Объявлен конкурс "Карамзинские стипендии: стажировка в Школе актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС-2015"

06.10.2014

Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса:karamzinefellowship@gmail.com

до 1 декабря 2014 года.

Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (далее – ШАГИ РАНХиГС) и Фонд Михаила Прохорова проводят конкурс молодых ученых для стажировки в ШАГИ в течение 2015 календарного года.

Программа стажировки направлена на поддержку академической мобильности, интеграцию молодых российских ученых и исследователей в международное научное сообщество с целью расширения и активизации их профессиональных связей и контактов, обмена опытом и сотрудничества в области гуманитарных и общественных наук.

Цели и задачи конкурса

1. Конкурс проводится для отбора и приглашения на временную работу (6 месяцев) молодых ученых, которые должны стать участниками коллективных научных проектов, реализуемых в ШАГИ. Список проектов для работы приглашенных исследователей см. ниже.
2. Программа адресована кандидатам наук (или PhD), готовящим к публикации книгу, а также аспирантам, завершающим работу над кандидатской диссертацией.
3. Цель программы - предоставить молодым исследователям возможность в ключевой фазе их работы провести полгода в ведущем научном центре Москвы, с которым эти исследователи сохранят связь и в будущем.

Общий грантовый фонд конкурса: 4 788 000 руб.

Сумма индивидуального гранта на одного стажера – победителя конкурса: 478 800 руб.

В конкурсе могут принять участие:

- граждане и налоговые резиденты РФ;
- не старше 40 лет;
- имеющие кандидатскую степень или PhD (желательно, чтобы диссертация была защищена не ранее 2009 года);
- аспиранты второго или третьего года обучения;
- обладающие опытом исследовательской работы по теме, близкой к теме одного из проектов ШАГИ;
- имеющие возможность провести шесть месяцев 2015 календарного года в Москве с отрывом от основного места работы;
- владеющие английским языком в объеме, необходимом для профессионального общения (чтение научной литературы, устное общение с коллегами, научная корреспонденция, подготовка докладов и статей);
- приветствуется знание других иностранных языков.

Стипендиаты прошлых лет могут принимать участие в конкурсе «Карамзинские стипендии - 2015», однако получить приглашение на повторную стажировку можно не более одного раза.

Важным фактором при отборе кандидатов является наличие научных публикаций в международных реферируемых журналах и опыт участия в коллективных международных научных проектах.

Список документов, необходимых для участия в конкурсе:

1. Мотивационное письмо в свободной форме, включающее видение кандидатом своей дальнейшей научной карьеры, совместимость участия в данном проекте с другими текущими обязательствами кандидата (научные проекты, преподавание и др.) как с точки зрения тематики, так и с точки зрения рабочей нагрузки.
В начале письма указывайте, на какой из проектов ШАГИ Вы подаете заявку. Укажите, в какие 6 месяцев 2015 года для предпочтительнее пройти стажировку.
2. CV (краткая автобиография и список научных публикаций). Обязательно указывайте полное ФИО и адрес электронной почты, скайп и номер телефона.
3. Описание планируемого исследования: индивидуальный проект должен подпадать под общую тему коллективного проекта, на участие в котором претендует кандидат. Обязательно указывайте в начале этого документа, на какой из проектов ШАГИ Вы подаете заявку (см. ниже)!
4. Не менее одной опубликованной научной работы (предпочтительно по теме, близкой к теме коллективного проекта), дающей адекватное представление о научном уровне кандидата; начинающие исследователи могут предоставить аналогичный по объему фрагмент диссертационного исследования (главу).
5. Рекомендательное письмо от исследователя, знакомого с работами кандидата и, предпочтительно, занимающегося проблемами, близкими к теме реализуемого проекта.
6. Копия диплома кандидата наук (или PhD) или удостоверение аспиранта.
7. Копия российского общегражданского паспорта (первая страница и страница с пропиской).
8. Факультативно: отзыв научного руководителя (заведующего кафедрой) о работе соискателя.

Параметры мотивационного письма и описания планируемого исследования должны быть сообразованы с требованиями, предъявляемыми к кандидатам по конкретным проектам (см. ниже).


