«Могут ли ценности помочь в управлении?!» – тема итогового семинара на специализации «Организационной психологии и управления персоналом» факультета практической психологии Шанинки

17.06.2013

Достойным завершением учебного года на специализации «Организационная психология» стала групповая дискуссия «Перспективы нематериального стимулирования труда», проведенная известными бизнес-консультантами и преподавателями факультета практической психологии Шанинки Александром Сосновым и Александром Гуном.

В качестве исходных для дискуссии послужили два вопроса. Первый: «Можно ли, исходя из национальных особенностей трудового поведения, и на российских предприятиях внедрять систему управления по ценностям, а не по целям?». Второй вопрос: «Знаете ли вы примеры, когда в системе мотивации деньги не являются приоритетным мотиватором, и насколько такая система эффективна в плане производительности труда?.

Тема вызвала неподдельный интерес и живое обсуждение. После прослушанного курса о мотивации труда, проведенного специалистами в области реформирования бизнеса, практически каждый участник эмоционально включался в обсуждение. Слушатели приводили примеры из своего опыта, когда в работе основным было ее содержание, интерес, свобода от административного давления и свобода выбора режима работы, хорошая команда, доверительные отношения в рабочей группе.

А.Сосновый и А.Гун выступали в роли «адвокатов дьявола» и настаивали на том, что особенности менталитета большинства российских работников не позволяют выстраивать эффективную систему мотивации на базе единых корпоративных ценностей. Что единые ценности предполагают понимание справедливости распределения доходов компании, а к этому не готовы наши отечественные собственники бизнеса. В свою очередь большинство работников считает любую систему оплаты несправедливой, т.к. владельцы компании, по мнению работников, присваивают результаты труда работников. Данный фактор, по мнению бизнес консультантов, в российском обществе очень силен. Его можно назвать «стихийным марксизмом» или «классовым подходом на бытовом уровне». В таких условиях выстраиванию единых корпоративных ценностей должно предшествовать повсеместное изменение менталитета и отношений между владельцами бизнеса и наемными работниками. Не помешало бы и иное более ответственное отношение к труду, а также более совершенные умения в организации работником собственной деятельности.

А главное, о чем свидетельствует опыт организационного консультирования, пока нет «социального заказа» на систему нефинансовой, ценностно-ориентированной мотивации труда и управления, нет четкого понимания у предпринимателей, что все в конечном итоге решает производительность труда персонала, а персонал является базовым элементом любого предприятия. При условии сохранения указанных условия российским руководителям не удастся масштабно подключать корпоративные ценности к процессу управления персоналом.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1