20-24 апреля Философско-социологический факультет РАНХиГС и факультет социальных наук МВШСЭН провели выездной конвент "Социология воображения" для студентов, аспирантов и молодых преподавателей.

15.05.2013
20-24 апреля в подмосковном пансионате "Солнечный" Философско-социологический факультет РАНХиГС и факультет социальных наук МВШСЭН провели выездной конвент "Социология воображения" для студентов, аспирантов и молодых преподавателей. Лекции, семинары, тренинги, обсуждения текстов: о том, что происходило на протяжении четырех насыщенных дней мероприятия предлагаем узнать из "полевого дневника" преподавателя Дениса Сивкова (Волгоградский филиал РАНХиГС).

День первый

DSCN6531.jpg

Сразу же после окончания конференции «Векторы развития современной России» участники Конвента переехали из Шанинки в ЗУОК «Солнечный». После расселения состоялось неформальное знакомство участников и преподавателей Конвента. Все представлялись и рассказывали о том, чем занимаются помимо науки и образования. Выяснилось, что на Конвенте присутствуют несколько любителей танцев, музыканты, фотографы и любители компьютерных игр.

День второй

Утро следующего дня началось официальным знакомством, где все представили свои темы исследования, рассказали о научных интересах. Виктор Вахштайн предложил интересный вопрос для научного воображения: «Какую бы вы книгу написали через двадцать лет?». Было много неожиданных ответов: от «Великого Синтеза» и «Квадратно-гнездового трактата» до исследования по экономической антропологии и социологии насекомых.

Во вступительном слове Виктор Вахштайн также отметил, что Конвент отличается от Школ тем, что это не столько образовательное мероприятие, условно разделяемое на преподавателей и слушателей, сколько совместное исследование по заданной теме.

Тон Конвента задал Виктор Вахштайн в вводной лекции «Эпистемология социологического воображения». Речь шла о роли воображения в социологической теории действия, о том, что проект действия - это анклав мира фантазий в мире рабочих операций. Также в лекции был экскурс в когнитивную социологию - воображение и память рассматривались как симметричные процессы. Кроме того,теория воображения могла бы изменить наше представление о темпоральности социального мира.

DSCN6683.JPGПосле обеда состоялась первая коллективная работа с текстом . Методом аналитического чтения, через проблематизацию и интерпретацию текста ресурсами самого же текста была прочитана работа А. Щюца «Символ, реальность и общество». В очередной раз поразило, как благодаря совместному чтению выявляется много идей на небольшой текстовой площади.

После перерыва Павел Степанцов прочитал лекцию «Продуктивная способность воображения», в которой речь шла о том, что воображение является условием возможности общезначимости нашего познания. Эта общезначимость базируется на так называемом "общем чувстве": наши представления и понятия непроизвольны, они значимы для других людей, которых мы реконструируем в нашем воображении.

Первый день завершился Тренингом «Метафора в социологическом исследовании». Участники разделились на группы по 4-5 человек во главе с тьютором, попытались, включить воображение и определить архитектурный объект через метафору, а также концептуализировать его. После презентации результатов мини-исследований Виктором Вахштайном и Павлом Степанцовым был произведен подробный «разбор полетов» результатов работы участников тренинга. Занятия перешли в неформальное общение, с интересными разговорами и играми.

День третий

Третий день Конвента начался с двух лекций волгоградских преподавателей. Андрей Кузнецов в лекции «О воображаемом и воображении у Брюно Латура» говорил о том, что воображение является не только личным делом каждого, приватной работой нашего сознания, но также инвестировано в такие общественные машины как литература, искусство, наука и технология. Будучи инвестированным в науку и технологии, воображение оставляет материальные следы в виде конкурирующих между собой возможных миров, которые, в свою очередь, открывают новые потенциальности. Социология Брюно Латура предоставляет нам инструменты не только для того, чтобы проследить работу воображения, но и, чтобы поставить на повестку дня вопрос о политическом контроле за распространением продуктов воображения. Денис Сивков в лекции «Воображение в конструировании иммунных систем» рассказал о том, как воображение в разных релевантных групп работает в создании различных моделей иммунной системы.

DSCN6694.JPGПосле лекций состоялась очередная работа с текстом Д. Харауэй «Биополитика постмодерных тел». После обеда участники Конвента приняли участие в тренинге «Теоретическое письмо». Участникам предлагалось на основе прочитанных текстов в письменном виде осуществить операцию проблематизации. Работа проходила не в группах, а в индивидуальном режиме. Вечером того же дня декан философско-социологического факультета РАНХиГС Петр Сафронов прочитал лекцию «Думают ли электроовцы о Боге? Воображение бытия». Лектор попытался показать, что после Канта философия стала очень богатой понятиями, но бедной бытием. Так случилось потому, что Кант считал воображение универсальной синтетической силой. Философия может стать богатой бытием только если сократит множество своих понятий. Сделать это можно, если отнестись к воображению как аналитической способности, которая не комбинирует вещи из слов, а просто ставит под вопрос отношения между вещами. День закончился неформальным общением участников конвента.

День четвертый

Этот день начался с лекции Виктора Вахштайна «Утопическое воображение». Лектор рассказал о кодах утопического воображения, о том, как эти коды нашли сове воплощение сначала в литературе, потом в архитектуре. Кроме того речь шла о влиянии утопического воображения на социологическую теорию, о де-утопизации социологии в 60-е годы ХХ века. В это время оппозиция утопия-антиутопия сменилась оппозицией утопия-гетеротопия, что повлекло за собой изгнание утопии из социологии. Тем не менее утопическое возвращается в социологическую теорию сегодня через исследования техники.

DSCN6696.JPGДалее в группах в режиме аналитического чтения работали с текстом Никласа Лумана «Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества». После аналитического чтения в программе была лекция Алексея Титкова «Структурализм полвека спустя: почему он вернется?», в которой говорилось, что для социологии структурализм и постструктурализм это не просто эпизод истории XX века, а два базовых способа представить себе социальные отношения. Основные альтернативы, которые за ними стоят: социальный мир иерархический или плоский; правила, которые его организуют, существуют сами по себе или создаются участниками взаимодействий. Лектор пришел к выводу, что постструктуралистское воображение такое же ограниченное, как и его предшественники, его провалы и альтернативы ему можно угадать уже сейчас. Закончился день тренингом, на котором необходимо было концептуализировать сновидение – через концепты дать базовую дефиницию.

День пятый

В последний день конвента Павел Степанцов прочитал лекцию на тему «Смена акцента и интерпретация действия». Здесь говорилось о том, что интерпретативистское прочтение социологии Вебера приводит к скептическому парадоксу: мы не можем знать смысл, который действующий вкладывал в свои действия и, соответственно, для нас сокрыт смысл действия. Витгенштейнианская философия позволяет избежать этого парадокса за счет формулировки коммуникативной адекватности схватывания смысла действия, которая противостоит интерпретации смысла. Далее программу продолжила коллективная работа с фрагментом из «Заботы о себе» Мишеля Фуко «Метод Артемидора», посвященному способам интерпретации сновидений.

DSCN6712.JPGЗакончился Конвент синопсисом, на котором каждый участник мог представить свой исследовательский проект и обратной связью, где все участники высказали пожелания в отношении работы Конвента.

Хотелось бы сказать большое спасибо организаторам, преподавателям и участникам за насыщенное работой время и воображение!

До новых встреч, друзья! 


Ридер Социологического конвента

Программа Социологического конвента



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1