Сроки подачи документов и порядок их рассмотрения

1. Конкурс объявляется открытым с 1 октября 2014 года. Заявки принимаются
с 1 октября по 1 декабря 2014 года.
2. Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса:karamzinefellowship@gmail.com до 1 декабря 2014 года.
3. Заявки, содержащие неполный комплект документов или не соответствующие темам проектов ШАГИ 2015 года, не регистрируются и не рассматриваются.
4. Заявки, поступившие на адрес конкурса после 1 декабря 2014 года, не регистрируются и не рассматриваются.
5. Процедуру отбора и принятие решений по кандидатам принимает жюри, состоящее из руководителей проектов, администрации ШАГИ и представителей Фонда Михаила Прохорова.
6. На первом этапе (1—10 декабря 2014 года) конкурса жюри оценивает мотивационные письма, описания проектов исследований и образцы научных публикаций.
7. На втором этапе конкурса (10--20 декабря 2014 года) руководитель проекта, на который подана заявка, и другие сотрудники ШАГИ проводят с кандидатом устное собеседование по скайпу или по телефону (при подаче документов (в CV) необходимо указать свой контактный номер скайпа и телефонный номер). В собеседованиях также могут принять участие представители Фонда Михаила Прохорова.
8. Поскольку основными регионами, на которые распространяется деятельность Фонда Михаила Прохорова, являются Сибирский, Дальневосточный, Уральский автономные округа, и шесть областей ЦФО: Воронежская, Липецкая, Белгородская, Тамбовская, Рязанская и Калужская области, то при получении равных баллов кандидаты из этих регионов будут иметь преимущество перед другими.
9. Список победителей конкурса, получивших приглашение для шестимесячной работы в ШАГИ, утверждается Фондом Михаила Прохорова и оглашается 25 декабря 2014 года (на сайте Фонда Михаила Прохорова, сайте ШАГИ и в некоторых СМИ).
10. Представители ШАГИ информируют всех участников конкурса о результатах в течение недели после окончания конкурса. Победители, подтвердившие согласие на участие в стажировке, подписывают договор с Фондом Михаила Прохорова и получают индивидуальный грант на прохождение стажировки.
11. Мотивы отклонения заявок не сообщаются, заявки не рецензируются, материалы, поданные на конкурс, не возвращаются.
12. По результатам конкурса формируется также список альтернативных кандидатов, которым будет предложена стажировка в случае, если кандидаты из основного списка не смогут принять приехать на стажировку.

Отбор приглашенных исследователей (исследователей-стажеров) будет произведен жюри в составе:

  • Зуев Сергей Эдуардович, кандидат искусствоведения, директор Института общественных наук, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, в 2004—2011 гг. член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова.
  • Гринцер Николай Павлович, доктор филологических наук, директор ШГИ РАНХиГС, заведующий Лабораторией античной культуры ШГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Литература и политика в становлении европейской культуры».
  • Зорин Андрей Леонидович, доктор филологических наук, профессор РАНХиГС и Оксфордского университета, Института общественных наук РАНХиГС, научный руководитель программы «Public History: историческое знание в современном обществе» МВШСЭН, заведующий Лабораторией историко-культурных исследований ШГИ ИПЭИ РАНХиГС, со - руководитель проекта «Краудсорсинг в гуманитарных исследованиях: новые технологии и коммуникативные режимы производства знания в цифровую эпоху».
  • Неклюдов Сергей Юрьевич, доктор филологических наук, профессор, руководитель центра теоретической фольклористики ШГИ, руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, руководитель проекта «Структуры и механизмы культурной памяти».
  • Кронгауз Максим Анисимович – доктор филологических наук, профессор, руководитель Лаборатории социолингвистики ШГИ ИПЭИ РАНХиГС, руководитель проекта «Активные процессы в языке и коммуникации».
  • Спиридонов Владимир Феликсович, профессор, доктор психологических наук, зав. Лабораторией когнитивных исследований ШГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Экспериментальные и корпусные методы в исследованиях языка и познания».
  • Старостин Георгий Сергеевич, канд. филол. наук, доцент, зав. Лабораторией востоковедения, руководитель проекта «Контексты формирования современной культурной парадигматики в странах Востока: язык, литература, история».
  • Федюкин Игорь Игоревич, PhD in Нistory, старший научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований ШГИ ИПЭИ РАНХиГС, руководитель проекта «Механизмы рецепции и переосмысления европейских теорий и методик государственного управления в России на этапе формирования модерных государственных институтов».
  • Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, кандидат культурологии, зам. заведующего Лабораторией историко-культурных исследований ШГИ ИПЭИ РАНХиГС, доцент МВШСЭН, со - руководитель проекта «Медиа и технологии в современном городе».
  • Майофис Мария Львовна, кандидат филологических наук, доцент Института общественных наук РАНХиГС, в 2011—2012 гг. - заместитель директора Центра гуманитарных исследований РАНХиГС, руководитель проекта «Стратегии институционального строительства в послесталинском СССР (образование, наука, культура)».
  • Кукулин Илья Владимирович, кандидат филологических наук, доцент, страший научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований ШГИ ИПЭИ РАНХиГС, со- руководитель проекта «Стратегии институционального строительства в послесталинском СССР (образование, наука, культура)».
  • Орлова Галина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), доцент департамента медиа Европейского гуманитарного университета (Вильнюс), со - руководитель проекта «Краудсорсинг в гуманитарных исследованиях: новые технологии и коммуникативные режимы производства знания в цифровую эпоху».
  • Запорожец Оксана Николаевна, кандидат социологических наук, научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований ШГИ ИПЭИ РАНХиГС, со-руководитель проекта «Медиа и технологии в современном городе».

