5 книг о государстве и праве Что читать о различных теориях права, рекомендует декан факультета права Дмитрий Дождев

11.07.2013

Что входит в определение прав человека, какие принципы права и как они связаны с понятием государства? Какие существуют подходы и теории права? Важнейшие концепции правоведов и философов в рекомендованной подборке книг.

1

Иеринг Р. «Цель в праве» Иеринг Р. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006

Рудольф фон Иеринг (1818-1892) утверждает, что право – это лишь средство к достижению общественно значимых целей. Конечной же целью, как права, так и государства, должно быть установление и гарантия жизненных условий общества. В свойственной ему афористичной манере Иеринг пытается разобраться, какие цели на самом деле преследуют такие явления, как закон, государство и субъективное право.
Целевой подход позволяет ему объяснить различие суда и администрации, соотношение объективного права и власти, субъективного права и обязанности. Стремление увидеть в юридической жизни систему целей и средств привело Иеринга к созданию юриспруденции интересов, призванной воссоединить оторвавшиеся друг от друга юридическую науку и практику. Идеи Иеринга вдохновляли американских правых реалистов и иных утилитаристов.

2

Л. Петражицкий «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». СПб.: Лань, 2000

Лев Петражицкий (1867-1931), вероятно, самый известный российский правовед. Ему принадлежит попытка осуществить революцию в юридической науке – построить ее на основе психологии. «Психологическая теория права» исследует право таким, каким оно предстает в сознании отдельного человека: субъективные права и правовые обязанности рассматриваются как специфические эмоции. Такой подход позволяет существенно расширить сферу юридических явлений, включив в него помимо «официального права» государства также «любовное право», «детское право», «игорное право» и все другие области человеческих отношений, где обе стороны связаны взаимными правами и обязанностями. Несмотря на то, что психологическая революция не удалась, теория Петражицкого интересна тем, что позволяет читателю взглянуть на право, государство и нравственность с совершенно новой стороны.

3

Г. Кельзен «Чистое учение о праве» (В 2 вып. М.: АН СССР ИНИОН, 1987-1988)

Вклад австрийского правоведа Ганса Кельзена (1881-1973) в юридическую науку и практику огромен, его работы оказали большое влияние на развитие конституционного и международного права в XX веке. Именно он был автором конституции Австрии 1920 г., в которой впервые был учрежден такой государственный орган, как Конституционный суд.
«Чистое учение о праве» представляет собой изложение одноименной теории. Кельзен ставил перед собой цель построить такую теорию права, которая была бы полностью «очищена» от политической идеологии с одной стороны, и от попыток подменить юридический анализ методами других наук (экономики, социологии, политологии) с другой. Косвенным подтверждением достижения этой цели можно считать то, что автор в разное время обвинялся в приверженности всем идеологиям – либерализму, коммунизму, фашизму и католическому консерватизму. Сведение права к чистой форме создает прочную почву для презентации основных понятий юриспруденции (право, юридическая норма, обязанность, субъект права, государство) и их взаимного соотношения.

4

В.С. Нерсесянц «Право – математика свободы» (М.: «Норма», 1996)

В этой книге наш выдающийся философ права (1938-2005) раскрывает смысл формулы, которую он выдвинул в 1985 г., предлагая сжатое обобщение своей концепции права. Принцип права – формальное равенство. Свободный индивид – продукт и момент правового равенства. Равенство в свободе – единственно возможная и действительная свобода индивида. Так получают определение и право и свобода. Свобода – это не потенциал доступного, не ситуативная независимость от произвола, а содержание правовой формы социальных отношений, построенных на равенстве. Право – не идеал должного, заданный неким ценностным содержанием, и не произвольный приказ публичной власти, уравнивающий подданных в подчиненном положении, но сама форма (норма), которая порождает особое качество охваченных им людей. Свободными не рождаются, свобода достигается в праве. Исторически прогресс свободы – в том, что принцип равенства распространяется на все более широкий круг людей и отношений, так что принципиальная всеобщность права становится исторической действительностью.

5

Г.В.Ф. Гегель. «Философия права». (М.: «Мысль», 1990)

Великий немецкий философ Георг Гегель (1770-1831) представил науку о праве как неотъемлемую часть философии – науки о духе, тем самым дав название самой дисциплине. Отличая действительное и неизменное право от произвольного определения того, что есть право, Гегель противопоставляет философию права – юриспруденции, которая в действительности нередко сталкивается с неразумными и случайными установлениями. Субстанцию объективного духа составляет свободная воля, и «система права есть царство осуществленной свободы, мир духа, порожденный им самим». Развертывая идею свободной воли от абстрактного права к более конкретным определениям абсолютного разума, мыслитель организует в единую систему собственность, договор, правонарушение, а также семью, гражданское общество и государство. Общественные формы предстают последовательными уровнями объективации абстрактной свободы духа.

доктор юридических наук, профессор, сотрудник Института госудраства и права РАН, декан факультета права МВШСЭН




Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1