Николай Прянишников, преподаватель факультета управления социокультурными проектами, провел семинар «99 пунктов ТЗ, или технология создания выставки» в Шушенском

28.10.2014

Преподаватель ВМШСЭН Николай Евгеньевич Прянишников недавно вернулся из командировки в Красноярский край. Вот что он рассказал о своей поездке:

1939809_735243749881194_1231292278773156200_n.jpg"Я был в таком замечательном месте, музее-заповеднике «Шушенское». Изначально он был создан, потому что-то когда-то там были в ссылке Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. В 1990-е мои друзья, Михаил Борисович Гнедовский и Николай Алексеевич Никишин перепроектировали этот музей в этнографический, который представляет жизнь населения юга Сибири, и в таком статусе он до сих пор существует. И когда мы - небольшая группа экспертов, которая входит в неформальную организацию «Музейные решения», и несколько примкнувших к ней коллег, всего шесть человек – узнали, что предстоит провести последний семинар в цикле «Новые музеи для Сибири», мы решили, что надо выбрать какую-то очень значимую тему.

В свое время мы с Сергеем Эдуардовичем Зуевым потратили довольно много времени и сил на то, чтобы попытаться модернизировать сознание традиционно мыслящих музейщиков. Для этой цели была придумана серия семинаров, когда людям, уверенным, что они пришли в мир хранить и не «пущать», приходилось работать с разными формами современного искусства, которое, напротив, очень любит разные провокации, скандалы, интерактивные формы работы со зрителями или местными жителями. «Прививка» современным искусством оказалась удачным средством, благодаря которому многие музеи стали думать не только о прошлом, но и о будущем, начали использовать проектные способы работы. Этот же метод мы решили использовать и в Красноярском крае.

Для семинара в Шушенском мы выбрали тему музейной выставки, поскольку ничто как выставка позволяет актуализировать те или иные вещи из коллекции музея. Мы придумали провокационное название «99 пунктов ТЗ (технического задания) или технологии создания выставки» и объявили клич. В результате у нас было двадцать восемь слушателей, большая часть из музеев Красноярского края, немного из Приморья и из находящейся недалеко от Шушенского Хакассии. Все они были музейщиками, кто директором, кто хранителем, кто специалистом по работе с выставками. И все им было дано задание - придумать идею для новой выставки.

Надо сказать, что наши занятия проходили в формате семинара-лаборатории. При общении преподавателей со слушателями существует несколько зон. Есть область знаний, где очень хорошо ориентируются эксперты, но она не нова и для участников семинара. Это такая зона банальностей. Есть информация, которой эксперты владеют, а участники нет. И там эксперты могут выступать в роли преподавателей. С другой стороны, никакой эксперт не может знать детальные подробности местных условий, здесь экспертами становятся местные участники семинара, а преподаватели охотно их слушают. И, наконец, самая интересная зона взаимодействия та, в которой ни приглашенные эксперты, ни участники ничего не знают. Именно внутри этой зоны мы и решили проводить семинар в Шушенском.

Мы объявили, что семинар должен быть экспериментом. Его основная мысль была в том, что надо прекратить организовывать тривиальные выставки, от которых ни сами музейщики, ни посетители не ждут ничего нового. Надо выходить в зону эксперимента, который бы позволил потом какому-то муниципалитету, району решать свои культурные и социальные проблемы.

Такая постановка вопроса была принята не без сопротивления. Некоторые участники не сразу приняли правила игры. Вначале от нас хотели, чтобы мы детально рассказали, как делается выставка. Очень просили готовых рецептов, лекарств, уколов полезными витаминами. Но нам удалось убедить наших слушателей, что серьезное обсуждение того, что мешает развитию, и постановка этого вопроса на местном уровне с помощью выставок и есть лучший рецепт.

Наши эксперты делали и собственные доклады. Очень удачным было выступление участника группы «Музейное решение» Натальи Копелянской. Она рассказывала о своем опыте работы над концепцией выставки по истории зоопарка, которая происходит сейчас в выставочном зале «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. Это чудесная, нетривиальная выставка, опыт которой был очень ценен.

Дело в том, что все выставки, которые предлагали нам участники семинары, были «выставки-ответы», а проект Натальи Копелянской хорош тем, что это – «выставка- вопрошание». Тривиально работающий над выставкой человек выставил бы фотографии животных, их чучела, м акеты зданий и пр. Ничего подобного на выставке, посвященной юбилею зоопарка нет. Там все построено на системе вопросов, выделены какие-то проблемы. Например, обсуждается, в чем смысл создания зоопарка, как зоопарки отличаются друг от друга, как работает детский клуб при зоопарке и так далее.

И все это сделано с очень качественным дизайном. Что очень важно, потому что по опыту работы с музейщиками в рамках программы «Будущие музеи для Сибири», я понял, какая большая проблема у наших граждан со вкусом. На семинаре мы обсуждали и то, как репрезентировать музей и территорию, как их представлять во внешнем мире, какую идею тот или иной городок или округа предлагает миру. Но то ли образование у нас хромает, то ли жизнь такая тяжелая, однако все идеи заканчиваются кичем, достаточно посмотреть на сувенирную продукцию, которую продают в наших краеведческих музеях, все эти поделки из шишек и соломы.

И когда вдруг на третий день нам удалось сломать этот шаблон, на мой взгляд, это было нашей победой. Я как ведущий семинара очень волновался, поскольку не был до конца уверен, что группа примет правила игры. В этом всегда есть риск для подобного экспериментального семинара. У нас, кстати, был на семинаре один такой человек, который не смог принять роль экспериментатора, зато другие с удовольствием включились в процесс. Сначала мы долго работали над концепцией выставки, и я благодарен экспертам за то, что они удерживали высокую планку требований, говоря о сверхзадаче выставки (Это требование «вбросил» Леонид Юрьевич Копылов из Петербурга). К сожалению, очень часто выставки собираются очень формально. Двести лет Лермонтову – сделаем про Лермонтова. Причем, выстраивается экспозиция исключительно по биографическому принципу, нет минимальной попытки осуществить аналитический разбор, понять, в чем трагизм этой личности, как волновавшие его вопросы соотносятся с сегодняшним днем.

Мне кажется, удача этого семинара состояла в том, что мы попытались вывести наших слушателей в пространство размышлений. Чтобы, делая выставку, они не старались сразу дать все ответы, а каким-то образом подключали к этому процессу посетителей и жителей, переходя от жестких форм трансляции кондовых культурных клише к раздумчивой работе с будущим. Только на таких сложных семинарах появляются люди, которые потом начинают что-то реально делать, не позволяя жизни после нашего отъезда полностью вернуться в прежнюю колею. Двадцать восемь участников семинара в Шушенском предложили одиннадцать проектов. Из этих одиннадцати на пять мне было бы не стыдно пригласить друзей, а в трех с удовольствием принял бы участие сам. Это хороший результат".



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1