Структура работы приглашенного исследователя в проектах:

В период пребывания в ШАГИ приглашенный исследователь должен заниматься:

- исследовательской работой (70 % рабочего времени);
- редакционно-издательской и организационной работой (20 % рабочего времени);
- педагогической работой (10 % рабочего времени);
- принимать участие в научной жизни Школы (семинарах, конференциях и др.);
- регулярно информировать коллег по Школе о ходе своей работы.

Исследовательская, организационная, педагогическая и редакционно-издательская работа приглашенного исследователя планируются и выполняются в соответствии с утвержденной руководством РАНХиГС Программой работы приглашенных исследователей и Индивидуальным планом работы приглашенного исследователя, утвержденной руководством Школы и руководителем исследовательского проекта.

Формы отчетности

1. По итогам работы приглашенный исследователь представляет в ШАГИ:

- не менее одной научной статьи, поданной для публикации в международном реферируемом научном журнале;
- главу или статью для коллективной монографии по проекту;
- отчет о проделанной работе в соответствии с Программой работы приглашенных исследователей.

2. По итогам работы в ШАГИ исследователь предоставляет в Фонд Михаила Прохорова:

-отчет о проделанной работе в установленной Фондом форме;

-финансовый отчет и квитанции и чеки на все расходы, возмещаемые Фондом.

При несоблюдении этих условий Фонд оставляет за собой право отозвать грант.

Права на публикацию работ, выполненных в продолжение работы в ШАГИ, за исключением работ, предусмотренных формами отчетности (глава в коллективной монографии или иное), остаются за их авторами.

По окончании стажировки, в случае полного выполнения ее программы, приглашенные исследователи получают сертификат, подтверждающий успешное прохождение стажировки на базе Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС.

Структура индивидуального гранта.

Грант Фонда Михаила Прохорова включает в себя:

1. Ежемесячную выплату в размере 60 000 рублей (без учета подоходного налога).
2. Компенсацию дорожных расходов (одна поездка в Москву от места проживания и обратно, эконом-класс).
3. Ежемесячный оргвзнос для оплаты координационной и др. поддержки со стороны ШАГИ и РАНХиГС в целом (17 300 руб.).

Перед началом работы приглашенный исследователь подписывает договор с Фондом Михаила Прохорова .Подробно все условия и требования, связанные с получением гранта, будут перечислены в договоре.

Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС предоставляет исследователям:

1. Место для работы в помещении ШАГИ, компьютер.
2. Доступ к информационным ресурсам РАНХиГС.
3. Постоянный аккаунт на сайте ШАГИ.
4. Документы, предоставляющие право работы в архивах и не общедоступных библиотеках.
5. Постоянную консультационную поддержку.


Темы исследовательских проектов 2015 года:

1. Литература и политика в становлении европейской культуры. Руководитель темы: Н. П. Гринцер.
2. Активные процессы в языке и коммуникации. Руководитель темы: М. А. Кронгауз.
3. Экспериментальные и корпусные методы в исследованиях языка и познания. Руководители темы: В.Ф. Спиридонов.
4. Структуры и механизмы культурной памяти. Руководитель темы: С. Ю. Неклюдов.
5. Контексты формирования современной культурной парадигматики в странах Востока: язык, литература, история. Руководитель темы: Г. С. Старостин.
6. Краудсорсинг в гуманитарных исследованиях: новые технологии и коммуникативные режимы производства знания в цифровую эпоху. Руководители темы: А.Л. Зорин, Г. А. Орлова.
7. Стратегии институционального строительства в послесталинском СССР (образование, наука, культура). Руководители темы: М.Л. Майофис, И.В. Кукулин.
8. Медиа и технологии в современном городе. Руководители темы: Е. Г. Лапина-Кратасюк, О. Н. Запорожец.
9. Механизмы рецепции и переосмысления европейских теорий и методик государственного управления в России на этапе формирования модерных государственных институтов. Руководитель темы: И.И. Федюкин.

