешь атмосферу Кинолаборатории, о которой ты говоришь?

- Мы нашли прекрасную площадку для проведения Кинолаборатории в Москве. Круговая панорама ВДНХ - место со свей историей и атмосферой, а это именно то, что нужно для лаборатории. Мы сами придумали дизайн оформления, чтобы, с одной стороны, было удобно, а с другой -  стильно. Бюджет невелик, поэтому, по сути, мы делаем все из подручных материалов, которые собираем по всей Москве. И получается круто, потому что это тоже соответствует духу взаимовыручки и поддержки Кинолаборатории.

Мы приглашаем людей, которые уже участвовали в Кинолаборатории в Европе, они тоже помогут задать атмосферу.

Интересно и одновременно страшно, как воспримут русские участники такой новый для России формат. Кинолаборатория - это не киношкола: здесь нет лекций, нет преподавателей. Наши соотечественники привыкли, чтобы были рамки, мы любим, чтобы была определенность. Но в Кинолаборатории должна быть спонтанность. Будет ли у вас классная команда – мы не знаем! Будет ли у вас достаточно техники – мы не знаем! Получится ли снять кино – мы не знаем!

- Это мероприятие только для киношников?

- Сами сессии да, но у нас будут лекции и мастер-классы для широкой аудитории. Это будет интересно всем и позволит окунуться в атмосферу Кинолаборатории.

- В чем для тебя разница: "ты – участник" и "ты – организатор"?

- Съемки фильма очень похожи на работу проектного менеджера. Ты управляешь всем: нужно собрать всех в одном месте, контролировать время, ставить задачи... Следить за результатом, и в то же время ты здесь творческая единица. Управление проектом, в принципе, то же самое - ты собираешь людей, определяешь задачи, контролируешь ход действий. Мой опыт участия в Кинолабораториях в Европе очень помогает в создании такой площадки здесь.

- Планируешь сама поучаствовать в KINOLAB Moscow?

- Боюсь, что на это просто не останется времени и сил. Сама организация - это трудоемкий и энергозатратный процесс. Мне важно передать опыт, полученный во время KINO в Европе, очень хочется, чтобы формат прижился в России.

- У тебя есть команда?

- Есть один надежный партнер Инна, мы с ней вместе продвигаем эту историю. В процессе подготовки к нам присоединилось много людей, которым Кинолаборатория близка по духу, среди них есть действительно классные специалисты. Кинолаборатория - это непаханное поле для деятельности, если у тебя есть идея, ты ее воплощаешь, и тебя не ограничивают. В этом процесс организации, кстати, похож на сам процесс съемки фильма в Кинолаборатории. Мы друг друга поддерживаем, важно, что люди из команды могут подхватить там, где это нужно.

- Сложно постоянно «держать руку на пульсе» проекта?

- Для менеджера проектов важно выстроить работу так, чтобы даже в твое отсутствие подготовка шла своим чередом. Одновременно, это и самая сложная задача. Сложившаяся команда отлична тем, что работа действительно выстроилась так, что если я, пусть не надолго, отпущу проект, он не развалится. В какой-то момент я выпала из работы на 2 дня, и за эти дни ничего критичного не произошло, работа шла своим чередом. У нас в команде это работает, и это здорово!

- Кинолаборатория в Москве - это разовая история или вы хотите и дальше развивать этот проект?

- Мы продвигаем эту историю так, чтобы после Лаборатории в Москве найти новых партнёров и спонсоров, ведь вполне возможно, что это вырастет до Фестиваля короткометражного кино. Мы готовим почву для дальнейшего развития. Есть регионы, постсоветское пространство. Нас уже приглашают в Грузию, в Минск, чтобы мы провели там свою Лабораторию.

- Очень интересно, какова дальнейшая судьба фильмов?

- После финального просмотра фильма на Кинолаборатории, дальнейшая судьба - на усмотрении самих создателей. Есть договоренность с несколькими партнёрами, что лучшие фильмы будут показаны на фестивалях в Европе, а для Дня города уже ждут фильмы о Москве. Авторов самых интересных работ будем поддерживать...

Сайт Кинолаборатории



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1