Елена Зеленцова: Нужна пропаганда чтения среди библиотекарей

14.11.2013
«Московские новости» второй год подряд вручают премию «Новая интеллигенция» людям, которые меняют мир к лучшему. В этом году у нас появились новые номинации. Одна из них — «Культурная среда». Премия в этой номинации будет вручаться, например, людям, которые могут превратить даже заброшенный ангар на задворках Москвы в культурный объект, где можно слушать лекции американских урбанистов, обсуждать новый роман Сорокина и заниматься творчеством. Мы поговорили с куратором этой номинации, автором новой концепции культурного центра «ЗИЛ» и заместителем Сергея Капкова Еленой Зеленцовой.
заленцова.jpg

— Какие люди должны заниматься преображением города, как по-вашему?

— Образованные. Этим должны заниматься люди с широким кругозором и серьезными знаниями в области современной культуры и жизни вообще. На одном из семинаров с руководителями культурных учреждений я задала вопрос: «Знаете ли вы сайт “Теории и практики”?». Поднялась одна рука. Я не считаю этот сайт эталоном, но речь о том, что часто кругозор человека заканчивается дверями его учреждения.

Нам нужна пропаганда чтения среди библиотекарей, чтобы они знали современную литературу, музыку, чтобы их познания не ограничивались программой средней школы или вуза, который они окончили 20 лет назад.

— А если говорить о людях, которые не занимают никаких государственных должностей, но хотят создать собственное новое культурное пространство — могут ли они рассчитывать на помощь государства?

— Есть хороший принцип: если проект нужен только нам, он не нужен никому. В этом смысле спонсорское участие показывает, что данная инициатива интересна разным общественным группам. Сейчас в «ЗИЛе» идет партнерская программа Fashion Factory, посвященная моде. Участвует целый ряд компаний и учебных заведений, связанных с отечественной модой. Они заинтересованы в расширении своего рынка — такая стратегическая, долгосрочная задача, которую можно решить на данном этапе только поддержкой подобного некоммерческого проекта.

Предложи своего кандидата

На сайте премии «Новая интеллигенция» продолжается прием заявок на участие. Каждый может выдвинуть своего кандидата или самого себя в одной из семи номинаций: «Город для людей», «Полезный бизнес», «Социальные проекты», «Культурная среда», «Поступок года», а также две специальные номинации — «Импорт добра» от редакции издания The Moscow News и «Жажда жизни» от радиостанции «Финам FM».

Номинантом может стать любой гражданин России старше 18 лет. Уровень образования, род деятельности и место проживания не имеют значения.
Премия вручается человеку за созидательную деятельность в 2013 году, которая приносит общественную пользу. Премия находится вне политики и религии.

— Что вообще подталкивает бизнес к поддержке проектов из сферы культуры, образования?

— Интерес. Наиболее успешные совместные проекты — те, где есть возможность чему-то друг у друга научиться, увидеть разные стороны жизни, деятельности, разные подходы. Для бизнеса это не только возможность укрепить свой имидж, но и посмотреть, как решаются задачи в совершенно другой, не похожей на их область.

— Как культура может преобразовывать общество, город, страну?

— Культурные инновации — это процесс, который дает возможность получать культурные дивиденды. Не только в виде новых произведений искусства, но и как некие достижения, которые определяют образ жизни людей. И в этом смысле московские парки являются культурной инновацией. Они в виде лекций, велоспорта, активного отдыха и так далее предлагают людям изменить свой образ жизни, увидеть новые возможности в себе и городе. Если взять в качестве примера культурный центр «ЗИЛ», то раньше он был совершенно незаметен, и метро «Автозаводская» считалось далекой окраиной, хотя это всего лишь 5 км от Кремля по прямой. А сейчас только за последние выходные там прошло много интересных мероприятий и большой фестиваль мультфильмов, на которых побывало 10 тыс. человек. Это меняет имидж района, поворачивая стрелку от индустриального производства и автомобилей в сторону творчества, содержательного досуга.

— А какие культурные преобразования сейчас нужны Москве?

— Больше общественных пространств. Главный дефицит города в последние годы — это недостаток места для свободного общения. Москва — одна из самых северных столиц мира, и для нее актуальной сейчас является задача использования в зимнее время культурных учреждений в качестве городских гостиных. Сейчас эту функцию во многом выполняют торговые центры, куда люди ходят по выходным, где стайками собираются подростки после школы. Предположим, у меня не было бы кабинета. И куда мы с вами пошли бы разговаривать?

Города развиваются не только как физические объекты в виде дорог, домов, предприятий. Города — это прежде всего живущие в них люди, их идеи, проекты, связи и обмен идеями

— Наверное, в кафе.

— Да, но нам было бы неловко там ничего не заказать. А по-хорошему мы могли бы пойти в библиотеку или дом культуры. Или в музей. Там должны быть неформальные пространства для досуга. В недавно открытуюбиблиотеку Достоевского до сих пор идет огромный поток людей, и, по-моему, она стала конкурентом соседней «Кофемании». Если есть большое пространство с комфортными креслами, куда можно прийти и взять интервью, зачем нам чашка кофе за 300 рублей?

— Что нужно, чтобы появлялось больше таких пространств?

— Нужно их делать. С одной стороны, мы хотим, чтобы наши библиотеки, дома культуры, клубы стали такими креативными пространствами. Но кроме этого мы хотим, чтобы появлялись и независимые площадки. Условия на сегодняшний момент есть: в Москве есть имущественная поддержка НКО. Основатель новой площадки может получить помещение от города по льготной ставке аренды. Для этого помещение должно принадлежать городу и быть свободным, а человек — подать на него официальную заявку в Департамент имущества. Там есть комиссия, которая решает, какие социальные предприятия могут рассчитывать на льготу. В комиссию входит и представитель Департамента культуры. Но получить помещение непросто: у города не так много площадей.

Основная ставка будет сделана на бюджетные учреждения, бесплатные. Условия для создания таких пространств — это дизайн, правильные люди, то есть правильный менеджмент, и комфортная атмосфера. Последнее — самая тонкая вещь, потому что у нас возможно очень красивое здание, но в нем неуютно находиться, потому что либо все чересчур регламентировано, либо нелюбезный персонал, либо неудобные часы работы. Можно вытянуть за счет человеческого фактора даже непривлекательное пространство, но это тяжело. Можно за счет пространства и с нелюбезными сотрудниками, но это ненадолго. А в идеале люди должны знать, как они должны коммуницировать со своими посетителями, и должен соблюдаться определенный визуальный стандарт.

Города развиваются не только как физические объекты в виде дорог, домов, предприятий. Города — это прежде всего живущие в них люди, их идеи, проекты, связи и обмен идеями. Концентрация этих творческих сил способствует и развитию культуры, и развитию города.

Источник: "Московские новости"



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1