Аннотации проектов. Требования к кандидатам на исследовательские позиции в конкретных проектах.

1. ЛИТЕРАТУРА И ПОЛИТИКА В СТАНОВЛЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

В последнее время одним из наиболее активно разрабатываемых в мировой науке направлений исследований в области антиковедения и медиевистики является изучение различных форм политического дискурса в памятниках классической и средневековой словесности, а также самого статуса литературы как социально-политического феномена. В отечественной науке эта область представлена явно недостаточно – в том числе из-за предубеждения по отношению к однобокой трактовке данной проблемы в советской традиции, где литература трактовалась исключительно как отражение общественных отношений или политических взглядов отдельных авторов и социальных групп. Между тем в традициях Древней Греции, Рима и латинского средневековья литература выступала как один из важнейших порождающих инструментов социального и политического конструирования, формируя образ и символику власти, модели взаимодействия государства и общества и т.п. Соответственно, проект (рассчитанный на несколько лет) призван отчасти восполнить имеющуюся лакуну и путем анализа репрезентативных литературных текстов, относящихся к ключевым историческим периодам (расцвет и кризис афинской демократии, переход от республики к империи в Древнем Риме, формирование средневековых королевств) показать специфику их политической составляющей не просто как исторического фона, но как неотъемлемого элемента их поэтики и интеллектуального содержания. Акцент будет сделан на ключевых мотивах и темах: образах власти и властителя, соотношении «своего» и «чужого», репрезентации основных социальных, идеологических и интеллектуальных ценностей и дискуссии о них. Особое внимание будет уделено формированию основных принципов и моделей политической риторики, а также собственно проблеме места литературы в социально-политической организации общества и механизмам взаимодействия государства и литературы. В течение 2015 г. предполагается опубликовать ряд статей (возможно, объединенных в сборник), посвященных изучению античной драмы, а также произведений латинских поэтов (Овидий, Сидоний Аполлинарий, различные поэтические антологии) и раннесредневековой прозы (жития святых, Исидор Севильский, Юлиан Толедский и др.)

Руководитель проекта: доктор филологических наук, руководитель лаборатории античной культуры ШАГИ РАНХиГС, зав. кафедрой классической филологии РГГУ Николай Павлович Гринцер.

Требования к кандидатам:

Мы заинтересованы в молодых исследователях, имеющих необходимую подготовку в области антиковедения. Она должна включать:

- знание древнегреческого и/или латинского языка, достаточное для чтения, анализа и комментирования оригинальных текстов.

- умение работать с электронными базами данных по антиковедению и медиевистике;

- владение как минимум одним (английский), лучше несколькими основными европейскими языками, достаточное для интенсивной работы со специальной литературой;

Конкретный профиль образования и научно-исследовательской подготовки может быть как филологическим, так и историческим, историко-культурным, философским, но при этом кандидат должен обладать вкусом и склонностью к исследованиям, основанным на изучении конкретных памятников и текстов, рассматриваемых под различными углами зрениями, в совмещении исторической, социальной, языковой и литературоведческой перспектив. К сфере научных интересов соискателей может относиться литература, история идей и политическая история Древней Греции и Рима и раннего европейского средневековья; рецепция античной культуры в Западной Европе и России.

Приветствуются:

- опыт самостоятельной исследовательской работы в областях, связанных с темой проекта;

- способности к научно-организационной деятельности (помощь в подготовке и проведении семинаров и конференций в рамках проекта).

2. АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЯЗЫКЕ И КОММУНИКАЦИИ.

Объектом исследования являются активные процессы в языке и коммуникации, то есть изменения, происходящие на всех уровнях языковой системы и в процессе использования языка.

Изменчивость языка может определятся различными причинами: внутренними и внешними, культурными, социальными и когнитивными. Исследование внешних механизмов, влияющих на разные уровни языка и вызывающих в языке активные процессы, позволяет строить модели языковых изменений. Эти модели, в том числе, могут использоваться и для прогноза. Настоящая проблематика представляет собой междисциплинарный комплекс, объединяющий ряд областей лингвистики (социолингвистику, грамматику, синтаксис, семантику), а также отдельные области смежных наук (социологии, психологии и т. п.). Взаимодействие социолингвистики с другими дисциплинами активно обсуждается в современной мировой науке. Одним из фундаментальных трудов в этой области является монография У. Лабова «Principles of linguistic change» (в трех томах), в которой рассматриваются разные причины изменений языка. Развитием этого междисциплинарного направления становится изучение активных процессов в коммуникации.

