Принимаются заявки на семинар "Человек мобильный и управление городской повседневностью: Цифровая антропология городского транспорта"

06.10.2014

РАНХиГС Школа актуальных гуманитарных исследований,
Лаборатория историко-культурных исследований
ИГИТИ им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ

Человек мобильный и управление городской повседневностью:
Цифровая антропология городского транспорта
Homo mobilis and managing the urban routine:
e-anthropology of the transport in the city.

5 декабря 2014 года

при поддержке Фонда Михаила Прохорова.

Семинар
проводится в рамках проекта
«Интерактивный город: коммуникативные практики, пространства, медиа»
Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС

Социальные исследователи не без любопытства относятся к городскому транспорту. Именно транспортные системы, синхронизирующие расписания, маршруты и навыки коммуникации, считаются одними из основных связок, образующих город. С точки зрения социальной прагматики, транспортные системы можно считать важнейшими для воспроизводства бесперебойного ритма жизни современных городов. Интерес исследователей к транспорту неоднократно менялся, периодически смещаясь от макроструктур к микропрактикам и обратно. И все же последнее десятилетие в транспортных исследованиях было явным торжеством масштаба – аналитиков привлекали скорее структуры и глобальные тренды, но не эксперименты, исключения, локальные особенности и неполадки, по-прежнему столь знакомые «рядовому пользователю».

Mobile-in-Metro-moscow.jpgВместе с тем мы полагаем, что ткань городского транзита образуется на пересечении официальных норм, социальных конвенций, функционала транспортной инфраструктуры и экспертного знания о ней. Прогресс и устойчивость в сфере транспорта далеки от универсалии: существует большое количество местных отклонений, не полностью реализованных планов, поломок. Недооцененными и малоисследованными остаются как локальные, неформальные, постепенно уходящие в прошлое, или лишенные инфраструкуры виды транспорта – пост-советские маршрутки, троллейбусы в Таджикистане, «тро-тро» в Гане, велосипеды в России – так и самые массовые метрополитен и автомобиль.

Функционирование транспортных систем несёт на себе отпечаток более общих изменений, которым подвергается городское пространство в связи с приходом новых медиа. Для горожан стали обычны беспроводные сети и портативные гаджеты с функциями телефона, плеера, карты, почты, библиотеки и т.д. В городе возникает новый коммуникационный слой, предлагающий горожанам по-новому сцеплять с местом свою повседневную деятельность. Как частный случай горожанина, пассажир тоже сталкивается с новшествами. Помимо вышеперечисленного, в его жизни жетоны сменились на бесконтактные смарт-карты, найти нужный маршрут и его расписание можно с помощью мобильного приложения, пробки поддаются обзору через надстройку к поисковой системе, проездной билет можно купить, отослав смс, а на некоторых остановках появились электронные табло, извещающие о времени прибытия следующего трамвая, троллейбуса, автобуса. Эти перемены нам кажутся резонным основанием для междисциплинарного разговора о роли медиализации в практиках городской мобильности.

Наши стартовые вопросы разнородны так же, как элементы ассамбляжа городской мобильности. Точкой сборки для нас выступают люди, перемещающиеся по городу. Они меняют роли и агентность, в короткий промежуток времени выступая пассажирами, велосипедистами, водителями, пешеходами. Какие термины лучше описывают мультимодальную мобильность горожан? Как пользователи транспорта сегодня справляются с инфраструктурными перебоями, нерегулярностями и дефицитом? Что происходит с экономикой пассажирства при расширении транспортного выбора и в связи с распространением портативных цифровых устройств? Каков репертуар управления транзитным временем в условиях возросших возможностей? Как сегодня соотносятся идентичности пассажира и других мобильных субъектов в городе? Является ли повседневная мобильность основанием низовых инициатив со стороны пассажиров и других заинтересованных сторон? Это лишь немногие из актуальных вопросов в рамках антропологического исследования городского транспорта, которые мы собираемся обсудить.

В семинаре предполагается участие исследователей из городов России, а также Дании, Германии, Китая, занимающихся изучением городского транспорта.

Рабочими языками мероприятия будут английский и русский.

По результатам семинара планируется публикация: антропологии и цифровизации городского транспорта будет посвящен один из разделов монографии по проекту «Интерактивный город: коммуникативные практики, пространства, медиа» (2015 г)

Заявки на участие в семинаре принимаются до 20 октября 2014 года включительно по адресам avozyanov@gmail.com, ozaporozhets@gmail.com.

Заявка должна включать:

1. тезисы выступления (не более 300 слов) на русском или английском языках;

2. краткую информацию об авторе (не более 100 слов).

О результатах конкурсного отбора заявок оргкомитет сообщит 25 октября 2014 года.

Организаторы располагают возможностью компенсировать проезд пяти участникам мероприятия, решение о компенсации будет принято оргкомитетом на конкурсной основе. 



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1