Руководитель проекта: доктор филологических наук, профессор, руководитель Лаборатории социолингвистики ШГИ ИПЭИ РАНХиГС

Кронгауз Максим Анисимович

Требования к кандидатам:

- сфера научных интересов – лингвистика и теория коммуникации;

- опыт работы с интернет-источниками и корпусами русского языка;

- владение различными программами статистической обработки текста;

- знание английского (обязательно) и других иностранных языков (желательно);

- навыки интенсивного чтения научной литературы по специальности на английском языке.

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И КОРПУСНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЯЗЫКА И ПОЗНАНИЯ

В рамках данной темы продолжается линия исследований, посвященная психологическим механизмам решения мыслительных задач. В этом году мы будем концентрироваться на инсайтных (которые решаются в результате неожиданного ага-переживания) и регулярных (которые решаются путем последовательного приближения к цели) задачах. Проект направлен на выявление когнитивных факторов, влияющих на достижение результатов высокого уровня в сфере решения таких задач, а также на изучение взаимодействия этих факторов между собой. В первую очередь, мы предполагаем исследовать особенности репрезентации названных задач, обобщая наши результаты в виде электронной базы знаний.

Руководитель проекта: заведующий Лабораторией когнитивных исследований ШАГИ ИПЭИ РАНХиГС доктор психологических наук, профессор

Владимир Феликсович Спиридонов

Требования к кандидатам:

Мы приглашаем к сотрудничеству психологов (аспирантов или кандидатов психологических наук), имеющих опыт экспериментальной или эмпирической работы в области психологии мышления; а также исследователей, владеющих навыками программирования и разработки баз данных, готовых к работе со специфическим психологическим материалом. Очень приветствуется:

· опыт работы в области психологических исследований и наличие публикаций (можно в соавторстве) в профильных психологических журналах;

· способность совмещать исследовательскую работу с практическими действиями по разработке базы;

· склонность к работе в команде;

· профессионализм и креативность;

· навыки интенсивного чтения специальной литературы на английском языке.

4. СТРУКТУРЫ И МЕХАНИЗМЫ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ

Речь идет о теоретических аспектах исследования механизмов общественной памяти и их работы при трансмиссии культурных текстов (в семиотическом смысле этого слова), изучаемых фольклористами, историками культуры, литературы и искусства. Особое внимание уделяется глубине памяти устной традиции, свидетельствующей об устойчивости в культуре смыслов, что имеет не только фольклористическое, но и более широкое антропологическое значение.

Основная цель исследования: Выявление закономерностей сохранения и передачи культурной памяти, решение ряда сопутствующих проблем (анализ процессов подмены социальной памяти памятью личной и т.д.).

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: Описание трансмиссионного и текстопорождающего механизма, обеспечивающего постоянство структуризации материала – не только в непосредственно наблюдаемых «живых» традициях, но и в исторической ретроспективе, в которой сходятся тексты устных культур взаимоудаленных регионов. Механизм, обеспечивающий постоянство отбора элементов для подобного инварианта, включает семантические матрицы, благодаря которым достигается репликаторность «мемов культуры» и их сортировка с точки зрения устойчивой репрезентации определенной темы (скажем, мифологической). Варьирование подробностей, необязательных для основного сообщения (включая их появление и опущение, т.е. чередование с «нулевой формой»), обусловливающее «информационный шум» в канале традиции, – тоже процесс не произвольный, а подчиняющийся определенным импликативным зависимостям; это – отсылка к «общему фонду» данной темы, всегда более обширному, нежели ее реализация конкретным текстом.

Основные ожидаемые фундаментальные и прикладные результаты исследования и их новизна: Ожидаемые научные результаты относятся к области исследования культурной коммуникации. Изучение механизмов сохранения культурной памяти, как и связанных с этим закономерностей трансмиссии и текстуализации «сообщений культуры», должно происходить на междисциплинарном поле, с использованием инструментария общей психологии, социологии и ряда других гуманитарных наук. В процессе устного текстообразования звенья трансмиссии наращиваются, пока существует социокультурная востребованность передаваемой информации, точнее – потребность в ее подтверждении. Когда уровень такой востребованности падает, частота сообщений снижается, а расстояние между ними во времени и в пространстве увеличивается. В конечном счете текст либо меняет свою прагматику, переориентируясь на более актуальные коммуникативные задания, либо перестает быть нужным и стирается из культурной памяти.

Руководитель темы: доктор филологических наук, профессор, руководитель центра теоретической фольклористики ШГИ, руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ Неклюдов Сергей Юрьевич.

Специфических требований к кандидатам, кроме общих требований к участникам конкурса, нет.

5. КОНТЕКСТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМАТИКИ В СТРАНАХ ВОСТОКА: ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ.

Вряд ли подлежит сомнению, что глубинное понимание цивилиза­ционных особенностей стран и народов, лежащих за рамкой современной европейской модели, невозможно без детального научного анализа и последую­щего осмысления их базисной культурной матрицы, представленной в первую очередь на взаимосвязанных уровнях «язык – текст – комментарий», в диахроническом аспекте. В свете общего падения интереса отечественных исследователей к историческому фактору и его роли в образовании современных цивилизаций Востока исторические исследования, связан­ные с литературными традициями и лингвистической эволюцией «традиционных» цивилизаций сегодня представляются чрезвычайно актуальными.

Проект носит многогранный характер, т. к. объектом исследования, с одной стороны, выступают классические памятники словесности ряда ключевых цивилизаций Востока (Китай, Япония, Иран), с другой — языковое разнообразие Евразии, на стыке которого зародились соответствующие цивилизации. В рамках исследования решаются такие конкретные задачи, как (а) лингво-филологический анализ, частичный перевод и комментирование ряда ключевых памятников восточного наследия («Шицзин», «Сёку нихонги» и др.); (б) разработка этимологических корпусов для ряда языковых макро­семей Евразии с целью выявления общих языковых корней, лежащих в основах иссле­дуемых цивилизаций.

Основные ожидаемые результаты исследования: (а) ввод в научный обиход и раскрытие исторической значимости классических текстов китайской, японской, иранской цивилизаций, ранее недоступных отечест­вен­ным читателям и специалистам; (б) апробация новых словарных структур для описания древних языков, учитывающих основные дости­же­ния современной лингвистической теории; (в) развитие методологии лингвистической макрокомпаративистики, уточнение ее роли в реконструкции семантических полей языка ранненеолитического общества, на базе которого формируются развитые восточные цивилизации.

Руководитель темы: канд. филол. наук, доцент, зав. Лабораторией востоковедения и компаративистики Старостин Георгий Сергеевич

Требования к кандидатам:

— опыт работы с классическими письменными памятниками Китая, Японии, или Ирана, или с этимологическими корпусами хотя бы по одной из крупных языковых семей Евразии;

— знание на продвинутом уровне хотя бы одного классического языка (древне­китайский, классический японский / персидский) или опыт исследовательской работы в области компаративного анализа нескольких языков;

— желательно наличие публикаций по классическому востоковедению или сравнительно-историческому языкознанию;

— обязательно владение английским языком на уровне подготовки докладов на конференциях и статей для международных изданий.

6. КРАУДСОРСИНГ В ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕЖИМЫ ПРОИЗВОДСТВА ЗНАНИЯ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

В 2015 году мы продолжим изучать трансформацию социогуманитарных знаний в цифровых средах и выяснять, как именно использование гаджетов, софта и интернета для сбора, обработки и представления эмпирических данных изменяет ситуацию научно-исследовательской работы. Относительная легкость создания гигантских цифровых массивов данных при ограниченных возможностях их обработки самими исследователями порождает одно из самых мощных и интересных напряжений дигитализации. Одних оно побуждает обучать нейронные сети и разрабатывать системы data mining, других – открывать свои архивы и лаборатории для крупномасштабного сотрудничества с добровольцами, то есть, организовывать краудсорсинг (Borgman 2007). Будучи сторонниками качественного подхода в социальных науках и желая сохранить живое аналитическое присутствие человека в новых цифровых экологиях, мы делаем ставку на краудсорсинг и начинаем поиск тех, кому краудсорсинг интересен в качестве объекта и/или технологии исследования.

Какова генеалогия краудсорсинга? Как устроены действующие проекты крупно- и среднемасштабного сотрудничества в социальных и естественных науках? Что собой представляют механизмы и репертуары вовлечения широкой публики в сбор и анализ данных? Как вокруг интернет-ресурса формируется сообщество? Можно ли говорить об особого рода цифровом удовольствии от участия? Как работает коллективное внимание к сделанному и конструируется разделенная субъектность? Как распределяется и перераспределяется власть знающих в новых обстоятельствах? Как работает и работает ли (символическая) экономика краудсорсинга? Какие институциональные изменения в инфраструктуре (неформального) производства знания поддерживает краудсорсинг?

Мы планируем не только изучать, но и организовывать краудсорсинг на площадке конкретного эмпирического проекта.

Научное руководство проекта: доктор филологических наук, профессор Оксфордского университета (Великобритания) и академический директор программы Института общественных наук РАНХиГС Андрей Леонидович Зорин;

кандидат психологических наук, доцент Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, Россия) и Европейского гуманитарного университета (Вильнюс, Литва) Галина Анатольевна Орлова.

Требования к кандидатам:

Мы приглашаем к сотрудничеству социальных исследователей, исследователей медиа и новых технологий коммуникации, социологов и антропологов науки, цифровых гуманитариев. Наличие навыков создания веб-архитектуры и ведения интернет-проектов приветствуется. Способность совмещать аналитическую работу с практическими действиями по разработке программы краудсорсинга ценится. Профессионализм и неортодоксальность желательны. Навыки интенсивного чтения специальной литературы на английском языке необходимы.

7. СТРАТЕГИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ПОСЛЕСТАЛИНСКОМ СССР (ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, КУЛЬТУРА)

Задача проекта – изучение принципов институционального строительства, сложившихся в позднесоветское время (1953—1985) и оказавших влияние на развитие страны в постсоветский период. Сегодня этот вопрос изучен очень мало. Ключевыми в рамках рассматриваемого периода стали 1950-е – 1960-е годы: в это время, насколько можно судить по историческим данным, принципы и формы институционального строительства заметно меняются, а автономия самих институтов (насколько она в принципе была возможной в СССР) несколько увеличивается. Советские культурные, образовательные и научные институты «оттепели», согласно нашей предварительной гипотезе, отличаются некоторой спецификой по сравнению с другими сферами. Это связано с «оттепельным» проектом создания «новой лояльности». После освобождения политических заключенных и существенного уменьшения масштаба репрессий по сравнению с предшествующим периодом политические руководители страны попытались выработать формы новой общественной поддержки государственной идеологии и мобилизационной экономики, основанные не столько на страхе репрессий, сколько на эмоциях энтузиазма и групповой солидарности. Изучение взаимосвязей этого проекта «новой лояльности» с институциональным строительством в сфере образования, науки и культуры – важнейшая задача современных социальной истории и исторической антропологии.

Объектом исследования станут институциональные реформы, эволюционные изменения институтов, неосуществленные проекты институциональных реформ и дискуссии об институциональном строительстве в сфере образования, науки и культуры в СССР 1953—1985 годов. Мы предполагаем изучить взаимовлияние общественных настроений и изменений в самосознании людей, с одной стороны, и институционального развития, с другой. Именно на этом направлении при исследовании других стран и периодов были получены наиболее важные результаты, позволяющие обсуждать общие закономерности социальной динамики современных обществ.

Руководители проекта:

к.ф.н., ст. научный сотрудник ШАГИ

Мария Львовна Майофис;

к.ф.н., ст. научный сотрудник ШАГИ, доцент НИУ ВШЭ

Илья Владимирович Кукулин.

Требования к кандидатам:

- опыт исследовательской работы в дисциплинарных рамках социальной и интеллектуальной истории, исторической антропологии, социологии науки, культуры, образования;

- свободное чтение научной литературы на английском языке, опыт в представлении результатов своего исследования на английском языке на международных конференциях и в международных рецензируемых журналах и научных сборниках; приветствуется знание и других языков;

- опыт архивной и/или полевой работы (сбор, расшифровка и анализ глубинных интервью);

- при подаче заявки на конкурс приветствуется представление нескольких образцов собственных научных публикаций, максимально близких к теме проекта.

8. МЕДИА И ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ

Развитие технологий и влияние сетей стали одной из самых востребованных тем в социальных науках последнего десятилетия. Не меньшей популярностью пользуются и городские исследования, отражая множественные изменения современных мегаполисов. В своем проекте мы предлагаем объединить эти направления в разговоре о требованиях, предъявляемых цифровой эпохой к современному городу и городским исследованиям.

Технологии очевидным образом дополняют и трансформируют городское публичное пространство, создавая новые инструменты для (гражданского) участия и новые практики обитания в городе. Одновременно, способы взаимодействия в сетевом пространстве переформатируют физическую городскую среду, перенося в нее практики онлайн-высказывания. Параллельно город (городские поверхности, городская материальность) заново открывается различными группами горожан как особый информационный канал, начинается его активное использование.

Взаимодействие города и цифровых технологий находит свое отражение в метафорах, активно циркулирующих как в городских исследованиях, так и в исследованиях медиа. Виртуальные коммуникации нередко описываются с помощью «городских» метафор: «площади», «сообщества», «развязки» и прочие городские форматы пространства и общения обнаруживаются и в сетях. В свою очередь технологические метафоры: hardware, software, пользователь, кастомизация, - все чаще применяются для описания города. Предлагаемый проект стремится установить: при каких условиях отмеченная связь города и цифровых коммуникаций может быть больше, чем просто метафорой, а именно: как происходит гибридизация городских пространств и цифровых технологий? Какие компетенции горожан формируются активной технологизацией повседневной жизни? Как эти компетенции применяются в городской среде и какую городскую среду они востребуют и формируют?

Основная цель исследования: изучить теоретические основания и практические возможности включения знаний о конструктивных, коммуникативных, технологических и других изменениях, происходящих в цифровую эпоху, в деятельность по изменению и улучшению облика и структуры современных российских городов.

Задачи:

· рассмотреть переходы, взаимовлияния и напряженности «реальной» и «виртуальной» городской коммуникации, выявить ситуации интенсивного взаимодействия/конфликта пространств;

· изучить социальные последствия «дигитализации»: социальное исключение «неоцифрованных» социальных групп, digital divide или эгалитаризация городской среды?;

· выяснить соотношение виртуальной репрезентации и коммуникации в социальных сетях с практиками интервенций и творческой трансформации в городских местах;

· рассмотреть возможности комфортного медийного развития Москвы, предложить стратегии и конкретные проекты, разработанные на основе наиболее успешных мировых проектов;

· рассмотреть возможности взаимодействия инициативных групп, озабоченных улучшением городской среды и местных органов управления, рассмотреть основания для такого диалога в рамках теорий информационного (сетевого) общества;

· выработать концепции превращения Москвы в привлекательное туристическое пространство;

· выяснить, как меняется взаимосвязь между использованием личного времени и транспортным поведением горожан в связи с дигитализацией физического и виртуального городского пространства;

· обозначить пределы дигитализации, уделив внимание иллюзиям, надеждам и страхам цифровой эпохи;

· выявить методологические вызовы «цифровой» тематики в городских исследованиях, обозначив новые объекты и подходы к их изучению.

Руководители проекта:

кандидат культурологии, зам. заведующего Лабораторией историко-культурных исследований ШГИ ИПЭИ РАНХиГС, доцент МВШСЭН,

Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна;

кандидат социологических наук, научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований ШГИ ИПЭИ РАНХиГС

Запорожец Оксана Николаевна

Требования к кандидатам:

- свободное владение английским языком

- (желательно) опыт полевого исследования

9. МЕХАНИЗМЫ РЕЦЕПЦИИ И ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ТЕОРИЙ И МЕТОДИК ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ НА ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕРНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ

Период формирования модерных институтов государства (конец 17-первая половина 18 веков) в России, как и в других странах, характеризовался не только активным заимствованием зарубежных теорий и методик государственного управления, но и их творческой адаптацией и переосмыслением применительно к потребностям отечественной практики и социо-политическим реалиям. Но несмотря на значительную историю исследований российской общественно-правовой мысли данного периода, целый ряд важнейших источников, отражающих этот процесс и легших основу ключевых нормативных актов, определивших развитие государства имперского периода, остаются неизученными, или известны исследователям в неполных, зачастую искаженных изданиях 19-начала 20 веков. Текущее состояние изученности вопроса открывает простор для упрощенных, ангажированных и зачастую диаметрально противоположных трактовок этого процесса.

В рамках проекта предполагается выявление и подготовка к публикации неизвестных, малоизвестных и недостаточно вовлеченных в научный оборот исторических источников, отражающих процессы рецепции и переосмысления зарубежных теорий и методик государственного управления в России периода нового времени (конец 17 – первая половина 18 века) и изучение роли этих механизмов в формировании ключевых государственных институтов.

Руководитель проекта: старший научный сотрудник Лаборатории историко- культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, директор Центра источниковедения НИУ ВШЭ, доктор исторических наук, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Новосибирского государственного университета экономики и управления

Федюкин Игорь Игоревич

Требования к кандидатам:

К участию в проекте приглашаются историки, специализирующиеся на русской истории 17-18 веков, имеющие опыт исследовательской работы в ведущих архивах, таких как РГАДА, РГВИА, РГИА, желателен опыт подготовки к изданию исторических источников соответствующего периода. Способность работать с немецкоязычными архивными документами этого периода будет рассматриваться как важное преимущество, хотя и не является обязательным требованием.

Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса:

karamzinefellowship@gmail.com

до 1 декабря 2014 года.



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1